Ауробинда Махапатра

ИНДИЯ - РОССИЯ: ПРЕОДОЛЕТЬ СИНДРОМ "РУПИИ ЗА РЕАКТОРЫ"

Обыкновенно характеристика индийско-российских отношений сводится к тому, что между нашими странами наблюдается взаимопонимание по политическим и стратегическим вопросам, но в сфере экономики этим отношениям недостает синергии, некой слаженности. Эту точку зрения высказал, в частности, премьер-министр Индии Манмохан Сингх во время 8-ой ежегодной встречи с российским президентом В. Путиным 12 ноября 2007 года, сравнив значительные объемы российской торговли с Китаем и Евросоюзом с застрявшим на отметке 4 миллиардов долларов объемом российско-индийской торговли. В первой половине 2007 года объем торговых операций между Индией и Россией был немногим более 2.7 миллиарда долларов (на 38% больше, чем за аналогичный период 2006 года, в котором полный товарооборот между нашими странами составил 3.9 миллиарда долларов). Объем же торговли между Россией и Китаем составляет 35 миллиардов долларов, между Россией и Евросоюзом - свыше 200 миллиардов. Другими словами - величины несравнимые.

В 1991 году и Индия, и Россия приступили к осуществлению рыночных реформ. Индийская экономика продемонстрировала внушительные - на уровне 7% в год - показатели роста. Золотовалютные резервы Индии перевалили за отметку в 200 миллиардов долларов. Российская экономика тоже, в особенности начиная с 1998 года, растет впечатляющими темпами, главным образом благодаря высоким ценам на энергоносители. По одной из оценок, в 1999 году прирост ВВП в России составил 6.4%, в 2000 - 10%, в 2001 - 5.1%, в 2002 - 4.7%, в 2003 - 7.3%, в 2004 - 6.6%. Высокие цены на природные ресурсы, особенно на нефть, экспортером которой является Россия, помогли ей преодолеть трудный этап трансформации из экономически слабой страны в страну с жизнеспособной экономикой. Однако, несмотря на колоссальный экономический подъем, имевший место в наших странах, и на огромный потенциал двустороннего сотрудничества, особых достижений на экономическом фронте в индийско-российских отношениях не наблюдалось.

Эпоха, отсчет которой начался с завершением холодной войны, не только принесла с собой смещение геостратегического баланса с запада на восток, но и ознаменовалась в ряде отношений переносом центра тяжести с военной проблематики на экономическую дипломатию. На фоне быстрого развития многих стран мира, их стремления укреплять внешнеэкономические связи состояние индийско-российских отношений не может не огорчать. Причиной неудовлетворительного состояния дел является синдром "рупии за реакторы". Суть данного синдрома, в широком смысле, - в недостаточной диверсификации экономического сотрудничества, замкнутого на ограниченное число отраслей. Это вооружения и военная техника, в том числе трансфер вооружений, совместные разработки и проектирование, космос и атомная энергетика. Как сообщалось, на недавней ежегодной встрече было принято решение использовать долги в рупиях для решения задачи создания многофункционального транспортного самолета, а не направлять эти средства на достижение прочих целей. Сотрудничество в области атомной энергетики затормозилось из-за того, что якобы по причине требований, выдвигаемых Группой ядерных поставщиков, не удалось, как ранее предлагалось, заключить соглашение о поставке российских реакторов для станции в Куданкуламе. Индийская оборонная программа более чем на 50% связана с Россией.

В последнее время мы стали свидетелями заключения крупных сделок в области вооружений. Первый шаг в направлении развития совместных разработок был связан с ракетами "БраМос". Кроме того, контракт на сумму 1.8 миллиарда долларов на аренду двух атомных подводных лодок позволил возобновить замороженные в 90-е годы работы по их постройке в России. Имеются планы по совместному использованию военной базы в Средней Азии. Россия также предлагает Индии прибрести самолеты МиГ-35с. Стоимость одного такого истребителя для Индии должна составить 1,5-2 млрд. рупий, а полная цена контракта - 250 млрд. рупий. Данные самолеты представляют собой улучшенную версию МиГ-29с. В настоящее время конструкторское бюро Бериева строит для Индии три самолета радиоразведки А-50 (AWACS) версии А-50EhI. Данный самолет, оснащенный оборудованием производства России, Израиля и Индии, станет первой построенной в России системой этого типа.

