Виктор Гончаров

НИГЕР: США И ФРАНЦИЯ - ПОЛНЫЙ РАЗДРАЙ

Несмотря на то, что после свержения в Нигере президента Мохамеда Базума и прихода к власти военных во главе с командующим Республиканской гвардией генералом Абдуррахманом Тчиани прошло уже три месяца развитие ситуации в этой стране по-прежнему привлекает пристальное внимание. И оно связано в первую очередь с противоречиями, возникшими между двумя основными внешними игроками - Францией и ее старшим партнером США из-за путей и средств разрешения этого кризиса.

Дело в том, что из всех стран Запада реакция Франции на этот переворот была самой жесткой. Как представляется, ее внешняя политика сегодня в большей степени определяется ситуативными эмоциями на происходящие в мире процессы, нежели продуманной стратегией хотя бы на ближайшую перспективу.

Понадеявшись на всемерную поддержку своих союзников в Африке, в частности США, президент Эммануэль Макрон отказался признавать новые власти, поддержал решение руководства Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) о возможном применении силы против Нигера, (которое он сам же и инициировал с помощью отдельных франкоязычных лидеров этой организации) и безапелляционно потребовал от новых руководителей, назвав их «нелегитимными деятелями», восстановить у власти свергнутого президента.

Также как и Саркози, который спровоцировал в 2011 году страны НАТО на военную интервенцию в Ливии с целью свержения режима Муаммара Каддафи, Макрон попытался решить проблему Нигера чужими руками - с помощью вооруженных сил стран ЭКОВАС.

Кроме этого, отмечает американское издание Consortium News, Париж рассчитывал на то, что инициированный Республиканской гвардией переворот не получит широкой поддержки военных кругов и населения и это вынудит его организаторов искать пути урегулирования кризиса при его посредничестве.

Но Ниамей не поддался давлению и дал не менее жесткий ответ: объявил о денонсации пяти соглашений с Францией о военно-техническом сотрудничестве, заключенных в период с 1977 по 2020 год, и потребовал вывода французских войск в течение 30 дней вместе с отзывом французского посла, что фактически сделало президента Макрона нерукопожатным в Ниамее.

К тому же оказалось, что при разрешении этого конфликта пути Вашингтона и Парижа значительно расходятся. Белый дом, выступая на словах за восстановление конституционного порядка, делает упор на поддержание в стране стабильности с целью решения своей главной стратегической задачи в Нигере - сохранить во что бы то ни стало свои военные базы, десятилетнее соглашение о размещении которых на территории этой страны истекает в следующем году, и не допустить ввода в страну российской ЧВК Вагнер. Что касается Базума, то США не ставят во главу угла своей политики его возвращение во власть, они лишь выступают за его освобождение, чтобы не поставить под угрозу продление действия договора о военных базах.

Не оправдался прогноз парижских стратегов и на скорый раскол в рядах вооруженных сил и выступлений населения против военного режима. Хотя, по наблюдениям The Washington Post, «хунту раздирают внутренние противоречия», ей все же удалось привлечь на свою сторону значительную часть населения, особенно молодежь, в кругах которой бывший президент Мохамед Базум и его предшественник Махамаду Иссуфу считаются французскими марионетками. Что же касается поддержки населением переворота, то, по данным индийского аналитического центра Gateway House, 78 процентов местных мужчин c высшим образованием во время телефонного социологического опроса выступили в поддержку переворота и отдали предпочтение сотрудничеству с Россией, а не с Францией и США.

В целом для понимания политики США в зоне Сахеля и отношения Вашингтона к событиям в Нигере надо исходить из положений новой африканской стратегии США в Африке, принятой в прошлом году администрацией Джо Байдена. Их суть сводится к тому, что Африка южнее Сахары, в которую входят 46 из 54 африканских государств, имеет «решающее значение для продвижения глобальных приоритетов США», так как она является «одним из быстрорастущих регионов мира по численности населения с крупнейшей зоной свободной торговли» и самой многочисленной в ООН региональной группой государств, что представляет «огромную важность для обеспечения интересов национальной безопасности США».

Что касается Нигера, то, в понимании бывшего командующего силами специальных операций США в Африке с 2017 по 2019 год генерала Маркуса Хикса, это звучит так: «Нигер был нашим последним бастионом надежды и безопасности в Сахеле», поэтому «сама мысль о том, что мы оставим вакуум для пагубного российского влияния была бы настоящей трагедией».

Здесь американский генерал забыл упомянуть Китай, за которым, по замечанию одного из экспертов Fox News, Вашингтон «пустился вдогонку», чтобы наверстать упущенные возможности за годы забвения Черного континента. И действительно за последнее время Китай стал вторым после Франции иностранным инвестором в экономику Нигера. По данным посольства США в Ниамее, общий объем его прямых инвестиций в эту страну на конец 2020 года составил 2,68 миллиардов долларов, главным образом в разведку и разработку урановых и нефтяных месторождений.

