Олег Павлов

РОССИЙСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ В АФРИКЕ И ЗАПАДНЫЙ ДИКТАТ

За последние три недели российский министр иностранных дел С.В. Лавров уже дважды побывал в Африке. Первое турне, начавшееся 23 января, включило в себя такие разные страны как ЮАР, Эсватини, Анголу и Эритрею. Второе – с 6 по 9 февраля охватило Мавританию, Мали, Судан, а также одну ближневосточную страну – Ирак. Причем в две африканские страны — Эсватини и Мавританию — российский министр приехал впервые за всю историю наших двусторонних отношений.

Надо признать – Африка после распада СССР была обделена вниманием российского руководства. Визиты туда были скорее экзотикой, чем правилом. Это было связано с целым рядом причин как идеологического, так и прагматического характера. Ельцинское руководство считало, что СССР вел «идеологизированную» политику на африканском континенте, продвигал свою социально-экономическую и политическую модель, а поэтому, от него надо держаться подальше, раз уж Россия выбрала путь встраивания в западную цивилизацию. Дошло до того, что известный в стране человек, будущий ректор Российского университета дружбы народов В.М. Филиппов в 1992 году добился снятия имени знаменитого политического деятеля Африки Патриса Лумумбы из названия РУДН!

Вторая, более прозаическая причина состояла в том, что Россия в то время переживала не самые лучшие времена, рушилась промышленность, наука, образование, сельское хозяйство, поскольку плановые механизмы хозяйствования перестали работать, а новые, рыночные, еще только-только пробивали себе дорогу, зачастую самым разрушительным образом. В этой ситуации лишь немногие российские компании находили силы и ресурсы, а также смелость работать на очень сложном и рискованном для бизнеса африканском рынке. Там тогда сумели закрепиться не более тридцати крупных компаний, в основном занимавшихся добычей полезных ископаемых.

В этих условиях отдельные африканские друзья Москвы считали себя преданными и брошенными. В мгновение ока прекратилось финансирование огромного числа крупных проектов (а СССР на момент начала «перестройки» сооружал в Африке 385 крупных промышленных и инфраструктурных проектов в 35 африканских странах и подготовил к тому времени около 600 тысяч кадров для промышленности, науки, сельского хозяйства и других отраслей). Если к 1991 году в большинство африканских стран летали самолеты Аэрофлота, то затем их число быстро сократилось, пока не сошло на нет.

Прекратилось финансирование ряда проектов в сфере спорта, образования, культуры, многие культурные центры закрылись (на настоящий момент их всего 8), исчезли торгпредства (их осталось всего 4 на весь континент), в рамках «оптимизации» внешней политики тогдашним министром иностранных дел А.В. Козыревым, известным как «мистер да», было закрыто 10 посольств, хотя до этого они существовали практически во всех африканских странах.

Оправиться от этих потерь было непросто. Восстановление наших позиций на континенте, в который Советский Союз за предыдущие тридцать лет инвестировал миллиарды долларов и где он обладал несомненным моральным авторитетом из-за последовательной поддержки борьбы африканских народов за свое национальное освобождение, против расизма и апартеида, началось только после прихода к власти В.В. Путина. И то не в самые первые годы его правления, а главным образом в период с 2006 года, когда российский бизнес обратил внимание на Африку и у нас стал расти товарооборот, который достиг своей максимальной планки в 2018 года, дойдя до скромных $20 млрд.

Решающим поворотным моментом в отношениях новой России с африканским континентом стал 2019 год, когда по инициативе российского президента в Сочи были приглашены главы всех признанных Россией африканских государств и большинство из них (45 глав государств и правительств) прибыли в этот южный российский город.

Именно после этого важного символического события начались интенсивные делегационные обмены и оживились попытки наладить долгосрочное экономическое сотрудничество, которые, однако, были приторможены пандемией коронавируса и введенными жесткими карантинными мерами.

И вот сейчас, когда пандемия осталась в основном позади, поездки российских государственных и общественных деятелей, парламентариев снова оживились и визиты С.В. Лаврова в африканские страны становятся для российской дипломатии если не рутиной, то достаточно обычным делом.

