Антон Веселов

СХВАТКА ЗА АФРИКУ

Часть первая

Перед Москвой стоит архисложная задача

В последние годы Африканский континент превратился в арену жесткой борьбы. Активно развивающийся континент обладает огромным потенциалом, в схватке схлестнулись ведущие страны мира, причем используемые ими подходы кардинально различаются.

Практически все страны Африки прошли в своей истории через колониальный период. Местных жителей годами и даже столетиями порабощала Европа: там отметились Бельгия, Португалия, Испания, Голландия, Италия, Германия, одну из ведущих ролей играла Франция. В некоторых европейских странах Африку до сих пор продолжают считать своей вотчиной. Показательно свидетельство главы МИД РФ С. Лаврова, заметившего, что министр иностранных дел Франции Ж.-И. Ле Дриан и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррель прямо говорили: «Россия должна усвоить, что Африка – это зона особых интересов Европейского союза».

Даже спустя годы после того, как африканские страны обрели независимость, бывшие колонизаторы сохранили в своем отношении к Африке высокомерие и снобизм. Мол, это они дали диким аборигенам веру (католицизм), язык (немалая часть африканских стран – франко-, испано- либо англоязычные), построили дороги и города. Кстати, именно развитию городов был первоначально посвящен саммит «Африка – Франция», который планировалось провести в Бордо с 4 по 6 июня 2020 г. с участием всех глав государств Африканского континента. Среди предложенных к обсуждению тем оказались и такие, как стрит-арт, граффити, зеленые насаждения и выброс парниковых газов, что дало повод острословам отточить свое мастерство. В связи с «пандемией» саммит перенесли, он состоялся почти год спустя с участием лишь 20 глав африканских государств, а на первое место вышли вопросы экономического сотрудничества и прежде всего – в области здравоохранения.

Эмманюэль Макрон заявил, что Париж намерен бороться с бедностью и усилением неравенства в странах Африки. Однако заверения оказать экономическую помощь ограничились предоставлением Судану займа в размере $1,5 млрд для погашения внешнего долга и выделением партии вакцин AstraZeneсa. При этом руководство Франции крайне настороженно отнеслось к экспансии КНР и попыткам РФ расширить зоны своего влияния, это влечёт выдавливание бывшей метрополии из франкофонных стран. Макрон неоднократно направлял в Африку главу МИД, затем и лично посетил Камерун, Бенин и Гвинею-Бисау. Одной из целей своего визита в Африку французский лидер назвал «противодействие российской экспансии на континенте». При этом Макрон, как писала La Croix, «пользуется своим возрастом: он принадлежит к новому поколению, которое не скомпрометировало себя на континенте». Однако эффекта это не дало – лидера Франции принимали довольно прохладно.

Американцы в своей политике используют техасские приемы, сочетая угрозы с посулами, а танцы с бубнами – с откровенным давлением. 44-й президент США Барак Обама не мог упустить шанс поспекулировать своими корнями и обратил особое внимание на Африку. Он неоднократно посещал континент и активно выступал за усовершенствование «Закона о росте и возможностях Африки», предоставляющего беспошлинный доступ товаров из некоторых африканских стран в США. На первом американо-африканском саммите в 2014 году Б. Обама предложил инвестировать 20 млрд долл. в электроэнергию континента и еще семь миллиардов передать в качестве государственного финансирования для поощрения экспорта и вложений США в Африку.

Наибольшую активность власти США развернули при президенте Дж. Байдене. Целью является даже не столько укрепление собственных позиций, сколько недопущение роста влияния РФ. 27 апреля 2021 года Сенат США одобрил проект закона «О противодействии злонамеренной деятельности России в Африке» (Countering Malign Russian Activities in Africa Act), а госсекретарь Энтони Блинкен в ходе своего визита в Преторию летом 2022 года презентовал «Стратегию США для стран Африки к югу от Сахары». В тексте в качестве угрозы интересам США упоминаются Россия и Китай. Переговоры в ЮАР были обозначены как «стратегический диалог США – Южная Африка», затем Блинкен посетил ДРК и Руанду.

