С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

. . . . . . . .

. . . . . . . .

Андрей Арешев

РАСЧЛЕНЕНИЕ СУДАНА

15 января завершился недельный референдум по разделению крупнейшего африканского государства Судан на северную и южную части. По предварительным данным, проголосовало более 80% внесенных в списки избирателей. Российский консул в Хартуме заявил: "Уже сейчас ясно, что абсолютное большинство проголосовавших высказалось в пользу самостоятельного государства, в пользу отделения Южного Судана. Итоги референдума будут означать одно - создание на карте Африки и на карте мира нового государства".

Этноконфессиональный конфликт в Судане имеет долгую историю. Граница между землями, населенными, с одной стороны, преимущественно арабами, а с другой - племенными объединениями чёрных африканцев, кое-где поверхностно христианизированными усилиями западноевропейских миссионеров, достаточно четко делит современный Судан на две части. Не только в ландшафтном, но также и в этническом, конфессиональном, политическом отношении эта граница воспроизводилась на разных этапах истории самого большого государства Африки. В колониальный период изоляция Южного Судана от мусульманских северных и центральных районов страны стала официальной политикой англичан, усиливших существующие здесь противоречия.

Культ скота является характерной чертой многих южносуданских племен

Борьба за то, какой быть этой границе - административной или межгосударственной, - стоила жизни сотням тысяч, если не миллионам людей, не говоря уже о карьерах местных политиков (один египетский журналист назвал как-то проблему Юга "кладбищем суданских правительств").

Если перед референдумом о разделе Судана Хартуму было важно продемонстрировать добрую волю и ослабить международную изоляцию страны (пусть даже ценой роста сепаратистских настроений в Южном Кордофане, Голубом Ниле и Дарфуре), то для США приоритетом является ослабление Хартума, рассматриваемого как "проводник идей радикального исламизма в Африке", и облегчение доступа к энергетическим ресурсам континента. Разведку нефти в стране ведут французы и китайцы, и до поры до времени Судан был единственной в мире крупной нефтедобывающей страной, экспортировавшей сырье в Китай, Индию и Малайзию, а не в США, Европу или Японию.

В Вашингтоне подчеркивают, что страны Африки южнее Сахары богаты людскими и природными ресурсами, а континент в целом обладает колоссальным экономическим потенциалом и имеет стратегически важное значение для Америки. Созданное в 2007 г. Шестое региональное боевое командование ВС США - АФРИКОМ в течение первого года действовало в составе ЕВРОКОМ, а в октябре 2008 г. получило полную функциональную и административную самостоятельность. По случайному совпадению эта акция совпала с периодом резкого роста китайского импорта африканской нефти...

Как может развиваться ситуация в Судане после референдума? Здесь надо иметь в виду отсутствие таких признаков общей идентификации, как, например, единый язык. Южные племена (их около 600) и малые группы используют собственные языки и диалекты и раздираются внутренними противоречиями. Только в 2009 году произошло несколько межплеменных столкновений, связанных с борьбой за скот и пастбища между вообще-то родственными между собой племенами нуэр и динка. Лидеры нуэр заявляют претензии на полноценное представительство в правительстве Южного Судана, где лидерство традиционно принадлежит более многочисленным динка.

Нетрудно догадаться, что теперь межплеменные столкновения в Южном Судане, вызванные борьбой за гуманитарную помощь и доходы от продажи энергоресурсов, возобновятся с новой силой. Правящая группировка (Суданское народно-освободительное движение) окончательно распадется на этнические "фракции" - динка, нуэр, шиллук и т.д. Учитывая воинственный характер многих скотоводческих племен, населяющих Южный Судан, вероятность возобновления вооруженной конфронтации здесь весьма высока.

Ополченцы племени нуэр в ожидании гуманитарной помощи

Официальная Джуба по привычке будет обвинять в провоцировании межплеменной розни северян, что способно привести к развязыванию уже межгосударственного конфликта между двумя частями в прошлом (хотя во многом и формально) единой страны. Тут же найдутся многочисленные поводы, в первую очередь - спор за принадлежность богатой нефтью провинции Абъей. Этот этноконфессионально смешанный район (политически доминирующая ветвь негроидного племени динка и арабо-мусульманское меньшинство), северная часть которого содержит основные перспективные месторождения суданской нефти, скорее всего, станет объектом острого соперничества между Вашингтоном, Парижем и Пекином. А ведь помимо нефти есть еще запасы природного газа, полиметаллических руд (железо, медь, хром, цинк, вольфрам, серебро, золото) и даже урана.

