Дмитрий Скворцов

РПЦ В АФРИКЕ: ОТСЮДА МЫ УЖЕ НЕ УЙДЁМ

Но так ли эти позиции канонически сильны?

Наконец, мы дождались того, к чему так настоятельно призывал сайт ФСК в материалах, посвящённых положению с Патриархатом Александрийским и всей Африки. Правда, главного, увы, так и не случилось.

Решением Священного синода Московского патриархата от 29 декабря 2021 года  образован Африканский экзархат. Это явилось ответом на вероломные антиканонические действия патриарха Александрийского Феодора (молчаливо поддержанные местным епископатом) по признанию т.н. «Православной церкви Украины» (ПЦУ).

Кто рассеет египетскую тьму

Синод постановил принять в юрисдикцию Русской церкви 102 африканских священника, которые обратились к Московскому патриарху с соответствующим прошением. Для них учреждён Патриарший экзархат Африки во главе с митрополитом Клинским Леонидом (Горбачёвым). Он состоит из двух епархий: Северо-Африканской с центром в Каире и Южно-Африканской с центром в Йоханнесбурге.

Первая охватывает 31 страну, вторая – 23. Разделение между территориями – примерно по экватору. То есть следует ожидать назначения ещё двух епископов.

Будут ли эти архиереи также из числа африканских? Надежд на это мало. 32 из 37 епископов впавшего в Варфоломееву ересь Александрийского патриархата (АП) – греки, выходцы из Греции и Кипра, которые, как правило, живут на родине и лишь изредка совершают «пастырские визиты» к пасомым.

«Греческая миссия в Африке это уже давно одна большая потёмкинская деревня, –  сообщает бывавший на Чёрном континенте миссионер о. Георгий Максимов. –  Реальность ужасающе иная. Верующие массово уходят, священники уходят, многие приходы закрываются, а те, что есть, зачастую влачат жалкое существование. Православие угасает в Африке… Особенно ситуация ухудшилась при патриархе Феодоре… Эта потемкинская деревня выстроена прежде всего для греков из Греции и Кипра, чтобы собирать с них пожертвования "на африканскую миссию"».

Судя по тому, что за два года, прошедших после признания ПЦУ Феодором, никто из архиереев АП не выступил с протестом, для подавляющего большинства из них  племенная солидарность (ещё одна ересь – этнофилетизм) куда важнее, чем какие-то там каноны.

В октябре 2021 года, правда, «проснулся» митрополит Антинойский Пантелеимон. Действия Варфоломея, Феодора и предстоятеля Элладской церкви, также признавшего ПЦУ, он назвал «неканоничными и противоречащими священным канонам», призвав принести «истинное покаяние», иначе их ждёт «страшный суд Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» за «соблазн для верных». Владыка Пантелеимон, правда, не является действующим митрополитом. В 2006 году, в возрасте всего лишь 51 года его, «известного выступлениями в защиту святоотеческого Предания и канонического порядка», неожиданно отправили на покой. Случилось это вскоре после того, как в должность предстоятеля АП вступил экуменист Феодор (к слову, ситуация напоминает отправление в 2008 году на покой 50-летнего епископа УПЦ МП твёрдого антиэкумениста Ипполита Хилько в те годы, когда явственно проявились автокефалистские и экуменические поползновения руководства Киевской митрополии; и справедливость, увы, до сих пор не восстановлена).

Поэтому, возвращаясь к сегодняшнему состоянию африканского епископата, новоназначенный русский экзарх митрополит Леонид (Горбачёв) подчеркнул: «Кадровый вопрос – один из приоритетнейших сегодня». И твёрдо заявил: «Ядро экзархата будет коваться в Москве» (выделено здесь и везде мной. – Д.С.).

Почему даже покаяние Александрии не повлияет на позиции Московского патриархата

Среди других мощных посланий владыки Леонида особо обращают на себя внимание  следующие: «Конечно, мы не свернём, мы не свернем уже ниоткуда. Туда, куда мы заходим, мы ниоткуда выходить не будем… На африканском направлении никаких отходов назад не будет, мы будем только укрепляться и расширяться». И даже если Феодор надумает покаяться, с ним Русская церковь всё равно будет «разговаривать только с позиции того, что у нас уже есть – никто давать ничего обратно уже не будет».

«Людей уже довели до такого состояния, что они готовы ждать еще годы и годы, но не возвращаться под управление Александрийского патриархата», – поясняет русский архиерей, указывая на бесправное положение, в котором пребывают чернокожие священники по отношению к их греческим епископам.

Те, кто следит за происходящим в православной Африке, знают, о чём говорит митрополит Леонид. Член Межсоборного присутствия РПЦ о. Георгий Максимов не раз приводил примеры произвола греческих иерархов по отношению к африканским клирикам и даже святотатства по отношению к «русским иконам» в храмах, чьи общины выразили желание уйти от ересиарха, как это случилось в Танзании.

Источник: Фонд стратегической культуры

05.01.2022