Потребность в них высока. Россия и африканские государства выступают с близких позиций в том, что касается демократизации системы международных отношений, прекращения диктата со стороны США и его европейских сателлитов, как в политической, так и экономической областях, установления равноправия и уважения суверенного равенства государств, укрепления их независимости.

Причем, прошедший 2022 год показал, что африканские государства если не в своем большинстве, то более половины, не поддерживают незаконные односторонние санкционные меры, введенные Вашингтоном и Брюсселем против России. А те, кто солидарно голосует вместе с Западом за антироссийские резолюции, делают это под колоссальным нажимом западников и при первой возможности ищут возможности установить контакты с Москвой, о чем свидетельствуют как визиты министров иностранных дел африканских государств в Москву, так и поездки С.В. Лаврова по ряду столиц африканского континента.

Сказать, что это вызывает раздражение в Вашингтоне и Брюсселе, значит не сказать ничего. Там прекрасно понимают, что без поддержки африканских государств, которые занимают 25% мест в ООН и в ее специализированных учреждениях, замкнуть кольцо изоляции вокруг России не получится.

Именно поэтому западные визитеры не прекращают свои бесконечные вояжи в Африку. Самым заметным из них в последнее время стала поездка министра финансов США Дж. Йеллен, которая за период с 18 по 27 января посетила три африканских страны – Сенегал, Замбию и ЮАР. Ее риторика убеждает в том, что после декабрьского (13 - 15.12.2022 года) саммита США-Африка Вашингтон энергично взялся за то, чтобы склонить Африку к отказу от любого сотрудничества с Россией, комбинируя угрозы и посулы, а также всякого рода рассуждения о том, как использовать нынешнюю ситуацию в интересах не африканских государств, а исключительно Соединенных Штатов.

После завершения своей поездки Дж. Йеллен без обиняков заявила, что обсуждала санкции против РФ во всех странах, которые посещала в ходе своего африканского турне. «Вашингтон будет реагировать быстро и решительно в случае нарушения африканскими странами антироссийских санкций», — заявила она. Параллельно с этим она подвесила хоть и весьма иллюзорную, но «морковку» перед африканцами, сказав, что они могут воспользоваться установленным Западом «потолком цен» на российские нефтепродукты, чтобы выбить из России значительные скидки.

Если же суммировать все действия, предпринимаемые американцами на африканском континенте против России (а там замечены не только министры американской администрации, но также военные и конгрессмены), то их суть можно свести к следующему: добиться от африканцев не только политической изоляции России, но и ее вытеснения с занимаемых ею рынков, как военной, так и гражданской продукции. Короче, США, как всегда, в своем репертуаре: под рассуждения о якобы соблюдении международного права и морализаторство на почве «осуждения агрессии» России, вести дело к выгоде своих корпораций, прежде всего военных, и укреплять пошатнувшуюся гегемонию США.

Политика и действия европейской дипломатии мало чем отличаются от американских: та же нахрапистость, граничащая с хамством, нападки на Россию за деятельность ЧВК «Вагнер» (при том, что на континенте действуют десятки западных частных военных компаний), попытки дискредитировать Москву за счет с утра до вечера ведущейся пропагандистской компании, блокировка поставок российского продовольствия и удобрений на африканский континент параллельно с поддержкой заходов Киева на руководство африканских государств с предложениями о создании там «зерновых хабов» Украины.

Несмотря на комплексный и скоординированный характер действий США и ЕС по изоляции России на африканском континенте и ее вытеснению оттуда, они на практике ведут к обратному результату, о чем, в частности, свидетельствует решение суданских властей, после упомянутого визита в Хартум С.В. Лаврова, ратифицировать соглашение о создании пункта материально-технического снабжения. А также растущий товарооборот между Москвой и африканскими странами, прежде всего Египтом, который достиг планки в $6 млрд.

Ни у кого сегодня не вызывает сомнения, что дальнейшие нахрапистые и наглые антироссийские действия США будут вызывать еще большую, чем ранее, аллергию у африканских государств и не помешают развитию многоплановых отношений России с африканским континентом и проведению второго саммита Россия-Африка, запланированному на 26 - 29 июля этого года в Санкт-Петербурге.

Олег Павлов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

15.02.2023