Александр Мезяев

ПОЛИТИКА РОССИИ В АФРИКЕ ОСНОВАНА НА ПРИНЦИПЕ "АФРИКАНСКИМ ПРОБЛЕМАМ - АФРИКАНСКИЕ РЕШЕНИЯ

Саммит «Россия – Африка» стал беспрецедентным международным событием

23-24 октября в Сочи прошёл саммит «Россия – Африка» на высшем уровне. Он проводился по инициативе президента России В.В. Путина и под его патронажем совместно с президентом Египта Абдул-Фаттахом Ас-Сиси. Участие египетского лидера обусловлено статусом события. Саммит был задуман не только как встреча глав государств и правительств, но и как встреча в расширенном составе с руководством Африканского союза и ряда субрегиональных организаций.

Сама идея проведения саммита подверглась яростной информационной атаке. Особо усердствовали СМИ бывших метрополий, колонизовавших Африку, а также США. Непосредственно перед саммитом количество таких публикаций стало, по выражению официального представителя МИД России, «ошеломляющим» (1).

Это неудивительно. Африка была поделена между главными западными державами ещё до вступления капитализма в его империалистическую стадию. Сегодня Чёрный континент переживает время передела, прежде всего, со стороны Китая, но не только. Активно «входят» в Африку Бразилия, Индия, Южная Корея, Израиль, Турция… И старые, и новые колонизаторы идут на всё ради сохранения своих «владений». Прежде всего, это жёсткое давление на африканские государства.

Однако ответ Африки на давление стал тоже ошеломляющим. На саммит приехали представители всех 54 государств Африканского континента. Практически все делегации возглавлялись лично главами государств и правительств! Только несколько стран были представлены лицами иного ранга. Однако и здесь всё объяснимо: так, делегацию Республики Бурунди возглавлял не президент П. Нкурунзиза, а вице-президент страны г-н Жозеф Буторе, который много лет провёл в России, получил здесь высшее образование, защитил диссертацию кандидата наук и отвечает за российское направление в руководстве республики.

Делегацию Эфиопии также возглавлял не президент, а премьер-министр, но это лишь подчёркивает интерес к встречам в Сочи: по Конституции Эфиопии именно премьер, а не президент обладает основными полномочиями по управлению страной. Более того, глава эфиопского правительства Аби Ахмед – лауреат Нобелевской премии мира, которая ему была присвоена несколько дней назад. Делегацию Габона возглавляет также не президент, а премьер. Однако габонский президент был в России с визитом совсем недавно.

Так что уровень саммита был необычайно высок.

В Сочи прибыли руководители семи крупнейших африканских региональных организаций: Африканский союз, Сообщество государств Юга Африки (САДК), Союз государств Магриба, Большая пятёрка Сахеля (G5 Sahel), Экономическое сообщество государств Центральной Африки, Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС), Восточноафриканское сообщество. Руководители этих организаций не просто участвовали в собрании глав государств – состоялась отдельная встреча с ними российского руководства.

Тематика саммита впечатляет. Это и экономическая интеграция, и проблемы ведения российского бизнеса в Африке, это сотрудничество в области образования, геологоразведки, проекты в области нефтегазовой и атомной промышленности, безопасность на континенте, обеспечение экономического суверенитета и многое-многое другое.

Привлекает внимание заключение соглашения между Африканским союзом и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). При этом надо отметить вступление в силу несколько недель назад Всеафриканского договора о свободной торговле, в котором участвуют все страны континента. Это даёт уникальные возможности для договорённостей по принципу «интеграционное объединение – с интеграционным объединением». А по принципу «интеграционное объединение – отдельные государства» на подходе договор о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Египтом.

Кстати, из опыта лучших практик особое внимание было уделено проекту Российской промышленной зоны в Египте. Данная зона площадью 525 га создаётся сегодня в районе Восточного Порт-Саида Экономической зоны Суэцкого канала совместно правительствами, государственными учреждениями и частным бизнесом. Проект не имеет аналогов в части государственного инвестирования и создаваемого механизма поддержки вывода заинтересованных компаний на иностранные рынки. Рамочные соглашения заключены уже с 25 компаниями-резидентами, работающими в области биохимии и удобрений, строительных материалов и металлоконструкций, композитных материалов, сельскохозяйственной техники, электротехнического и нефтегазового оборудования, портовой оснастки и др. Для компаний будут действовать льготы и преференции, связанные с налогообложением, таможенными пошлинами на экспорт и импорт, затратами на персонал и оплатой прохождения Суэцкого канала. Предусмотрена возможность 100%-ной репатриации полученной выручки, при этом не будет требований, касающихся наличия египетского партнёра.