13-15 декабря прошлого года в Вашингтоне состоялся второй саммит «США – Африка» с участием 49 африканских лидеров. Выступая на форуме, Байден заявил, что поддерживает идею включения Африканского союза в G20 и Совбез ООН, подчеркнув, что ныне без участия континента «невозможно решить ни одну из глобальных проблем». Помимо анонсированного выделения 55 млрд долларов на реализацию проектов, призванных способствовать развитию экономики и здравоохранения в Африке, а также укрепление безопасности на континенте, Дж. Байден объявил о заключении в рамках саммита твердых контрактов между американскими и африканскими компаниями на общую сумму 15 млрд долл. Основным направлением было заявлено «расширение доступа африканцев к цифровым технологиям», то есть усиление доминирования западных СМИ, которые должны доходчиво разъяснить, с кем Африке нужно дружить. Для непонятливых в Вашингтоне пояснили, что на гранты и матпомощь могут рассчитывать только те, кто «строит демократию» (по американским инструкциям). Лидеров «недемократичных» стран (Судан, Эритрея, Мали, Буркина-Фасо и Гвинея) на встречу не позвали.

В январе 2023-го Африку посетила министр финансов США Джанет Йеллен. Помимо Сенегала и Замбии, она провела важные переговоры в ЮАР. Важные потому, что Дж. Йеллен не просто чиновник администрации Байдена – в течение последней четверти века она находилась в руководстве Федеральной резервной системы США (сначала в качестве заместителя, затем председателя совета управляющих ФРС). Главный американский финансист посвятила основное внимание энергетическим вопросам. Намерение США сводится к переводу экономики ЮАР на ветряки и солнечную энергетику, причем эти источники должны не подключаться к уже имеющимся сетям, а постепенно заменять их. После того как суд ЮАР принял решение денонсировать соглашение с Росатомом на строительство восьми блоков АЭС, американцы пытаются выбить второй источник энергии – ликвидировать генерацию с использованием каменного угля. Следует отметить, что ЮАР – единственная страна в Африке, где имеется действующая АЭС, а планами предусматривалось строительство новых и доведение их доли в генерации до 25%. Одновременно официальный представитель посольства США в Претории Дэвид Фельдман выступил с резким осуждением проведения совместных военно-морских учений ЮАР, РФ и КНР, подчеркнув, что учения проводятся в первую годовщину начала СВО.

Напомним, что 24 февраля 2022 года МИД ЮАР выступил с заявлением, в котором Россию призывали немедленно вывести войска с Украины. Осенью 2022-го аналитический центр «Фонд Брентхерста» (Претория) провёл опрос общественного мнения относительно СВО. Согласно полученным результатам, лишь 12,7% южноафриканцев считают действия России на Украине «приемлемым применением силы». Аналогичный расклад получился и среди сторонников правящей в ЮАР партии Африканский национальный конгресс (АНК).

При этом ЮАР является членом БРИКС и входит в пятерку крупнейших торговых партнеров РФ на Африканском континенте. По данным ФТС РФ, в 2021 году товарооборот между РФ и ЮАР составил 1,139 млрд долл. Правда, в общем товарообороте ЮАР это менее одного процента. Для сравнения: товарооборот ЮАР с США превысил в том же году 21,2 млрд.

Американцы претендуют на то, что только они и их союзники могут иметь в Африке интересы и защищать их «по праву сильного». США располагают в Африке несколькими десятками военных объектов (данные в открытых источниках разнятся от 35 до 46), с 2002 года крупная база находится в Джибути – от 4000 до 5000 военнослужащих и гражданских служащих. Передовые базы развёртывания, не требуя больших материальных и людских ресурсов, позволяют оперативно осуществлять развертывание как войск, так и техники в любой точке Африканского континента.

Французы также используют риторику «борьбы с терроризмом». Наиболее значимая база французских военных (1700 человек) расположена в Джибути. Крупные военные объекты, включая авиабазы, находятся в Нигере, Сенегале, Габоне и ряде других стран Африки.

На сегодняшний день РФ не в состоянии на равных конкурировать с Западом в информационном плане, в том числе в Африке, где медийное пространство практически полностью лишено «голоса» России. В определенной степени это отразилось и при голосовании в ООН, где даже Ангола голосовала за исключение РФ из Совета по правам человека! По мнению ряда экспертов, из-за гиперактивной антироссийской медийной кампании чаша весов постепенно склоняется не в пользу России. Перед Москвой стоит архисложная задача.

