Виктор Михин

ЭФИОПИЯ: ПОКА ВРЕМЕННОЕ ЗАТИШЬЕ

После того, как в декабре прошлого года эфиопские войска под личным командованием премьер-министра Абий Ахмеда одержали военную победу, остановив марш повстанцев-тиграйцев на столицу, которые угрожали свергнуть его режим, он высоко оценил храбрость своих войск. “Эфиопия гордится вашим невероятным героизмом, — сказал ликующий лидер страны войскам на фронте битвы в Комболче. — Вы были нашей уверенностью, когда мы сказали, что Эфиопия никогда не проиграет”.

На самом деле причина перемены в судьбе лидера страны, которая, казалась шаталась, и его карьера была близка к краху, оказалась в зависимости от результатов широкого применения боевых беспилотников, недавно приобретенных у союзников в регионе Персидского залива и в других местах, которые полны решимости удержать Абий Ахмеда у власти. За последние четыре месяца Объединенные Арабские Эмираты, Турция и Иран незаметно снабдили эфиопскую армию новейшими дронами.

Любому непредубежденному наблюдателю совершенно ясно, что поставки современных беспилотников в больших масштабах не будут способствовать ведению переговоров, а нацелены на их использование в боевых действиях. При этом те же Соединенные Штаты, которые на словах и везде, где можно, демагогически призывают к прекращению огня и мирным переговорам, сделали вид, что они ничего не заметили и не препятствовали поставкам современного вооружения в Аддис-Абебу. Одновременно Вашингтон, используя третьи страны, прекрасно вооружил повстанцев, дав им новый стимул для развязывания гражданской войны в Эфиопии и отделению Тиграй в самостоятельный регион страны.

Мотивы поставщиков были разными: заработать деньги, получить преимущество в стратегическом регионе, и поддержать победителя в нарастающем конфликте, охватившем вторую по численности населения страну Африки. Но воздействие беспилотников было поразительным — они наносили неоднократные удары по повстанцам Тиграй, их автоколоннам снабжения, когда те двигались по главной магистрали в направлении столицы Аддис-Абебы. С тех пор повстанцы отступили примерно на 270 миль по дороге на север, бесславно потеряв многомесячные достижения на поле боя. В этой новой ситуации лидер Тиграй Дебрецион Гебремайкл сообщил Организации Объединенных Наций, что он приказал немедленно отвести все силы к границам провинции, сославшись, среди прочего, на «беспилотные летательные аппараты, предоставленные иностранными державами». В письме Генеральному секретарю Антониу Гутерришу Дебрецион призвал к прекращению огня с последующими мирными переговорами. “Мы верим, что наш смелый акт вывода войск станет решающим шагом к миру”, — написал он, а его пресс-секретарь заявил, что в результате волны эфиопских авиаударов в самом Тиграй погибли 18 мирных жителей и 11 получили ранения. Пресс-секретарь правительства Эфиопии не ответила на вопросы об использовании беспилотников в жестоком налете на мирные города провинции Тиграй.

Демонстрация мощи беспилотников подтвердила, что давний конфликт в Эфиопии, до сих пор в значительной степени носивший региональный оттенок, приобрел международный характер. И это добавляет страну в растущий список конфликтов, таких как боевые действия в Ливии и Нагорном Карабахе, где беспилотники стали важным фактором в борьбе, или даже доминирующим оружием. “Беспилотные системы все чаще меняют правила игры”, — считает Питер У. Сингер, эксперт по беспилотной войне в исследовательской группе New America в Вашингтоне.

Дроны для Абия прибыли как раз вовремя. Он начал военную кампанию в Тиграй в ноябре 2020 года, через год после того, как получил Нобелевскую премию мира, вместе с лидером соседней Эритреи. Но его войска потерпели унизительное поражение прошлым летом, когда повстанцы не только полностью вытеснили их из провинции, но и начали затем стремительно продвигаться на юг. К концу ноября тиграйцы приблизились к городу Дебре Бирхан, примерно в 85 милях к северу от Аддис-Абебы, и, казалось, столица будет не сегодня, так завтра захвачена. Но все изменили беспилотники, , нанося тяжелые потери в живой силе и автоколоннам снабжения. Генерал Цадкан Гебретенсае, командир тиграйцев, заявил в интервью «Нью-Йорк таймс»: «В одно время в небе было 10 беспилотных летательных аппаратов. Вы можете себе представить эффект. Мы были легкой мишенью».

Абий создал свой большой арсенал дронов, используя симпатии иностранных союзников и быстро развивающийся сегмент мировой торговли оружием. Даже когда он говорил о переговорах, премьер-министр обращался к другим странам, чтобы укрепить свои вооруженные силы и повысить их боеспособность. Почти каждый день грузовые рейсы прибывали с военной базы в Объединенных Арабских Эмиратах, одного из его ближайших союзников. Специалисты из ОАЭ обучили Республиканскую гвардию и оказали решающую военную поддержку в начале войны, нанеся удары беспилотниками, которые уничтожили артиллерию и склады оружия в Тиграй, сообщила хорошо информированная саудовская газета «Arab News».

