Владимир Данилов

ГЕРМАНИЯ ВЫНУЖДЕНА ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОИХ АМБИЦИЙ В АФРИКЕ

США и бывшие европейские метрополии — Франция, Великобритания, Германия в последние годы делали отчаянные усилия по сохранению на африканском континенте своих неоколониальных позиций. Ведь Африку западный блок рассматривает, прежде всего, с военно-геополитической и ресурсной точек зрения, прогнозируемых перспектив глобального развития. Эти аспекты рассматриваются через призму соперничества с главными, по мнению Запада, соперниками и конкурентами, в роли которых называются, прежде всего, Китай и Россия. Одновременно Запад внимательно следит за возрастающей активностью и влиянием в этом регионе соперников «второго эшелона» – Ирана, Турции, монархий Персидского залива, Бразилии, Индии.

При этом Запад демонстрирует своими действиями, что ему важнее сохранить свои сферы влияния, чем помогать Африке реально бороться с терроризмом. И это при том, что именно на усилении своего военного присутствия в Африке базировалась все последние годы политика Запада на африканском континенте.

Так, Вашингтон реализует свою военную деятельность в Африке посредством созданного в 2008 году Объединенного командования ВС США в Африканской зоне, через военное и военно-техническое сотрудничество с африканскими странами. С каждым годом увеличиваются количество и масштаб проводимых совместно с ВС стран региона мероприятий оперативно-боевой подготовки, в разряд постоянных вошли многие учения регионального масштаба. При этом администрация США преследует нескрываемые геостратегические цели – обеспечение контроля над энергоресурсами и природными богатствами.

В результате США создали на африканском континенте обширную сеть из более чем 60 форпостов и пунктов размещения в Африке, куда относят военные базы, лагеря, коммуникационные центры, порты, как минимум в 34 государствах на континенте. Аналогично действуют и бывшие европейские метрополии.

Однако удерживать в зоне своего влияния страны Африки бывшим метрополиям в последнее время становится все сложнее и волна растущих антифранцузских настроений в последнее время это наглядно подтверждает. Так, по аналогии с вынужденным исходом американских войск после двадцати лет безрезультативной вооруженной интервенции Афганистана, французским войскам пришлось начать эвакуацию из Мали после восьми лет присутствия в этой стране в рамках безрезультативной антитеррористической операции «Бархан».

Подобная ситуация в последнее время стала складываться в отношении присутствия в Африке Германии, которая еще в начале этого года стала задумываться о свёртывании военной миссии в Мали.

Особый интерес к этой африканской стране, США, Франции, а также и Германии вызван рядом обстоятельств. Во-первых, нельзя забывать, что Мали занимает третье место в Африке по объемам добычи золота: там добывается около 43 т золота в год. Однако особый интерес Запада к этой стране обусловлен тем, что в ее зоне Сахеля обнаружены богатейшие залежи урана, оцениваемые, по экспертным данным, в 100 тыс. тонн при среднем содержании урана в рудах 0,085%.

После ухода иностранной коалиции из Афганистана и возросших проблем с присутствием французских военных в Мали, миротворческая кампания в Западной Африке оказалась для Берлина самой крупной за рубежом. Особенно после объявления властями Бамако 15 мая с.г. о выходе этой африканской страны из состава «Сахельской группы пяти» (G5) — регионального объединения государств, которые вели совместными с Францией силами борьбу с джихадистами. В этой африканской стране военнослужащие Германии присутствуют в составе двух миссий: 1100 солдат в миссии ЕС по подготовке вооруженных сил Мали (EUTM Mali) и 1027 — в Многопрофильной комплексной миссии Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали (MINUSMA). После выхода Мали из G5, Берлин намеревался поднять верхний предел численности своих войск в EUTM Mali до 1400 бойцов. В задачи немецкого контингента MINUSMA входит наблюдение за исполнением мирного соглашения, которое конфликтующие стороны заключили в 2015 году. Однако роль немецких бойцов в основном ограничивается разведкой в окрестностях лагеря Кэмп-Кастор в Гао. Помимо представителей Бундесвера Германия активно прорабатывает вопрос об усилении своих позиций в Мали за счет увеличения представленности здесь немецкой частной военной компании «Асгард».

Однако последние события на Украине и решение канцлера Шольца усилить поддержку неонацистскому режиму Киева, вынуждают Берлин вносить коррективы в свое участие на африканском направлении. В результате, из-за обрушившегося на Европу по вине США глобального экономического кризиса и значительной поддержки по указанию из Вашингтона Украины, Германия оказалась вынужденной отказаться от неоколониальных амбиций в Африке. В этой связи, в целесообразности присутствия подразделений ВС Германии в Мали сегодня сомневается уже все большее число немецких политиков, понимая, что Бундесвер после вывода из региона французских войск оказался в уязвимом положении. Так, председатель парламентского комитета по международной политике Михаэль Рот (партия «СДПГ») заявил о необходимости дополнительно оценить правильность и целесообразность нахождения Бундесвера на территории Мали, особенно после выдворения французского посла из этой страны. По его словам, Германии стоит придерживаться консолидированного принципа при участии в мультинациональных операциях: «Вместе вошли, вместе выходим».

В условиях непростой нынешней экономической обстановки, вопрос о целесообразности присутствия немецкого контингента в Западной Африке приобретает для Берлина особую значимость. Прежде всего из-за того, что его содержание становится слишком затратным, а наличия лишних средств для осуществления какой-либо деятельности в Мали у Германии сегодня нет. Помимо этого, по требованию Вашингтона Берлин продолжает наращивать свое противостояние России, отказываться от дешевого российского газа, что также вынуждает Германию расходовать значительные финансовые средства.

В этой ситуации правительство Германии рассматривает возможность переброски своих войск в Нигер, учитывая уже наличие там немецкого логистического центра снабжения благодаря авиабазе Ниамей миссии MINSUMA. По крайней мере, такие переговоры с президентом Нигера Мохамедом Базумом уже прошли во время посещения этой страны в апреле с.г. главы МИД Германии Анналены Бэрбок. О том, что немецкий контингент многопрофильной миссии ООН в Мали (MINUSMA) может покинуть Мали в ближайшее время, подтвердил в конце августа и генеральный инспектор Бундесвера Эберхард Цорн. По оценкам политических кругов и СМИ Мали, вероятнее всего, немецкий контингент рассчитывает «добровольно» покинуть республику, чтобы «не потерять лицо». Особенно на фоне поступающей от представителей гражданской платформы Yerewolo в этой стране информации, что власти республики намереваются выставить «голубым каскам» ультиматум полностью вывести контингент до конца года из-за отсутствия результатов в их борьбе с местными экстремистскими и радикальными группировками, угрожающими жизни местных граждан и безопасности Мали.

В целом же необходимо отметить, что в последнее время в странах Черного континента стала расти критическая позиция к политике и действиям бывших европейских метрополий на континенте, в связи с чем позиции стран Европейского союза здесь заметно ослабевают. Особенно отчетливо это прослеживается в Мали, откуда в этом году власти Дании оказались вынужденными вывести национальный контингент вооруженных сил на фоне обвинения со стороны переходных властей республики в незаконном размещении военнослужащих. Франция, Швеция и Норвегия под давлением критики местного населения также объявили о досрочном выходе из состава многонациональной тактической группы «Такуба» по борьбе с боевиками незаконных вооруженных формирований.

И вот теперь наступила очередь и Германии сократить в Мали свое военное присутствие.

Владимир Данилов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

20.10.2022