Не останавливаясь на причинах, надо признать: последние три десятилетия Африка занимала периферийное место в иерархии российских внешнеполитических интересов. Наша страна утратила почти все позиции, которые СССР с большим трудом, напряжением сил и средств занял в предыдущие десятилетия. После многолетнего забвения Африки Россия лишь недавно начала действовать. 22-24 октября 2019-го в Сочи прошел саммит «Россия – Африка» с участием 43 глав африканских государств. Первый саммит и экономический форум Россия – Африка провели под девизом «За мир, безопасность и развитие».

Основная идея, которая просматривается в выступлениях российских официальных лиц, – это деструктивная, неоколониалистская роль Запада в африканских странах, которая противопоставляется российскому подходу, основанному на принципах равноправного сотрудничества и невмешательства. Нарратив борьбы с колониализмом продолжает занимать важное место: к примеру, в Сочи на саммите Сергей Лавров говорил о том, что «процесс деколонизации нельзя считать завершённым». А заместитель министра иностранных дел Сергей Вершинин в интервью РИА "Новости" определил принцип российско-африканских отношений следующим образом: «Африканские проблемы требуют африканских решений».

Второй саммит Россия – Африка должен был состояться в Аддис-Абебе в 2021 году, затем его перенесли в Сенегал, но мероприятие так и не состоялось: сначала была «пандемия», затем началась СВО, которая не могла не сказаться и на отношениях России со странами Африки. Стало ясно: конфронтация с Западом приобрела долгосрочный характер и это переводит «возвращение» в Африку в разряд стратегических задач российской внешней политики.

В конце июля 2022 г. состоялся визит С. Лаврова: он посетил Египет, Республику Конго, Уганду и Эфиопию. Российские СМИ не скупились на восторженные отзывы, напрочь позабыв, что информационное сопровождение предполагает хотя бы минимум объективности. Поэтому осталось за скобками решение Каира расторгнуть контракт на закупку российских Су-30. И это несмотря на то, что была произведена предоплата, самолёты были построены, а лётный и технический персонал прошёл обучение в РФ. Крупный проект Росатома по строительству АЭС в Египте в последнее время также пробусковывает, здесь без давления США тоже не обошлось.

Всемирная продовольственная программа ООН выпустила отчёт, в соответствии с которым около 50 млн жителей Африки могут столкнуться с нехваткой продовольствия в 2022 г., при этом подспудно прозвучали обвинения в адрес РФ, хотя именно Россия заявила, что готова поставлять сельхозпродукцию без ограничений, а удобрения и некоторые другие товары для Африки – бесплатно. Однако заключённая под эгидой ООН «зерновая сделка» пополнила хранилища таких стран, как Турция, Италия, Испания, а до Африки добрались менее 10% отгруженных торговых судов.

Часть вторая

Требуется переосмысление подходов

21 июля 2022 года В. Путин подписал указ «Об организационном комитете по подготовке и проведению в Российской Федерации в 2023 году второго саммита Россия – Африка и других мероприятий в формате Россия – Африка». По информации посла по особым поручениям МИД РФ, руководителя секретариата "Форума партнерства Россия - Африка" Олега Озерова, тема продовольственной безопасности будет среди первоочередных на втором саммите Россия – Африка, который должен состояться в Санкт-Петербурге в июле 2023 года.

В рамках подготовки к саммиту С. Лавров в январе – феврале 2023 года дважды посетил Африку и провел переговоры с лидерами восьми стран. В ходе переговоров в ЮАР и Анголе среди перспективных тем сотрудничества С. Лавров упомянул мирный космос и высокие технологии. Их реализация, однако, потребует переосмысления подходов.

Еще в 2009 году Россия и Ангола заключили контракт на изготовление спутника связи AngoSat-1. Восемь лет потребовалось ракетно-космической корпорации «Энергия» (предприятие «Роскосмоса») для изготовления этого аппарата. Запуск состоялся 26 декабре 2017 года, спутник перестал выходить на связь через несколько часов после выведения на орбиту. В апреле 2018 года РФ обязалась построить за свой счет замену. Изготовление AngoSat-2 было поручено РКК «Энергия», но в мае 2020 года по настоянию ангольской стороны эта работа была передана в компанию «Информационные спутниковые системы им. Решетнева». В сентябре 2020-го глава этой компании Н. Тестоедов рассказал РИА Новости, что запуск намечен на март 2022 года. Затем дата запуска переносилась пять раз, причем причину обозначил посол РФ в Анголе Владимир Тараров: «К сожалению, наши западные партнеры, видимо, ревнуя к нашему успеху в космической отрасли, стали нам создавать препятствия». Как выяснилось, значительная часть оборудования спутника была западного производства, включая электронику и даже гидротехнические патроны, которые отстреливают один блок от другого. Французская компания Airbus отказалась поставлять уже готовые детали или передать России техническую документацию. Спутник удалось вывести на орбиту в октябре, после того как США согласились сделать исключение, поскольку контракт был заключён до введения санкций.

