Вячеслав Белокреницкий

ТАК ЛИ БЕЗРЕЗУЛЬТАТЕН БЛИЦ-ВИЗИТ МАНМОХАНА СИНГХА В РОССИЮ?

Визит премьер-министра Индии Манмохана Сингха в РФ 11 - 12 ноября 2007 года был кратким и не сопровождался встречами с общественностью. Этим он отличался от первого посещения М. Сингхом Москвы два года назад. Визит достаточно скупо освещался в российских и индийских СМИ.

В индийской прессе перед визитом появлялись сообщения о трениях между сторонами по протокольным вопросам, которые были разрешены с учетом индийских пожеланий в пользу сохранения прежнего формата встречи, где главную роль играют переговоры между первыми лицами - президентом РФ и премьер-министром Индии. Индийская печать сдержанно сообщила об основном содержании и результатах визита. В комментариях российской прессы высказывались предположения о трещине в отношениях между нашими странами и об их возможном охлаждении (Коммерсант, 13.11.07; НГ, 12.11.07)

Между тем главные участники состоявшихся встреч и переговоров выразили удовлетворение их результатами. Президент России В.В.Путин, высоко оценив итоги состоявшихся бесед, подчеркнул, что визит был продолжением регулярного диалога. М. Сингх выразил "чрезвычайное" удовлетворение обсуждениями. Стороны подписали несколько соглашений, среди которых два касались военно-технического сотрудничества - о совместной работе по созданию многоцелевого среднего транспортного самолета (Ил-214) и многофункционального истребителя пятого поколения. Еще одно соглашение подводит черту под проблемой старого индийского долга СССР (т.н. рупийной задолженности). Наконец, четвертое соглашение регулирует рамки сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Подписанные соглашения не носят масштабного характера и не вполне оправдывают ожидания, возникшие после визита В.В. Путина в Индию 25 - 26 января 2007 г. Во время и после этой встречи, приуроченной к празднованию Дня независимости Индии в год ее 60-летия (российский президент был главным иностранным гостем на торжествах по этому поводу), стороны вели переговоры о заключении всеобъемлющего договора о торгово-экономическом сотрудничестве. С целью его подготовки была создана специальная исследовательская группа. Ожидалось также, что к моменту визита индийского премьера будет готово к подписанию соглашение о сотрудничестве в атомной энергетике.

Несмотря на отсутствие крупных достижений, визит принес результаты, которые не следует преуменьшать. Помимо закрепления регулярности встреч на высшем уровне (ежегодных саммитов) он позволил сторонам продолжить работу на обоих направлениях, вызывающих сегодня повышенное внимание - торгово-экономическом и атомном.

Масштабы экономического сотрудничества и двусторонней российско-индийской торговли, в целом, пока не соответствуют ожиданиям. Взаимный товарооборот еще очень невелик как в абсолютном (4 млрд. долл. США с учетом поставок российского оружия и специальной техники), так и в относительном выражении. Основная часть торговли Индии приходится на США и ЕС, а ее торговый оборот с Китаем вырос за последние 7 - 8 лет в 10 раз, превысив 20 млрд. долл. Россия также в основном ориентирована на рынки Европы, но при этом товарообмен с КНР вырос у нас почти до 40 млрд. долл.

Объемы двусторонней торговли в немалой степени зависят от экономического взаимодействия. А оно и недостаточно, и протекает в таких формах, которые не отражаются существенно на торговых связях. Во время российско-индийской встречи было выдвинуто предложение о создании под эгидой Минэкономразвития России и Министерства торговли Индии объединенной рабочей группы для подготовки соглашения о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве. Речь идет, таким образом, о повышении статуса совместных органов, занимающихся разработкой мер по улучшению ситуации в этой области, где, кстати, в последние годы уже произошли определенные подвижки. В 2006 и 2007 гг. товарооборот рос быстрыми темпами (на 27 и 30%). При сохранении темпов, равных последнему показателю (получены на базе российских данных за первые восемь месяцев 2007 года), товарооборот к 2010 г. достигнет 9 млрд. долл., т.е. вплотную приблизится к выполнению задачи, о которой не раз говорили руководители двух государств - выйти к концу десятилетия на уровень 10 млрд. долл.

Надо отметить, что такой прогресс в торговле достигнут за счет увеличения российского экспорта. Торговый баланс, традиционно положительный для Индии, сменился на отрицательный для нее уже по итогам 2003-04 финансового года (согласно индийской таможенной статистике). По данным российской стороны, в 2006 г. экспорт из России превысил 2,3 млрд. долл., а импорт из Индии составил около 0,9 млрд. Иными словами, сальдо торгового баланса оказалось сведено с большим, почти в 1,5 млрд. долл., дефицитом для Индии.

Такой перекос, создавшийся в немалой мере за счет военных поставок, но не только по этой причине, беспокоит индийскую сторону. Недаром новый посол Республики Индии в РФ П. Шукла считает важным не допустить снижения индийского экспорта (РИА Новости, 24.09.07). Делать это придется в новых условиях, когда вывоз индийских товаров не будет поддерживаться использованием "долговых рупий". Мало того, что их запасы истощились (долг Индии бывшему СССР сократился с 10 до 1 млрд. долл.), но к тому же, как сообщили некоторые российские газеты, окончательное урегулирование вопроса о долге заключается в их использовании в Индии для финансирования вышеупомянутой программы строительства многоцелевого транспортного самолета.