И у Хартума (где рост исламского радикализма неизбежен), и у Джубы найдутся свои желающие помочь, в том числе поставкой оружия. Уже сейчас примерно понятно, кто будет выступать на стороне Севера, а кто - на стороне Юга, хотя очевидно, что Пекин попытается укрепить влияние не только в Хартуме, но и в Джубе, что не может не сказаться на политическом единстве вновь создаваемого государственного образования. Уже сейчас, по некоторым данным, в Джубе настаивают на включении Южного Судана в ооновский реестр наиболее бедных стран, получающих регулярную гуманитарную помощь. Однако, скорее всего, ООН попытается переложить южносуданскую "головную боль" на Африканский Союз, что лишь обострит конфликт.

Столица будущего независимого государства - Джуба

Таким образом, очаг нестабильности в этой части Африки гарантирован надолго. И лишь интересы западных и китайских энергетических компаний не дадут Южному Судану (до поры до времени) повторить путь Руанды и Сомали. Не случайно же южносуданский лидер С. Киир некоторое время назад "простодушно" поведал о взглядах своих покровителей на будущее страны: "Судан ждет конец как самой большой державы в Африке. Он в скором времени неизбежно распадется на несколько частей: первым в этом ряду станет Южный Судан, за ним последует Восточный Судан, а потом Дарфур". При этом отделение Юга никоим образом не отменяет его тесной экономической привязки к Северу, где сосредоточена вся портовая инфраструктура, склады и нефтепроводы. В настоящее время на севере проживает от 1 до 2 млн. выходцев из южных районов, и многие из них основательно включены в административное управление и экономическую жизнь севера. Надо ли подчёркивать, что мнением этих людей, заинтересованных в сохранении единства страны, пренебрегли.

Сильва Киир в шляпе, подаренной Дж.Бушем-мдладшим

Многие исследователи ставили в своих работах вопрос о сохранении в той или иной форме единства Судана с предоставлением южному региону высокой степени автономии. Именно на это была нацелена принятая несколько лет назад Конституция страны. Однако стремление к размежеванию, поддержанное и одобренное "сильными мира сего", похоже, возобладало. Ведь не кто-нибудь, а Барак Обама в статье, опубликованной в The New York Times, назвал голосование на юге Судана "историческим".

У Российской Федерации нет прямых интересов в Судане. Вряд ли российские нефтяные и газовые корпорации станут всерьез бороться за освоение энергоресурсов этой африканской страны (или уже двух стран) в контексте обостряющейся, прежде всего, американо-китайской конкуренции (а ведь есть еще европейцы, Индия). В условиях сохраняющихся разногласий с Западом, в частности по "грузинскому вопросу" и приднестровской проблеме, для российской дипломатии, видимо, важно продемонстрировать солидарность с Западом применительно к региону, представляющему в нынешней ситуации меньшую важность. Тем более когда итог голосования был по большому счету предопределен, причем не только исторической враждой Хартума и Джубы, но и всей логикой посреднических усилий (так хорошо знакомых по истории с отделением от Сербии Косова).

Спецпредставитель США в Судане Скотт Грейшн положительно оценил деятельность своего российского коллеги, спецпредставителя Президента РФ в Судане: "Мы 18 месяцев находимся в тесном контакте с Михаилом Маргеловым. Мы не только решаем профессиональные вопросы по этой проблеме, мы еще и друзья, что действительно помогает. Мы глубоко признательны за те усилия, которые он предпринял, чтобы перебросить российские вертолеты из Чада в Южный Судан, и за ту работу, которую он делает. Отношения между спецпредставителями наших стран очень важны - так же, как большое значение имеют мои личные отношения с господином Маргеловым". В этой похвале интересно и упоминание граничащего с Дарфуром (другой спорной суданской территорией, представляющей интерес для США) Чада, учитывая место этой страны в геополитике Африки.

В течение двух десятилетий США оказывали и косвенную, и прямую вооруженную поддержку сепаратистскому движению на юге Судана, стратегически важном с точки зрения контроля над месторождениями и транспортировкой африканской нефти. Состоявшийся референдум о разделе Судана, на который, не видя другого выхода, согласился Хартум, - ещё один этап той же самой политики (1).

Дипломатическая поддержка, оказанная Москвой спорному даже с организационно-технической точки зрения процессу отделения части Судана, в определенных условиях может сыграть отрицательную роль. При избирательной трактовке "прецедентов", игре политическими метафорами и распространении "гуманитарной" риторики те же приёмы могут быть использованы силами, пытающимися манипулировать этническим фактором, не только в Африке или на Балканах, но и на российском Северном Кавказе.

____________________________

(1) Отсюда, кстати, лукавство авторов, ссылающихся на то, что Тбилиси и Баку были против отделения своих автономий, а вот отделение Джубы надо приветствовать, потому что Хартум оказался "за".

Сокращенный вариант статьи опубликован в интернет-журнале "Новая Политика"

20.01.2011