Безусловно, российский президент не мог провести двусторонние встречи со всеми главами государств. Поэтому особо важно отметить, с кем встречи состоялись. Кроме египетского руководителя, переговоры с В.В. Путиным провели лидер Южной Африки С. Рамапоса, президенты Намибии, Демократической Республики Конго, Центрально-Африканской Республики, Нигерии и Уганды. Особо следует отметить встречу с главой делегации Судана – президентом Переходного суверенного совета генералом Абдулом Бурханом, который возглавил страну после смещения президента Омара аль-Башира весной сего года. Напомним, что незадолго до смещения президент аль-Башир начал активное сотрудничество с Россией, в том числе предложив свою страну в качестве «ворот» в Африку. И российское участие в различных проектах в Судане получило новое развитие. Ярким примером является деятельность российской компании «Глобал ресорсиз» – крупного инвестора в золотодобычу, в частности в проект «Куш» с производством три тонны золота в год.

Обсуждение вопросов, связанных с ресурсами Африки, проходило на фоне одновременного обсуждения проблемы экономического суверенитета африканских стран. И это чрезвычайно важно. Ведь та экономическая модель, которая предложена Африке Западом, не рассматривает вопросы суверенитета всерьёз. Для решения задач развития и удовлетворения нужд населения африканские страны вынуждены прибегать к внешнему финансированию. Однако его основные источники – кредиты международных финансовых институтов и прямые займы – увязываются с выполнением кабальных социально-экономических и политических требований, ограничивающих суверенитет африканских стран. Это приводит к недоиспользованию потенциала экономического роста, ухудшению качества роста, ограничению возможностей использования других источников финансирования.

Суверенные облигации и иные заимствования на рынках капитала составляют лишь малую долю африканского долга, а некоторые страны континента до сих пор лишены этого источника финансирования. Чрезвычайно важно, что данная тема стояла на форуме в полный голос – это даёт основания полагать, что российско-африканское сотрудничество будет проходить на иных принципах. Российский президент заявил: «Мы не обуславливаем свою поддержку, предлагаемые проекты развития политическими и иными условиями, так называемыми эксклюзивными, а на деле кабальными экономическими и торговыми преференциями, не навязываем свою позицию». В.В. Путин подтвердил, что африканская политика России базируется на принципе «африканским проблемам – африканские решения».

Концепция внешней политики России, последняя редакция которой была утверждена в 2000 году, Африку упоминает один раз и как бы вскользь. Выступая в Сочи, президент России сказал, что отношения с континентом являются внешнеполитическим приоритетом России. Россия готова к конкуренции за широкое сотрудничество с Африкой.

Росатом в Африке

Послесловие к саммиту «Россия – Африка»: ядерная составляющая

Одним из главных вопросов саммита «Россия – Африка» стал вопрос об участии России в решительном повороте Африканского континента к развитию ядерной энергетики и ядерных технологий.

Действительно независимое развитие возможно только в условиях стабильного, независимого энергетического обеспечения. По данным МАГАТЭ, в мире действует более 450 атомных реакторов, которые обеспечивают 10% всей мировой энергетики, а среди низкоуглеродных источников ядерная энергия занимает второе место (29%). Атомную энергию получают в 50 странах мира более чем на 220 исследовательских реакторах.

Пока установленная мощность всех электростанций на Африканском континенте составляет чуть более 115 ГВт. Это столько же, сколько в Германии (с населением в 15 раз меньше, чем в Африке). В расчёте на душу населения в странах Тропической Африки потребление электроэнергии составляет всего 457 кВт/ч. Причём это без Южной Африки, которая производит почти половину всей электроэнергии на континенте. 70% населения Тропической Африки вообще не имеет доступа к электричеству.

Ядерные технологии затрагивают не только энергетику, но и сельское хозяйство (с их помощью можно сократить на треть потери продуктов питания), медицину (диагностика и лечение самых сложных заболеваний), промышленность (восстановление железа из железной руды; производство алюминия и др.).

Присутствие Росатома и его главы Алексея Лихачёва на форуме «Россия – Африка» в Сочи было одним из самых заметных практически на всех двусторонних встречах, которые президент России проводил с африканскими лидерами.

Лицо Лихачёва было видно за спиной В.В. Путина даже на встрече с президентом Южной Африки Сирилом Рамапосой, который, казалось бы, уже заявил о том, что его страна пока не может позволить себе атомные энергоблоки из России.

Российские ядерные проекты различного профиля реализуются в Судане, Замбии, Эфиопии, Египте, Конго, Нигерии. С начала 2000-х соглашения по ядерным технологиям были подписаны Россией с Намибией, Анголой, затем с Ганой, Кенией, Угандой, Марокко, Алжиром. Подписано соглашение с Танзанией о добыче там урана.

