Дмитрий Бокарев

ГВИНЕЙСКИЙ ЗАЛИВ - САМОЕ ПИРАТСКОЕ МЕСТО ПЛАНЕТЫ

Пиратство многим кажется частью истории, чем-то устаревшим и неактуальным в наши дни. Тем не менее до тех пор, пока по морям нашей планеты ходят корабли с ценным грузом, который можно присвоить, этот вид преступной деятельности вряд ли окончательно уйдет в прошлое. Пираты орудуют в Юго-Восточной Азии, особенно в районе Малаккского пролива, и в Аденском заливе Аравийского моря (хотя в последние годы число нападений в этом районе практически сошло на нет из-за действий местных и иностранных силовых структур).

Еще один центр современного пиратства – Гвинейский залив на западном побережье Африки. Воды этого залива омывают побережья таких государств, как Либерия, Кот-д’Ивуар, Гана, Того, Бенин, Нигерия, Камерун, Экваториальная Гвинея, Габон и Сан-Томе и Принсипи. Наличие большого количества государств, имеющих выход к Гвинейскому заливу, на руку пиратам: совершив преступление в территориальных водах одного государства, они могут скрыться в водах другого, и если преследующие пиратов силовики последуют за ними, это может привести к дипломатическим осложнениям. Да и сами по себе размеры залива – его площадь, длина береговой линии и т.д. таковы, что их очень сложно контролировать даже большой группировкой ВМС, особенно если речь идет об обнаружении маленьких и многочисленных пиратских лодок. На побережье залива есть множество участков, которые местные государства не контролируют, например поросшие лесом устья рек. В этих местах пираты легко находят укрытие. Кроме того, есть сведения об их сотрудничестве с коррумпированными силовиками стран Гвинейского залива, которое также помогает пиратам оставаться безнаказанными.

Дополнительную сложность создает то, что пираты, в отличие от вражеских военных, не имеют конкретных тактических и стратегических целей. Если во время боевых действий войска противоборствующих сторон стремятся нанести удар по важным объектам противника, и тот может уделить их охране особое внимание, то пираты могут напасть на любой объект, который достаточно слабо охраняется. Этим объясняется невозможность быстро покончить с пиратством в море даже для профессиональных военных моряков. Как показывает опыт Сомали, которое в прошлом десятилетии было мировой пиратской столицей, а потом вдруг уступило пальму первенства Гвинейскому заливу и Малаккскому проливу, эффективнее всего бороться с пиратами можно на берегу, нанеся удар сухопутными войсками по их наземным базам. Однако в Гвинейском заливе осуществить такое было бы крайне сложно: операцию потребовалось бы проводить на огромной площади и на территории сразу множества государств, которые вряд ли дадут разрешение на такое вторжение.

Пока что единственный способ более или менее обезопасить корабли, ходящие по Гвинейскому заливу, – размещать на каждом из них профессиональную вооруженную охрану. В странах залива есть немало организаций, готовых предложить такие услуги. Однако это дорого стоит, а риск подвергнуться пиратской атаке есть не только у судов, принадлежащих богатым компаниям и перевозящим ценные грузы, но и у любого мелкого рыболовецкого или технического судна, выполняющего в заливе те или иные работы. Кроме того, вооруженная охрана может защищать корабли в нейтральных водах, но заходить в территориальные воды государств с вооруженными бойцами на борту запрещает международное законодательство. И именно в территориальных водах таких стран, как например, Бенин, ВМС которого на 2019 г. включали всего два корабля, наиболее велик риск подвергнуться нападению.

Кроме того, в Гвинейском заливе даже вооруженная охрана справляется с нападениями не всегда. Например, больше всего ярких пиратских новостей, приходящих оттуда, связаны с выходцами из Нигерии. Эта страна уже много лет страдает от вооруженных конфликтов: на ее территории действуют различные формирования – от этнических группировок, желающих отделения своих территорий от Нигерии, до известной исламистской террористической организации Боко Харам, которая в 2015 г. стала частью еще более печально известной группировки ДАИШ (обе организации запрещены в РФ). В Нигерии регулярно происходят вооруженные столкновения, в которых гибнут представители государственных силовых структур и мирные граждане. Такая ситуация существует здесь уже много десятилетий, и, помимо прочего, она повлияла на специфику местного пиратства. У большинства пиратов Нигерии есть боевой опыт, приобретенный на той или другой стороне. Некоторые пиратские команды входят в состав экстремистских группировок, а некоторые состоят из бывших нигерийских силовиков. Поэтому, если пираты Юго-Восточной Азии в большинстве своем плохо вооружены, предпочитают атаковать незащищенные суда, избегают человеческих жертв и чаще всего сбегают при первом намеке на организованное сопротивление со стороны экипажа судна, подвергшегося их нападению, то нигерийские пираты до зубов вооружены современным стрелковым оружием и хорошо умеют с ним обращаться. Они упорны, мотивированны и часто готовы вступить в длительный и кровопролитный бой с кораблями, не уступающими им по огневой мощи.

В общем, проблема пиратства в Гвинейском заливе, по мнению большинства экспертов, в скором времени решена не будет. В заливе создались все условия для процветания этого преступного промысла. Тем не менее есть мнение, что в последнее время количество пиратских атак в Гвинейском заливе незначительно снизилось, и, по утверждениям экспертов, главной причиной этого является социально-экономическое развитие Нигерии. Небольшой рост благосостояния, снижение нищеты и увеличение числа рабочих мест обратно пропорционально отразились на количестве нападений, пусть пока и незначительно. Это вселяет надежду, что в будущем пиратство в Гвинейском заливе будет постепенно ослабевать и, в конце концов, исчезнет само, без военного вмешательства извне, по мере социально-экономического развития стран этого региона.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обоние».

Источник - Новое восточное обозрение

02.10.2020