В ходе недавнего визита индийского премьера в Россию было заключено четыре соглашения. Одно из них касалось инвестирования рупиевых долгов в создание многоцелевого транспортного самолета. Другое соглашение посвящено запуску лунной миссии "Чандраян-1". В третьем из заключенных соглашений речь идет о создании истребителя пятого поколения. Наконец, четвертое соглашение посвящено борьбе с наркотрафиком и отмыванием преступных доходов. Предполагается, что беспилотная миссия "Чандраян-1", в ходе осуществления которой на Луну будет доставлен луноход, осуществится до 2011 года и придаст мощный импульс развитию космических исследований. Наши страны подписали соглашение, цель которого состоит в совместной разработке и производстве нового транспортного самолета, который должен прийти на замену составляющего основу индийского военно-транспортного авиафлота устаревающего АН-32. Инвестиции в рамках данного контракта будут осуществляться на паритетной основе и составят 600 миллионов долларов. Однако все эти соглашения не являются решением проблемы диверсификации индийско-российского экономического сотрудничества.

В числе проблем, препятствующих развитию связей между нашими странами, - недостаточность информационного обмена по деловой проблематике. Один из аспектов этой проблемы связан с подписанием договора о многократных визах. Пожелание индийской стороны состоит в том, чтобы приглашения было достаточно для немедленного и автоматического получения представителями индийского бизнеса визы для посещения деловых мероприятий в России. Россия требует от Индии подписания соглашения, нацеленного, прежде всего, на противодействие нелегальной иммиграции в Россию через третьи страны.

На наш взгляд, при обсуждении вопросов экономического сотрудничества лидерам наших стран следует уважать взаимные интересы и порвать с традицией мышления, сформировавшейся в эпоху холодной войны, когда двусторонние экономические связи формировались, в первую очередь, за счет торговли вооружениями. Следует преодолевать психологические барьеры, и этому в значительной мере могло бы способствовать упрощение визового режима, которое дало бы гражданам наших стран возможность большего взаимодействия.

Недостаточность инфраструктуры как на географическом, так и на организационном уровне, также тормозит развитие торговли. Предлагаемый проект международного транспортного коридора "Север - Юг" еще только предстоит реализовать. Для Индии он станет кратчайшим путем в Россию и в Европу.

Узость номенклатуры торговли и высокая доля в ней сырья принадлежат к основным препятствиям на пути развития индийско-российского экономического сотрудничества. За вычетом вооружений, российский экспорт в Индию примерно на 60% состоит из сырья, продукции черной и цветной металлургии, удобрений, целлюлозно-бумажной продукции. Имеются трудности для расширения торговли фармацевтической продукцией, хотя в этой области наличествует огромный потенциал. На регистрацию фармацевтической продукции уходит 2-3 года. За такой срок рыночная ситуация успевает измениться, и производителям приходится переходить к продвижению новых товаров. Номенклатуру товаров необходимо расширять. Есть большие возможности в области электроники, биотехнологий, огранки алмазов, телекоммуникаций, развития инфраструктуры, в том числе строительства автомагистралей, портов, аэропортов, метрополитена, в сферах добычи и транзита углеводородного топлива, прокладки трубопроводов, черной и цветной металлургии, автомобилестроения.

На поверку, если из баланса нашего сотрудничества изъять вооружения, то окажется, что уровень двусторонней торговли опустился сейчас до низшей отметки за последние 20 лет. За вычетом оружейной торговли индийско-российский годовой товарооборот оценивается всего-то в 2 миллиарда долларов. Синдром "рупии за реакторы" должен быть преодолен. Чтобы осуществилась общая для индийцев и русских мечта - довести уровень двусторонних экономических отношений до 10 миллиардов долларов в год, нашим странам понадобится перейти к многогранному сотрудничеству.

Д-р Дебидатта Ауробинда МАХАПАТРА - исследователь из Центра Центрально-Евразийских исследований Университета Мумбаи (Индия), специалист по индийско-российским отношениям.

по информации "Фонд стратегической культуры"

01.02.2008