Создание межминистерской рабочей группы, о которой стороны, судя по всему, в принципе договорились в ходе визита М. Сингха, представляется важным шагом. Для достижения успеха необходимо, по-видимому, расширять контакты как между госкорпорациями (на этом уровне сотрудничество обычно развивается более успешно), так и между частными структурами. Регулярные встречи руководителей двух государств с представителями деловых кругов (последний визит М. Сингха не составил исключения) пока не приносят желаемых результатов.

По-прежнему острой остается проблема удешевления транспортных расходов и сокращения сроков доставки грузов. Начатая в 2000 г. работа над международным проектом транспортной артерии "Север - Юг" с участием Ирана в качестве "среднего звена", соединяющего Россию и Индию, до последнего времени была недостаточно эффективной. Серьезно сказываются на взаимной торговле и ограниченные возможности российских портов в Черном море.

Что касается сотрудничества в атомной области, то оно, являясь частью торгово-экономических взаимоотношений, имеет "чувствительную" сторону, т.к. вплотную соприкасается с проблемой ядерного оружия. Индия, как известно, до сих пор не подписала договор о ядерном нераспространении (ДНЯО) и не хочет подписывать его в статусе неядерной державы. Проведя в мае 1998 г. серию испытаний ядерных боезарядов, Дели не отказался от развития военной программы, хотя и взял на себя обязательство соблюдать мораторий на испытания. В июле 2005 г. и марте 2006 г. руководители Индии и США поставили подписи под первоначальным и уточненным вариантами соглашения, которое позволяет Вашингтону содейстовать Дели в развитии атомной энергетики в обход ограничений, которые налагает ДНЯО. Достижение этих договоренностей вызвало критику со стороны влиятельных общественных и политических сил в обеих странах. В октябре 2007 г. дальнейшее движение в сторону "операционализации" ядерного соглашения было заблокировано коалицией левых индийских партий, которые поддерживают "извне" кабинет М. Сингха (Объединенного прогрессивного альянса по главе с Индийским национальным конгрессом). Основанием для критики соглашения явился идеологический антиимпериализм левых.

Индийское правительство, не желая досрочного роспуска парламента, постаралось "разрулить" ситуацию, обратив особое внимание на позиции тех государств, с которыми левые в Индии обычно считаются. В октябре председатель правящей партии ИНК Соня Ганди совершила поездку в КНР, причем это был визит на межпартийном уровне - случай беспрецедентный для индийско-китайских связей.

Поездку М. Сингха в Москву можно также рассматривать в этом контексте. Видимо, не случайно индийский премьер особенно благодарил В.В. Путина за поддержку в ядерной сфере. "Я благодарю президента России за поддержку, оказанную нашей программе ядерных исследований и за его участие в снятии международных ограничений на ядерное сотрудничество с Индией", - сказал он на брифинге по итогам переговоров.

Надо напомнить, что Россия в 1998 г. воспользовалась заключенным еще в советское время соглашением о строительстве атомной электростанции на юге Индии в г. Куданкулам и начала переговоры об установке двух ядерных реакторов мощностью в 1 тыс. мегаватт каждый в обход ограничений, которые накладывают позднее принятые на себя РФ обязательства в отношении сотрудничества в ядерной области со странами, не подписавшими ДНЯО. Строительство АЭС в Куданкуламе ныне близится к завершению, и Москва заявляет о намерении установить там еще четыре реактора, а также построить другие АЭС.

Уже после возвращения М. Сингха из Москвы в Дели стало известно о новом раунде переговоров по ядерному соглашению между правительственной коалицией и левыми силами, главную роль среди которых играет Компартия Индии (марксистская). Хотя левые заявляют, что не изменили критического отношения к индийско-американским договоренностям, они согласились дать "зеленый свет" переговорам индийского правительства с МАГАТЭ (Международным агентством по атомной энергии, осуществляющим контроль за соблюдением ДНЯО), о заключении делающего исключение для Индии соглашения по сотрудничеству с ней в сфере мирного атома. Если Дели удастся пройти этот путь до конца (а кроме МАГАТЭ требуется еще согласие Группы ядерных поставщиков), перед ним откроются новые возможности развивать атомную энергетику страны, что, безусловно, важно ввиду стремительно растущих энергетических потребностей страны.

Не впадая в логическую ошибку "post hoc, ergo propter hoc" (после этого, следовательно - поэтому), можно все же предположить, что визит М. Сингха в Москву способствовал смягчению остроты, которую приобрела в Индии проблема реализации индийско-американского "ядерного соглашения". Очевидно, что в сотрудничестве с Индией в атомной энергетике заинтересован целый ряд стран, - не только США, но также Россия, Франция и другие. В атомной области у России хорошие конкурентные возможности. Это одна из тех сфер, которые способны реально повлиять на весь спектр двусторонних торгово-экономических отношений, и уже по одной этой причине недавний визит М. Сингха в Москву можно считать весьма продуктивным.

по информации "Фонд стратегической культуры"

24.11.2007