Отношения Абий с Турцией также оказались весьма нужными ему. В августе он подписал военный пакт с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, чей беспилотник Bayraktar TB2 сыграл решающую роль в победе Азербайджана над Арменией в Нагорном Карабахе. Турецкие беспилотные летательные аппараты привлекательны для многих африканских стран, которые ищут проверенное в боях, относительно дешевое оборудование с небольшим количеством требований. “Даже в Африке, куда бы я ни поехал, им нужна Турция”, — похвастался Эрдоган в октябре после турне по Нигерии, Того и Анголе. После того, как дроны Bayraktar появились в Эфиопии, турецкие официальные лица настаивали на том, что их продажа якобы была чисто коммерческой деятельностью — экспорт оборонной и авиационной продукции в Эфиопию вырос до $95 миллионов в 2021 году по сравнению всего с $235 000 в 2020 году.

В ответ на сообщения об убитых, задержанных или высланных гражданских лицах, Совет Организации Объединенных Наций по правам человека согласился пока только создать комиссию по расследованию злоупотреблений и выявлению виновных, став тем самым последней из многих международных инициатив, которые до сих пор не смогли остановить страдания в какой-либо стране. Выступая на экстренном заседании этого Совета, заместитель Верховного комиссара ООН по правам человека Нада аль-Нашиф предупредила, что жестокий 13-месячный конфликт Эфиопии в северном регионе Тиграй может «перерасти в всеобщее насилие» и это, по ее словам, будет иметь «серьезные последствия не только для миллионов людей в Эфиопии, но и во всем регионе». Многие дипломаты выразили тревогу в связи с сообщениями о зверствах в ходе конфликта, в результате которого, по данным ООН, погибли тысячи человек, более двух миллионов человек стали перемещенными лицами и сотни тысяч оказались на грани голода. Аль-Нашиф заявила, что с тех пор Управление по правам человека продолжало «получать достоверные сообщения о серьезных нарушениях прав человека и злоупотреблениях со стороны всех сторон». Она выразила особую озабоченность по поводу участившихся нарушений прав человека после того, как в стране было объявлено чрезвычайное положение, сопровождавшееся массовыми арестами в основном этнических тиграйцев. «Хотя некоторые из арестованных за последние шесть недель были освобождены, по нашим оценкам, от 5000 до 7000 человек остаются под стражей, в том числе девять сотрудников ООН», — сказала она.

Проект резолюции призывает Совет создать «международную комиссию экспертов по правам человека по Эфиопии» для расследования широкого спектра предполагаемых нарушений и злоупотреблений со стороны всех сторон. Эфиопия отвергла эту идею, указав, что она сотрудничала с совместным расследованием и начала собственное расследование. Посол Зенебе Кебеде обвинил Совет в том, что он «используется в качестве инструмента политического давления» и нацелен на подрыв демократически избранного правительства. Несколько стран встали на защиту Эфиопии, а посол Камеруна Саломон Эхет от имени африканских стран настаивал на том, что запрошенное расследование будет «контрпродуктивным и может привести к обострению напряженности».

Тем временем эфиопский премьер-министр сосредоточен на своей военной кампании и ее иностранных спонсорах. В конце декабря он прилетел в Стамбул на саммит партнерства Турция-Африка — двухдневную встречу лидеров из 39 африканских стран, которая, по мнению аналитиков, также является форумом для продажи турецкого оружия. Но его последнее увлечение иранскими беспилотными летательными аппаратами, хотя и гораздо менее мощными, чем модели китайского или турецкого производства, в некотором роде обострили отношения с Вашингтоном, который стремится, только где можно, наложить санкции на Тегеран и его торговых партнеров. С августа в Эфиопию прибыло несколько грузовых рейсов иранских авиакомпаний, которые США обвинили в том, что они являются прикрытием сил «Кудса» — экспедиционного крыла Корпуса стражей исламской революции Ирана.

Следует сказать, что нынешняя временная победа правительства Эфиопии никоим образом не означает окончания этой войны. Тиграйцы имеют хорошо укомплектованную и оснащенную Соединенными Штатами армию, а рельеф местности затрудняет проникновение правительственных сил в их провинцию. Таким образом, они могли бы не только продолжить свои операции, но и снова вступить в войну и повторить свой поход на Аддис-Абебу. В данном случае целью США, которые проявляют небывалую активность в последних событиях на Африканском Роге, является не смена правительства Эфиопии, а уничтожение эфиопского государства, разделение его на части. На данный момент они поддерживают тиграйцев, но не желают их победы, а только продолжения боевых действий и ухудшения положения эфиопского народа.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

13.01.2022