Владимир Данилов

ПАРИЖ ПРИЗНАЛ НЕВОЗМОЖНОСТЬ СПРАВИТЬСЯ С БОЕВИКАМИ В МАЛИ И ВЫВОДИТ СВОИ ВОЙСКА

Европейцы во главе с Парижем и Канада осознали неэффективность своей деятельности в Мали в рамках безуспешно проводившейся в течение девяти лет с 2014 года антитеррористической операции «Бархан», и решили 17 февраля инициировать скоординированный вывод своих войск из этой африканской страны. Как заявил президент Франции Эммануэль Макрон, войска европейских союзников после вывода из Мали будут дислоцироваться на территории соседнего Нигера.

Однако, панафриканские активисты негативно восприняли информацию о передислокации военного контингента Франции из Мали в Нигер. По их мнению, у Франции было достаточно времени, чтобы справиться с террористическими группировками, однако она не выполнила поставленную задачу. В частности, панафриканский активист Мусса Чангари заявил: «Это ошибка Эммануэля Макрона. Сохраняя войска в Сахеле, Елисейский дворец рискует поставить государства в затруднительное положение. Мы уже подвергали французское военное присутствие критике, так как считаем его бесполезным. Более того, в долгосрочной перспективе оно представляет угрозу суверенитету Нигера».

Операция по выводу военного контингента Франции из Мали может занять от четырех до шести месяцев, сообщил президент бывшей метрополии Эммануэль Макрон. Однако власти Мали потребовали от Франции ускорить процесс вывода военного контингента, о чем сообщил представитель правительства полковник Абдулай Маига. В частности, он подчеркнул: «Учитывая постоянные нарушения соглашений в области обороны, правительство предлагает французским властям без промедления убрать силы оперативных групп в рамках операций «Бархан» и Takuba с нашей территории под контролем малийских властей».

Как отмечает France 24, в столице Мали Бамако объявление Эммануэля Макрона о выводе французских войск из страны не стало неожиданностью. При этом канал  подчеркнул, что девять лет французской интервенции не помогли решить проблемы с безопасностью в стране и теперь жители надеются на новых партнёров, таких как Россия, Китай и Турция. В целом люди здесь выступают за восстановление суверенного панафриканского Мали, против «диктата и вмешательства Франции». И это подтверждают события последних нескольких месяцев, которые были отмечены антифранцузскими выступлениями по всей этой африканской стране, а также по ряду других стран региона. Население осуждало внешнюю политику Франции в Западной Африке и ставило под вопрос обоснованность операции «Бархан», которая после девяти лет интервенций не смогла решить задекларированные ранее цели в области безопасности.

По данным Елисейского дворца, в настоящее время в регионе Сахель (Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер и Чад) находятся 25 000 военнослужащих из Европы, в том числе 4 300 французов. Кроме того, 2400 французских солдат дислоцированы в Мали. В стране также находятся 15 000 солдат в рамках комплексной миссии ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА). В ходе операций погибли 53 французских солдата. В год на содержание МИНУСМА уходит в среднем 1,27 миллиарда долларов США, что делает ее самой дорогой миротворческой миссией ООН.

Однако, ни высокая численность, ни баснословная стоимость не помогли миротворцам сделать то, ради чего их направили в Мали. Число жертв росло в геометрической прогрессии: в 2016 году в результате конфликтов погиб 71 человек, а в 2019 — уже было зарегистрировано 815 смертей и в дальнейшем это количество продолжало увеличиваться. Специалисты правозащитной организации Human Rights Watch считают, что даже эти данные сильно преуменьшены в сравнении с реальным положением дел.

С самого начала прибытия в Мали сотрудники МИНУСМА не были заинтересованы в борьбе с боевиками. Вместо защиты мирных жителей, эти «миротворцы», как свидетельствуют сообщения местных СМИ, поддерживали в стране хаос, под прикрытием которого они требовали лишь очередного продления мандата миссии ООН и дополнительного финансирования. Набор преступлений представителей МИНУСМА весьма банален: грабежи,  изнасилования, убийства, казни гражданских, контрабанда, пассивность, подготовка, снабжение и пособничество боевикам. Так, одна из жертв рассказала, что она подверглась групповому изнасилованию, после которого «миротворцы» сожгли ей гениталии сигаретами. К 2021 году террористическое формирование «Боко Харам» (запрещено в РФ) не только расширило зоны влияния, но и превратила республику в центр африканской наркоимперии.

За долгие годы присутствия в Мали эти «миротворцы» зарекомендовали себя, как низкоэффективное формирование, неспособное остановить бесчинства радикалов в регионе.

Решение Парижа вывести войска из Мали активно комментируется во многих странах. Так, камерунская правозащитница Натали Ямб подчеркнула , что полный вывод французского военного контингента из Мали — решение местных жителей и правительства, а не Парижа. «Когда чиновники Елисейского дворца объявили о сворачивании неэффективной операции «Бархан» в регионе, они понимали, что это не их решение, а воля населения Черного континента. Мы наблюдаем полный разгром Франции в Мали, их бегство является заслугой местных жителей и правительства», — сообщила она.

Как  свидетельствуют данные опроса, проведенного редакцией Le Figaro, около 90% читателей французской газеты поддержали решение Елисейского дворца о выводе военного контингента страны с территории Республики Мали.

Независимый эксперт ООН по вопросу прав человека в Мали Алиун Тин заявил об улучшении ситуации в области безопасности в Мали, после отхода властей этой страны от сотрудничества с Францией. Африканские деятели и члены правительства в Бамако считают, что завершение иностранных антитеррористических операций не принесет вреда республике. При этом премьер-министр Шогель Кокалла Маига заявил, что с прибытием солдат стран коллективного Запада обстановка в государстве только ухудшилась: «По мнению международных экспертов, вывод войск «Бархана» и Takuba  является результатом провала военного вмешательства Запада, которое привело к распространению терроризма на 80% территории страны, а не к борьбе с ним. Франция создала в Мали анклав. Она сформировала и обучила радикальную группировку в Кидале. В 2013 году во время военных мероприятий против вооруженных бандформирований, которые располагались в северных районах, Париж запретил малийской армии возвращаться в Кидаль, потому что создал там тренировочную базу».

Помимо этого, премьер-министр Мали Маига, как пишет новостное агентство RFI Kiswahili, обвинил Францию в стремлении разделить западноафриканскую страну посредством военного вмешательства на территории Сахеля. «После периода «ликования» в 2013 году освобождением французскими войсками северной части Мали, находившейся под контролем джихадистских группировок, военное вмешательство переросло в операцию по фактическому разделу Мали», — подчеркнул премьер-министр.

На фоне прекращения Мали сотрудничества с Францией в вопросах безопасности Управление информации и связей с общественностью вооруженных сил Мали (DIRPA) провело пятую пресс-конференцию, посвященную ситуации в области безопасности. В частности, директор DIPRA Сулейман Дембеле рассказал о растущей мощи национальной армии (FAM) и положительных результатах проведенных ею антитеррористических операций. Так, только с 25 декабря по 17 февраля солдаты FAM ликвидировали 208 бандитов и задержали 108 преступников, конфисковали 47 единиц оружия.

Африканские журналисты отметили, что наращивание потенциала вооруженных сил Мали напрямую связано со сближением Москвы и Бамако. Даже боевики, по их сообщениям, в панике покинули город Банкасс, когда услышали о дислокации российских инструкторов в его окрестностях. Вывод иностранных военных контингентов из Мали положительно скажется на боевом потенциале национальной армии, сообщает Mali Actu.

Владимир Данилов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

23.02.2022