Виктор Михин

САХЕЛЬ НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ БОРЬБЫ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА

Ухудшающаяся ситуация с безопасностью в африканском регионе Сахель подчеркивает необходимость переоценки как военных усилий, так и стратегий безопасности для его стран. Напомним, что Сахель — это регион в Африке, определяется как экоклиматическая и биогеографическая область переходного периода между Сахарой на севере и суданской саванной на юге. Обладая жарким полузасушливым климатом, он простирается через юго-центральные широты Северной Африки между Атлантическим океаном и Красным морем.

Сахельская часть Африки включает – с запада на восток – части северного Сенегала, южную часть Мавритании, центральную часть Мали, северную часть Буркина-Фасо, крайний юг Алжира, юг Нигера, крайний север Нигерии, Камерун и Центральноафриканскую Республику, центральный Чад, центральный и южный Судан, крайний север Южного Судана, Эритрею и крайний север Эфиопии. Этот густонаселенный регион чреват этническими и расовыми проблемами, а также призраком вооруженного терроризма.

Страны Сахеля, как и большинство африканских государств, за последние годы пережили более чем достаточную долю военных переворотов, гражданских конфликтов, голода и раздробленности, а некоторые даже пережили крах государства и его институтов. В первую очередь, эксперты вину за это возлагают на бывшую колониальную державу Францию, которая до сих пор господствует в ряде стран этого региона, и нового мощного неоколониального государства – США, пытающихся установить здесь свои порядки.

Беспорядки не обошли стороной Судан и Чад. Судан пережил жестокий голод, который опустошил его периферию, что привело к разделению территории площадью около миллиона квадратных миль на северную часть, где проживает две трети населения, и южную часть, выделенную остальным. Однако эти неспокойные обстоятельства не помешали диктаторским режимам сохранить свою власть. Бывший президент Судана Омар Аль-Башир (занимал свой пост с 1989 по 2019 год) и его чадский коллега Идрисс Деби (1990-2021) оба стали главными фигурами на фоне беспорядков, несмотря на их преимущественно враждебные отношения. Следует заметить, что оба эти режимы пользовались поддержкой Вашингтона.

После падения созданной США группировки ДАИШ (запрещена на территории РФ) в Сирии и Ираке Сахельский регион стал одним из самых опасных регионов мира с точки зрения его растущего влияния. Более того, Нигер, в частности, сталкивается с целым рядом взаимосвязанных проблем в области безопасности. На западе страны в течение трех лет бушует конфликт между группировкой «Исламское государство в Сахеле», связанной с ДАИШ, и связанной с «Аль-Каидой» группировкой «Нусрат аль-Ислам валь-Муслимин». В то же время его юго-восточный регион Дива борется с не менее серьезным восстанием. Угрозы со стороны террористической группировки «Боко Харам» сохраняются (все эти организации запрещены в РФ). Следует заметить, что с некоторыми этими группировками ЦРУ до сих пор сохраняет контакты и ведет переговоры по отдельным вопросам.

Нигер и его окрестности являются идеальной средой для того, чтобы сети транснациональной организованной преступности распространили свое влияние по крайней мере на пять соседних стран Сахельского региона. Такие угрозы особенно заметны в центральных районах Тахуа и Маради вдоль южной границы Нигера с Нигерией, где господствуют хорошо организованные банды, действующие вдоль дорог. Аналогичный сценарий разыгрался в богатом золотом районе Агадес в Нигере, что привело к появлению маршрутов контрабанды, которые пересекают границы страны с Ливией, Алжиром и Чадом. Эти маршруты привлекли значительное число вооруженных групп как сепаратистской, так и террористической направленности.

Однако, несмотря на эти многочисленные проблемы, Нигер в последние годы опережает своих соседей в плане борьбы с насилием и последствиями конфликтов. Утверждение Военного совета, пришедшего к власти в Нигере в результате недавнего переворота, о том, что он сделал это из-за “продолжающегося ухудшения ситуации с безопасностью” в стране, не совсем убедительно в качестве основного обоснования захвата власти.