Этой же логике следуют и нынешние руководители Пентагона. Именно они сыграли решающую роль в определении политики США в отношении переворота в этой стране. Так, пресс-секретарь Министерства обороны США Сабрина Сингх, указывая от их имени на важность Нигера в борьбе с исламистским терроризмом в зоне Сахеля, заявила, что «мы не хотим, чтобы это партнерство прекратилось…Мы вложили сотни миллионов долларов в создание военных баз, обучение, подготовку тамошних военных и поэтому мы заинтересованы в мирном урегулировании».

При этом в американском экспертном сообществе, замечает Bloomberg, считают, что США должны действовать в зоне Сахеля, исходя из своих собственных интересов, независимо от того устраивает ли это Францию или нет. Из этого можно сделать вывод, что Вашингтон готов сотрудничать с любым режимом, который будет находиться у власти, добиваясь от него максимальных уступок.

На самом деле так и происходит. Пока Париж, отложив в сторону дипломатический этикет, занимался перетягиванием канатов со своими несговорчивыми военными партнерами, подливая масла в огонь заявлениями о том, что он не позволит «хунте вышвырнуть его войска из страны», Вашингтон тем временем прилагал всевозможные усилия для налаживания контактов с новыми властями.

Для достижения поставленных целей, как отмечает издающийся в Лондоне журнал Africa Report, американцы прибегают к политике «кнута и пряника», угрожая отказом оказания военной и финансово-экономической помощи. Ими также широко распространяется информация о том, что одновременно они ведут переговоры о создании альтернативных баз в Западной Африке на случай, если их военному контингенту потребуется покинуть территорию Нигера. И в конечном итоге это стало приносить свои плоды.

По заявлению командующего ВВС США в Европе и Африке генерала Джеймса Хекера, еще в первой половине августа они договорились с военным руководством Нигера о возобновлении полетов БПЛА и пилотируемой авиатехники на авиабазах Нигера с целью сбора разведывательной информации о дислокации джихадистов. В данном случае речь идет об авиабазе 201 в городе Агадес стоимостью 110 миллионов долларов, построенной в 2019 году для запуска весьма эффективных аппаратов типа MQ-9 Reaper, которая относится к числу крупнейших военных объектов США в Африке, а также об авиабазе 101 в столице страны Ниамее.

Говоря о достигнутом соглашении, генерал отметил, что это стало возможным благодаря дипломатическим усилиям с их стороны. И это отнюдь не новость, что Пентагон в Африке подчас стал выполнять функции Госдепа, когда это входит в сферу его деятельности. Что касается Нигера, то в данном случае они наверняка воспользовались услугами свои бывших подопечных, участников переворота, прошедших военную подготовку в США, которых во властных структурах сегодня в Нигере насчитывается не менее пяти человек.

По свидетельству The Wall Street Journal, начальник штаба вооруженных сил Нигера, бригадный генерал Мусса Салау Барму, получивший военное образование в США, в последнее время стал основным каналом связи между США, в первую очередь Пентагоном, и военным руководством Нигера.

Примечательно и то, что премьер-министр переходного правительства Нигера Али Махаман Лиман Зейн 19 августа на вопрос корреспондента The New York Times о дальнейшей судьбе американского военного контингента численностью 1100 военнослужащих ответил, что «придет время для пересмотра соглашений о их пребывании», подчеркнув при этом «чрезвычайно разумную позицию Белого дома в поисках разрешения кризиса в Нигере дипломатическими, а не военными средствами».

Эта оценка со стороны официального Ниамея подхода Белого дома к развитию связей с Нигером говорит о том, что, игнорируя интересы Франции, он уже давно ведет закулисные переговоры с военными властями в одностороннем порядке. Конкретным подтверждением этого стала статья в журнале Jeunе Afrique, в которой утверждается, что «США, установившие связи с новым военным руководством Нигера, убедили нынешнего председателя ЭКОВАС нигерийского президента Бола Тинубу отказаться от вооруженного вторжения в Нигер, за которое открыто ратовал французский президент.

В этих условиях 24 сентября через два месяца после переворота президент Эммануэль Макрон, осознав, что Вашингтон его элементарно «кинул», а по образному выражению канадской The Global and Mail «США в Нигере бросили Францию под колеса автобуса», был вынужден объявить о выводе своих войск из Нигера. «Администрация Байдена, - продолжает газета, - в очередной раз поставила Францию под удар, заигрывая с путчистами на сей раз в Нигере… Вашингтон, похоже, теперь готов заключить сделку с военной хунтой - оставить в стране 1100 американских военнослужащих и американскую базу беспилотников, даже если это означает оттеснение Франции на второй план в этом регионе, который она долгое время считала своей сферой влияния».