Наивно полагать, что в Африке не следят за обстановкой, делая свои оценки и выводы. Мнение, что африканцы бесконечно благодарны Москве за то, что многие страны континента обрели независимость благодаря СССР, уже не отражает реальность. Не ускользнуло от их внимания и недавнее официальное заявление генерального директора «Роскосмоса». Ю. Борисов сообщил, что к 2030 году РФ сможет нарастить свою орбитальную группировку до 360 спутников (что будет в пять раз меньше, чем у Индии). На сегодняшний день на орбите всего 190 действующих российских аппаратов, а объём космических услуг на мировом рынке составляет 3,5%.

В смежной с космосом авиационной отрасли проблем не меньше. Показательно, что ряд африканских стран призывают Россию открыть прямое воздушное сообщение. Недавно об этом заявил посол Уганды, до него – представитель Зимбабве, а весной 2022 года премьер Мишустин называл в списке кандидатов даже ЮАР.

3 января посол Анголы в Москве заявил: «Аэрофлоту» стоит возобновить прямые рейсы из России в Анголу, прекращенные полтора десятка лет назад. В текущем, 2023 году в Луанде откроется крупнейший аэропорт юга Африки, что может способствовать открытию и других маршрутов, в том числе в Южную Америку. Открытие прямого авиасообщения повлечёт развитие туризма в Анголе, в чем у страны есть огромный потенциал (флора, фауна, пляжи). Посол Аугушту да Силва Кунья подчеркивает: «Страны Запада и Китай сегодня буквально бегут в Африку, в том числе в Анголу, чтобы развивать экономическое сотрудничество с регионом... Мы хотим мотивировать российских бизнесменов пользоваться возможностью и открытостью Анголы для внешнего инвестирования». По его словам, Ангола заинтересована в том, чтобы предприниматели из РФ участвовали в развитии экономики страны и при этом зарабатывали сами. «Мы будем всячески поддерживать реализацию их проектов в Анголе», – заключил посол.

В январе Росавиация направила отечественным авиакомпаниям телеграммы с вопросами о том, интересны ли им прямые рейсы в ЮАР, Эфиопию, Кению, Маврикий, Намибию, Сенегал, Танзанию и Уганду. В октябре гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский сообщил, что компания рассматривает Африку как направление для развития сети маршрутов. Пока же из африканских направлений нацперевозчик сосредоточился исключительно на туристических направлениях (Египет, Сейшелы и Тунис), мотивируя коммерческим спросом. Бизнес-интересы явно превалируют над государственными.

Запад оказывает колоссальное давление, стремясь вынудить африканские страны к однозначному и бескомпромиссному осуждению действий РФ. По словам самого министра иностранных дел РФ, «куда бы мы ни поехали, наши западные «коллеги» пытаются нам помешать и надавить на принимающие страны, навязывая им поведение, которое нравится американцам». Выступая на пресс-конференции по итогам визита в Судан, С. Лавров вновь отметил деятельность группы дипломатов из США и Европы: «Как я понял, эта же группа была накануне нашего визита в Мавритании. Такое впечатление, что они преследуют нас по следам». Показательно, что посол США в Судане Джон Годфри без обиняков заявил: «Россия пытается реализовать подписанное ею со свергнутым президентом соглашение о создании военной базы на Красном море… Если правительство Судана решит продолжить создание этого объекта или пересмотреть его, это нанесет ущерб интересам Судана». Кстати, США опутали континент своими базами, а здесь речь идет не о базе, а пункте материально-технического обеспечения (ПМТО).

