Олег Павлов

ЯПОНИЯ В АФРИКЕ

27 - 28 августа в Тунисе состоялось конференция, организованная Токио и задуманная как саммит Япония-Африка. Замысел был с большим замахом: провести восьмое по счету мероприятие под названием TICAD (проводится с 1993 года) таким образом, чтобы заявить о значительной активизации Японии в решении проблем развития африканского континента.

И поначалу ожидания от этого мероприятия оправдывались. Более 30 африканских стран заявили о том, что они примут участие на уровне глав государств и правительств, были заготовлены пышные речи, предусмотрены переговоры с премьер-министром Японии, а также вручение Африканской премии Хидэо, организован бизнес-форум с участием представителей японского бизнеса.

Однако с самого начала что-то пошло «не так». В самый последний момент Кисида Фумио – премьер-министр Японии отказался от участия в форуме под предлогом того, что он заболел ковидом (он выступил лишь в формате видеоконференции), а вместо него в североафриканскую страну приехал министр иностранных дел Ёсимаса Хаяси, который принял личное участие во втором и третьем пленарных заседаниях. Сразу же помпезность и значимость мероприятия упала, а некоторые главы государств из числа тех, кто не успел приехать в Тунис до объявления о болезни премьера, отказались туда прибыть.

Сама конференция была омрачена скандалом, поскольку для участия в ней прибыла делегация Сахарской Арабской Демократической Республики, которую категорически не признает Марокко, считающая Западную Сахару частью свой территории. Понятно, что хозяевами это было сделано как реверанс в сторону своего могущественного соседа Алжира, поддерживающего САДР, но марокканцами воспринято как оскорбление.

В целом эффект от мероприятия был из-за этого смазан, хотя сказать, что оно было пустым, нельзя. Японцы заявили обширную программу помощи, нацеленную на преодоление последствий Covid-19 и предотвращение вспышек эпидемий на континенте, решение экологических проблем, улучшение инвестиционного климата стран Африки, обеспечение устойчивого развития, поддержку социально ориентированного бизнеса, решение продовольственных проблем.

Было заявлено, что в ближайшие три года из государственных и частных средств Японией будут выделены немалые $30 млрд на развитие Африки. Предполагается запуск “японской инициативы «зеленого роста» совместно с Африкой” стоимостью $4 млрд для улучшения качества жизни. Объявлено об основании “инвестиционного фонда для стартапов” в размере более $100 млн, предоставленных японским деловым сообществом для поддержки молодых предпринимателей.

Предусматривается развитие человеческого потенциала путем предоставления образования 300 000 специалистам, которые будут создавать будущее Африки.

Предполагается, что частному сектору в рамках сотрудничества с Африканским банком развития будет предоставлена поддержка в размере до $5 млрд. Япония сделает новый взнос в размере до $1,08 млрд в Глобальный фонд борьбы с инфекционными заболеваниями, а $300 млн будут ассигнованы на программы в области повышения сельскохозяйственной производительности включая подготовку 200 тыс. профильных специалистов. В качестве «вишенки на торте» объявлено о продовольственной помощи в размере $130 млн.

Лидеры африканских стран также отметили свою заинтересованность в японском новом подходе к миру и стабильности в Африке «New Approach to Peace and Stability in Africa (NAPSA)».

Обратило на себя внимание, что, по сравнению с TICAD-7 (2019 г.), было организовано меньше сессий, участников и сам масштаб мероприятия, вопросы в сфере образования и культуры не были вынесены отдельно, не поднимался вопрос миграции.

Сложилось впечатление, что японская сторона сделала определенные выводы из провального мероприятия в 2019 году, когда в адрес Токио африканцами без обиняков были высказаны обильные претензии в отношении неэффективности японской политики на континенте. Поэтому на этот раз все выглядело на поверхности очень солидно.

На полях конференции министр иностранных дел Японии встретился с представителями 21 страны, преимущественно тяготеющих к западному лагерю, за исключением, возможно, Эритреи и Уганды. А сам премьер по видеосвязи переговорил с главами девяти государств, тоже близких к западному блоку, хотя и тяготеющих к центризму и нейтральной позиции в отношении самой острой на данный момент проблемы – кризиса вокруг Украины, а также с председателем Комиссии Африканского Союза.

Итак, что имеем в сухом остатке: в общей сложности участие в конференции приняли 38 стран, что совсем неплохо, хотя 19 из них были представлены лишь на министерском уровне. Были также представлены 9 региональных организаций, что говорит о полном охвате интеграционных африканских объединений. В соответствии с единственным принятым документом – Тунисской декларацией, следующая встреча в верхах состоится в 2025 году, а ей будет предшествовать министерская встреча в 2024 году.

Иначе говоря, Япония, по указке своих заморских хозяев, включилась в гонку западного блока за позиции в Африке и за вытеснение оттуда Китая и России. Далеко не факт, что все масштабные обещания по финансовым вливаниям Токио в африканский континент будут выполнены. Опыт говорит о том, что очень многие проекты в Африке Западу не удается реализовать, хотя «замах» бывает очень большой, как это было на относительной недавней конференции ЕС-Африка. Сами африканцы это хорошо понимают, но выдерживают линию на привлечение максимально возможного объема инвестиций, откуда бы они ни поступали.

Вывод для России: участников конференции не удалось вывести на антироссийские позиции, о чем свидетельствует текст Тунисской декларации. Но конкуренция на континенте становится все острее и Запад ее ведет все более агрессивно, активно привлекая своих «спойлеров», к которым с известным основанием можно отнести и Японию.

Олег Павлов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

14.09.2022