По мнению многих экспертов, во Франции, надеявшейся на «атлантическую солидарность» при решении вопросов, затрагивающих интересы обеих сторон, никак не ожидали, что один партнер может так бесцеремонно «опустить» другого. Если бы Париж мог предвидеть такой разворот событий, то он сам бы договорился с военными властями о выводе своих войск на более благоприятных для себя условиях, не связанных с таким резким обострением двусторонних отношений.

В данном случае Вашингтон посягнул на интересы своего стратегического союзника в Африке, вместе с которым он создавал в зоне Сахеля систему безопасности, по которой, как подчеркивает американская The Huffington Post, переворот в Нигере «нанес сокрушительный удар». Поэтому уход Франции из Нигера самым негативным образом скажется на эффективности контртеррористической борьбы в Западной Африке. Уже сейчас отмечается рост террористической активности в ряде районов Нигера, в результате которой потери армии этой страны составили 29 человек.

О том, что в Нигере США ведут закулисную борьбу в Париже знали с самого начала конфликта, но не предполагали, что она примет столь серьезный оборот. Все началось с визита в Ниамей 8 августа заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд, который большинством американских СМИ был признан неудачным на основании того, что ей было отказано во встречах с главой государства генералом Тчиани и свергнутым президентом Мохамедом Базумом.

Но создается впечатление, что эти оценки носили отвлекающий характер, чтобы скрыть истинные намерения Вашингтона на деле установить рабочие контакты с новыми военными властями. Как тогда квалифицировать заявление уже упомянутого генерала Джеймса Хекера о получении от военных властей разрешения на возобновление полетов американских БПЛА в первой половине августа, когда в это же время Нуланд проводила переговоры с начальником штаба вооруженных сил Нигера генералом Муссой Салау Барму и тремя его полковниками, предупреждая какие невзгоды их ожидают в случае отказа от сотрудничества с США. По ее же словам, ее собеседники проявили полное понимание того, к чему может привести игнорирование интересов США.

И чем же тогда можно объяснить столь резкую реакцию Франции на ее визит. По информации Le Figaro, полученной из дипломатических источников, Париж был крайне недоволен его результатами, так как они оказались совершенно противоположными тому, на что рассчитывали на «Ке д’Орсе». По заявлению одного из дипломатов, комментировавшего итоги этого визита Нуланд, «с такими союзниками нам и врагов иметь не надо».

Последовавшее вслед за визитом Нуланд направление в Нигер нового американского посла также вызвало сильное раздражение Парижа, который расценил этот демарш как признание легитимности военного режима. Этот шаг Вашингтона французская Le Monde назвала «ударом в спину».

Смирится ли Елисейский дворец с таким поведением гегемона, поставившим Францию в унизительное положение, покажет дальнейшее развитие обстановки. При этом вывод французских войск из Нигера не следует квалифицировать как тотальный уход Франции из этой страны. Переворот действительно явился серьезным ударом по престижу Парижа, но он по-прежнему остается одним из главных экономических партнеров с серьезными рычагами влияния на политическую жизнь.

По мнению многих аналитиков, в условиях, сложившихся внутри страны и вокруг нее, не следует ожидать скорого разрешения кризиса в Нигере, вступающего сегодня в полосу тяжелых испытаний. Как одно из беднейших государств мира, оно ежегодно до переворота получало в качестве помощи на цели развития около 2 миллиардов долларов. Его бюджет на 2023 год был сверстан в размере 5,53 миллиарда долларов, из которых 2,2 миллиарда или 40 процентов должны были поступить из внешних источников. Однако введение экономических санкций ставит под большое сомнение его выполнение.

После того, как 10 октября США признали события 26 июля как государственный переворот, Вашингтон в целях усиления давления на военные власти, чтобы сделать их более податливыми на ведущихся переговорах, одновременно объявил о заморозке 200 миллионов долларов на борьбу с терроризмом и 442 миллиона долларов на осуществление ряда экономических программ. Их возобновление, по словам пресс-секретаря Госдепа М. Миллера, потребует «от хунты восстановления в стране демократического правления в короткие и заслуживающие доверия сроки».

Франция, помощь которой на цели развития в прошлом году составила 130 миллионов долларов, в этом году отказалась от ее предоставления, а страны ЭКОВАС приостановили все коммерческие операции с Нигером, заморозив его активы в центральном региональном банке. Соседняя Нигерия, которая на 70 процентов обеспечивает потребности Нигера в электроэнергии, прекратила ее подачу.

Все это вместе взятое привело к росту цен на продукты питания и товары первой необходимости, включая лекарства.

Что касается внешнеполитического курса военного руководства, то он в значительной степени будет определяться интересами глобальных игроков и региональных держав Ближнего Востока и Африки не только геополитического, но и экономического характера. При этом не следует ожидать, что, по примеру военных режимов Мали и Буркина-Фасо, он будет характеризоваться жесткой антизападной направленностью.

Виктор Гончаров, эксперт-африканист, кандидат экономических наук, специально для журнала «Новое Восточное Обозрение»

Источник: Новое восточное обозрение

13.11.2023