Глава МИД РФ заявил, что соглашение между Москвой и Хартумом о создании ПМТО ВМФ РФ находится в заключительной стадии согласования. Договоренности были достигнуты ещё в 2017 году с фельдмаршалом О. Аль-Баширом, однако в 2019-м его свергли (с тех пор он находится под арестом). По условиям соглашения этот ПМТО может использоваться только для проведения ремонта, пополнения запасов и отдыха членов экипажей российских военных кораблей. Максимальная численность российских военнослужащих на данном ПМТО не должна превышать 300 человек, одновременно там сможет находиться не более четырех кораблей ВМФ РФ.

Следует отметить, что во время переговоров с министром иностранных дел Эритреи С.В. Лавров обсудил использование логистического потенциала морского и авиационного порта страны – Массауа. Москва признала независимость Эритреи весной 1993 года, но с тех пор особой активности не наблюдалось. Однако в марте 2022 года Эритрея оказалось единственным государством Африки, которое голосовало против западного проекта резолюции в ГА ООН (где российская СВО была названа «агрессией»). Более того, она оказалась среди всего четырёх таких стран во всем мире, недвусмысленно поддержавших Россию. В ходе переговоров с президентом Исайясом Афеверки обсуждался весь комплекс двусторонних отношений и, конечно, грядущий саммит в Санкт-Петербурге. Накануне визита посол Эритреи в Москве Петрос Цеггай заявил: «Я все сделаю, чтобы убедить приехать нашего президента, но это нелегко».

В условиях, когда Россия возвращается в Африку и уже определила этот континент как стратегически важный, не менее важным становится вопрос защиты наших интересов. И ПМТО в Судане (а возможно, и в Эритрее) очень кстати. Тем более что Россия активно начинает действовать в тех районах, где она раньше практически не присутствовала. Определённые успехи уже отмечены в ЦАР, Южном Судане, некоторых других странах. Неудивительно, что С. Лавров посетил также Мавританию и Королевство Эсватини.

Противостояние России и Запада обострено до предела, и Москва вынуждена более активно включаться в африканскую повестку. Это позволяет местным элитам балансировать между ведущими мировыми державами и диверсифицировать свои внешнеполитические связи, пытаясь извлечь максимальную выгоду.

Что касается Китая, то в Пекине предпочитают избегать громких пропагандистских заявлений и шумных пиар-акций – там спокойно, настойчиво и целенаправленно проводят тщательно выверенное освоение Чёрного континента в рамках стратегической концепции «Один пояс – один путь». Товарооборот КНР с африканцами почти в 4 раза превышает американский (254 млрд долларов против 54 млрд). В Африке осталось мало стран, куда Китай ещё не инвестировал огромные суммы, где не реализовал грандиозные проекты и где десятки других находятся в стадии исполнения.

Наряду с инвестициями и кредитами идет рост военного присутствия Китая. Широко используется привлечение военных под видом частных охранных предприятий. В 2018 году состоялся первый китайско-африканский Форум по обороне и безопасности, который окончательно обозначил новое – военное – направление проникновения КНР в Африку. Еще в 2017-м КНР создала свою первую военную базу в Африке, причем в том же Джибути. Среди стран, к которым присматриваются китайцы, а возможно, уже и ведут переговоры – Кения, Ангола, Танзания. В СМИ упоминалась информация о планах Китая построить военно-морскую базу на атлантическом побережье Африки. Утверждалось, что в качестве вероятной страны, где намерены разместиться военные корабли ВМС НОАК, Пекин рассматривает Экваториальную Гвинею, первые шаги в этом направлении уже сделаны. Все дело в том, что в городе Бата имеется морской порт, полностью построенный Китаем, вот там и предполагается строительство военно-морской базы, которая даст возможность пополнения запасов кораблям ВМС НОАК, вышедшим в Атлантический океан.

P.S. О своем желании принять участие в грядущем втором саммите Россия – Африка в Санкт-Петербурге уже объявило руководство Воронежской области. Как сказано на официальном сайте, в рамках развития всесторонних отношений между Россией и Африкой правительством Воронежской области в минувшем году были организованы ознакомительные визиты послов Руанды и Уганды. Кроме того, состоялась бизнес-миссия представителей малого и среднего бизнеса Воронежской области в Египет. Страны Африки – одно из перспективных направлений поставок воронежской продукции. Общий объем экспорта продукции АПК Воронежской области в страны Африки за 2021 год составил более 24 миллионов долларов.

Источник: Фонд стратегической культуры

15.02.2023