Владимир Одинцов

ЭКСПАНСИОНИСТСКАЯ ПОЛИТИКА ВАШИНГТОНА В АФРИКЕ

В последние десятилетия Африканский континент подвергся усиленной экспансии США, которая наиболее активно стала происходить после распада Советского Союза. Соединенные Штаты Америки «повернулись лицом» к богатому полезными ископаемыми и имеющему военно-стратегическое значение континенту, а политика Трампа закрепила эту политику, сменив «поворот» прежней администрации Обамы в сторону Азии.

Значительный экономический интерес для США представляют полезные ископаемые, в первую очередь африканские запасы углеводородов, а также критически важные ресурсы для военных и гражданских цифровых технологий, в частности, редкоземельные минералы: одна только ЮАР занимает шестое место в мире по запасам редкоземельных минералов. Кроме того, жизненную значимость в стабильности импорта для США из Африки в последнее время приобретают также кобальт, марганец, хром.

В целях координации торгово-экономической политики в отношении африканских стран Конгресс США создал «Форум торгово-экономического сотрудничества США со странами Африки южнее Сахары», обязав главу американской администрации проводить ежегодные заседания на министерском уровне и периодические встречи с главами африканских государств для обсуждения конкретных вопросов сотрудничества. Особое место в этой модели занимает Закон об экономическом росте и торговых возможностях в странах Африки (African Growth and Opportunity Act) (АГОА), принятый в 2000 г. как часть более крупного Закона о торговле и развитии. Принимая АГОА, Конгресс США констатировал, что страны Африки южнее Сахары – это богатый людскими и минеральными ресурсами регион, обладающий колоссальным экономическим потенциалом и представляющий в силу этого долгосрочный политический и стратегический интерес для США.

Чтобы укрепить свои позиции в Африке, США все больше акцентируют внимание на политических и военных рычагах воздействия. В 2007 г. США впервые после 1945 г. создали новое региональное командование – Африканское объединенное командование вооруженных сил в зоне Африки (АФРИКОМ), с зоной ответственности, охватывающей территорию 53 стран. Мандат АФРИКОМ включает разработку стратегии проведения военных операций на Африканском континенте, а также помощь в подготовке вооруженных сил лояльных Вашингтону африканских правительств. Одной из главных задач, поставленных перед Африканским объединенным командованием, является охрана и контроль разработки природных богатств на континенте, а также путей их транспортировки. Как отмечает The Guardian Африканское командование Вооруженных сил, США сегодня имеет в своем распоряжении 7500 американских солдат, которые действуют почти во всех африканских странах (в 2017 их количество составляло 6000).

В результате США стали единственной страной в мире, имеющей в составе своих войск отдельное Африканское командование, силой американского оружия обеспечивающее экспансионистские устремления Вашингтона. Даже такие метрополии, как Франция и Британия, до сих пор пытающиеся управлять процессами в значительной части африканских стран, не пошли на столь откровенный шаг.

Наиболее действенным инструментом распространения американского влияния и контроля над регионом являются программы военной помощи, реализуемые Пентагоном в тех африканских государствах, где США имеют устойчивые военно-политические и экономические интересы. Наиболее значительными являются программы военной помощи «Военное финансирование иностранных государств», «Международное военное образование и подготовка» (IMET). За период своего существования программа IMET превратилась в эффективный и реально действующий механизм распространения американского идеологического влияния, внося существенный вклад в формирование американского лобби в военной и политической элите многих африканских стран. Министерство обороны США регулярно выделяет десятки миллионов долларов на осуществление программы помощи в контртеррористической подготовке и снабжении оружием военнослужащих в таких странах Сахельской зоны, как Чад, Мали, Мавритания и Нигер. Помимо программ, предназначенных для определенных стран и регионов, Министерство обороны США регулярно выделяет значительные средства для специфической задачи – подготовки военнослужащих специально выбранных «партнерских» африканских стран (Ганы, Кении, Эфиопии, Сенегала и Ботсваны).

Сегодня Вашингтоном постоянно проводится в Африке около ста военных операций. Причем многие из этих операций проводятся в странах, которые американское правительство не признает в качестве зон боевых действий. Только за последние шесть лет американские военные принимали участие в спецоперациях на территории 13 африканских стран.

Рост американского военного присутствия на континенте является беспрецедентным: Африка стоит на втором месте по количеству находящихся в ней американских спецподразделений после Ближнего Востока, увеличившись в 17 раз за последние десять лет.

Хотя огромная империя военных баз США по всему миру в значительной степени известна, включая Европу и Азию, тем не менее, в Африке они Вашингтоном усиленно засекречиваются. В частности, в ряде СМИ проходила информация о наличии здесь 34 баз американских Сил специальных операций. Однако секретные внутренние документы АФРИКОМ, попавшие в руки TomDispatch по закону о свободе информации, показывают иную картину и приоткрывают взгляд на обширную и постоянно растущую сеть военных баз США на континенте. Согласно этим сведениям, количество «дислокаций армии США увеличилось до 46, включая 15 устойчивых пунктов», чтобы позволить США вмешиваться в горячие точки Африки. Соединенным Штатам растущее число военных баз в Африке жизненно важно также для расширяющихся Вашингтоном войн на Ближнем Востоке. В частности, для поддержки войны с Йеменом, в Сирии и Ираке.

Однако с усилением военного присутствия США на Африканском континенте, по оценкам The Intercept, ключевые показатели уровня безопасности и стабильности на континенте резко снизились. «Кроме того, действия Америки попросту нельзя считать альтруистическими, поскольку после терактов, совершенных 11 сентября, ее слишком милитаризованная внешняя политика на самом деле тесно связана с ростом насилия на континенте, а не с его сдерживанием, — сказала в интервью изданию The Intercept помощник руководителя африканской программы и научный сотрудник Центра международной политики Теми Ибирогба (Temi Ibirogba). — Американские чиновники, похоже, заблуждаются, считая, что африканцам нравится американская внешняя политика, и что они ее поддерживают».

Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник - Новое восточное обозрение

24.01.2020