Прежние годы - 2019 и 2020 при правлении бывшего президента Нигера Махамаду Иссуфу были отмечены еще большими разрушениями, когда стране был нанесен существенный ущерб в результате серии нападений, совершенных ДАИШ. Показатели Нигера также были более благоприятными по сравнению с соседними Мали и Буркина-Фасо, странами, в которых уровень насилия был выше, чем в Нигере. Согласно статистическим данным неправительственной организации «Африканский центр стратегических исследований», насилие, исходящее от террористических формирований в регионе Сахель, усиливается более быстрыми темпами, чем в любом другом регионе Африки. После почти десятилетия различных конфликтов в регионе Сахель участились случаи насилия, особенно в Буркина-Фасо, Мали и западном Нигере. С 2020 года они выросли на 140 процентов и не проявляют никаких признаков ослабления. Следует заметить, что во всех этих неблагополучных странах Франция, как бывшая колониальная держава, имеет прекрасные связи как в политической, так и экономической областях, что позволяет ей до сих пор в немалой степени определять их политику.

Насилие в отношении гражданских лиц в Сахеле, вызванное терроризмом, составляет 60 процентов от общего числа случаев насилия в Африке и, по прогнозам, увеличится по меньшей мере на 40 процентов в последующие годы. На сегодняшний день это привело к перемещению более 2,5 миллионов человек из стран региона, что вынудило их перебраться внутри своих стран в более безопасные районы или в этнически связанные районы соседних стран, как это наблюдалось в случаях с народами туарегов и тубу.

Между тем, мобильность и передовые разведывательные возможности вооруженных групп региона позволили им проникнуть в военные учреждения трех стран — Буркина-Фасо, Мали и Нигера, что привело к гибели сотен солдат и сотрудников службы безопасности, которые располагают лишь ограниченными ресурсами и вооружением для борьбы с ними. Президент Кот-д’Ивуара Алассан Уаттара недавно объявил о возможном военном вмешательстве Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) в Нигер с целью восстановления в должности свергнутого президента Мохаммеда Базума. Это вызвало опасения, и это было бы непохоже на предыдущие вмешательства. Его возможные контуры остаются неопределенными, что вызывает вопросы о восприятии любого такого шага большинством населения Нигерии.

Очевидно, что конфликты в регионе Сахель являются сложными и не могут быть отнесены к какому-либо одному фактору. В результате ухудшающаяся ситуация в области безопасности в регионе подчеркивает необходимость переоценки и повторной калибровки военных усилий и стратегий безопасности, принятых странами Сахеля перед лицом эскалации угроз. Это подразумевает признание того, что Мали, Буркина-Фасо и Нигер сталкиваются как с местными повстанческими движениями, так и с более широкими террористическими угрозами. Поэтому восстановление и реструктуризация их сил безопасности имеет первостепенное значение для стабилизации всего региона Сахель. Но для того, чтобы это произошло, потребуются существенные изменения в военном потенциале, военных доктринах, составе вооруженных сил и их переориентации в более широких рамках правосудия и правоохранительных органов. Это потребует дополнения военных действий мерами по улучшению условий жизни, обеспечению правосудия и обеспечению соблюдения закона. Это также потребует укрепления взаимодействия с местными общинами и налаживания позитивных отношений с ними, чего до сих пор в значительной степени не было, несмотря на годы испытаний и потерь, понесенных как властями, так и гражданами региона.

Хотя сегодня общественное мнение склоняется к уменьшению вероятности военного вмешательства в Нигере, нестабильность ситуации означает, что еще слишком рано делать какие-либо окончательные прогнозы. Учитывая продолжающуюся косвенную борьбу за влияние между крупными Западными державами в Африке ситуация требует в первую очередь национальных решений на пользу африканских народов.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

29.08.2023