Ядерное сотрудничество Нигерии с Россией началось в 2009 году с подписания соглашения о проектировании АЭС и создания многоцелевого исследовательского реактора. В 2016 году договор об использовании ядерных технологий в медицине, сельском хозяйстве и промышленности с Россией подписала Эфиопия.

В 2017 году договор с Россией о сотрудничестве по строительству центра ядерной науки и технологий подписала Замбия. В развитие договора подписаны детальные соглашения по проведению инженерных изыскательских работ. Главным объектом строительства является исследовательский реактор. В этом году подписана дорожная карта строительства объектов.

В том же году было подписано соглашение с Ливией.

В 2017 году было подписано соглашение с Суданом по самому широкому спектру ядерных технологий, включая подготовку Россией специалистов для обслуживания ядерных электростанций. В 2018 году подписана дорожная карта выполнения этих соглашений.

В 2019 году подписано соглашение с Республикой Конго и Руандой... В Сочи руководство последней высказало идею достижения Руандой уровня экономической высокоразвитости к 2035 году. И основой таких планов является ядерная энергетика. На саммите в Сочи с Руандой было подписано новое соглашение, согласно которому РФ построит в этой стране центр ядерной науки и технологий для исследований в области радиобиологии; это позволит производить радиоизотопы широкого спектра применения в диагностике и лечении онкозаболеваний. Как объяснил глава Росатома, использование на базе Центра технологии облучения сельхозпродуктов для их обработки и борьбы с вредителями позволит увеличить сроки хранения продуктов и создаст условия для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции Руанды и развития животноводства. А главное – центр положит начало строительству в африканской стране целой атомной инфраструктуры, даст толчок развитию науки и подготовке высококвалифицированных физиков-ядерщиков.

Что касается ядерных реакторов, то пока они строятся только в Египте. Это четыре блока АЭС аль-Дабаа. На их строительство уйдёт десятилетие, но длительность их работы будет в восемь раз больше. Строительство финансируется Египтом и за счёт российского государственного экспортного кредита.

Особо следует сказать о сотрудничестве России с Южной Африкой.

Первое соглашение в области ядерных технологий было заключено в 2004 году при президенте Т. Мбеки. В 2012 году Росатом открыл своё представительство в Йоханнесбурге, в следующем году Москва предложила построить до восьми энергоблоков. В 2014 году Южная Африка подписала с Россией соглашение о стратегическом партнёрстве в атомной энергетике, но это соглашение было атаковано по всему фронту силами южноафриканского белого монополистического капитала. О том, каковы возможности этих сил, говорят показания бывшего президента Дж. Зумы в следственной комиссии по «захвату государства», прозвучавшие летом 2019 года. Дж. Зуме угрожали, например, тем, что вся экономика страны будет заблокирована, если ли он уволит министра финансов (который высказал «озабоченность» соглашением с Росатомом)...

В итоге Верховный суд провинции Западный Кейп, где планировалось строительство АЭС, объявил соглашение с Россией недействительным. После смещения президента Дж. Зумы, во время визита президента РФ в Южную Африку новое руководство страны заявило о том, что у него нет денег на оплату данного проекта.

Тем не менее глава Росатома присутствовал на встрече В.В. Путина с М. Рамапосой в Сочи. У Росатома есть и иные, уже действующие проекты с Южной Африкой. С 2010 года «Техснабэкспорт» поставляет единственной в стране АЭС в Куберге обогащённый уран, а с 2016 года закупает у Корпорации по атомной энергии компоненты для атомных реакторов…

Всё больше африканских государств приходят к выводу о том, что в их программах развития ядерная энергия безальтернативна. И в Сочи, например, новое соглашение с Россией о дальнейшем развитии сотрудничества в ядерной энергетике, в том числе строительстве атомной электростанции, подписала Эфиопия....

Примечание:

(1) «Активно продвигается тезис о том, что Москва стремится «сколотить антизападный фронт для очернения позитивной роли США и союзников». Это цитата того, что предлагается мировой аудитории в контексте проведения в Сочи саммита Россия-Африка… С учетом таких грубых попыток манипулирования общественным мнением очевидно, что в Вашингтоне просто опасаются, что саммит Россия – Африка укрепит торгово-экономические и политико-дипломатические связи России со странами континента, в том числе с теми, которые США привыкли считать «собственной вотчиной», не предполагая, что государства этого региона могут сами выбирать себе партнеров». (См.: Брифинг официального представителя МИД России М.В. Захаровой, Москва, 17 октября 2019 г.)

Источник - Фонд стратегической культуры

26.10.2019