Руслан Костюк

ТИХИЙ ПЕРЕВОРОТ В ЮЖНОЙ АФРИКЕ

Борцы за афросоциализм отстранили от власти друга американцев Табо Мбеки

Нам сложно представить, как, скажем, "Единая Россия" "отзывает" выбранного с ее помощью президента или назначенного премьер-министра. В Южно-Африканской Республике, стране - партнере РФ по борьбе за многополярный мир, воскресная отставка президента Табо Мбеки стала хоть и несколько сенсационной, но все же ожидаемой новостью. Причина проста: если в России рейтинг партии власти держится на харизме Владимира Путина, то в ЮАР, наоборот, доверие правящего Африканского национального конгресса (АНК) служит источником политической легитимности лидера страны.

Как известно, после окончательного демонтажа системы апартеида в самой промышленно развитой африканской стране власть в ЮАР перешла к АНК. До 1999 года президентский пост занимал легендарный борец за права коренного населения Южной Африки лауреат Нобелевской премии Нельсон Мандела. Затем его сменил Табо Мбеки, параллельно возглавивший и АНК.

Сегодня в ЮАР по-разному оценивают почти 10-летний период правления Табо Мбеки. С одной стороны, национальная экономика продолжила рост, власти в целом успешно сдерживали инфляцию, социальные реформы правительства АНК способствовали улучшения общественного положения некоторой части чернокожих. Увеличивались масштабы социального строительства, расходы на медицину и образовательные программы. Параллельно в начале столетия расширялся слой "черного" среднего класса. Больших успехов добился Мбеки и на международной арене. ЮАР действительно в последние годы стала "региональной сверхдержавой", одним из лидеров Африканского Союза и Движения неприсоединения. Последним внешнеполитическим достижением Мбеки стало урегулирование политического кризиса в Зимбабве, где было достигнуто соглашение о формировании коалиционного правительства.

Однако внутри страны Мбеки в последние годы стремительно терял авторитет. Негритянское большинство было недовольно отказом центрального правительства проводить политику перераспределения доходов (до сих пор явно более двух третей национального богатства находятся в руках лиц европейского происхождения, тогда как белые составляют менее пятой части населения ЮАР). Не сумело правительство добиться успеха в борьбе с безработицей. Бичом Южной Африки по-прежнему остается сверхвысокий уровень преступности. В последние месяцы тысячи рабочих иммигрантов из других стран Черного континента стали жертвами маргинальных уличных банд, ксенофобия неожиданно вошла в жизнь республики.

Большая часть населения винила в социальных трудностях не столько партию АНК, сохраняющую популярность среди миллионов южноафриканцев и на федеральном, и на местном уровнях, сколько высшее руководство Конгресса и лично Табо Мбеки.

Прошедший в конце 2007 года съезд АНК отказал в доверии своему председателю. Табо Мбеки проиграл внутрипартийные выборы Джейкому Зуме, своему личному оппоненту. Дело в том, что Зума являлся вице-президентом республики до 2005 года, когда был отправлен в отставку с подачи Мбеки в связи с выдвинутыми против него обвинениями в коррупции и отмывании денег. Зуму винили в том, что он, курируя военные поставки, якобы получил от воротил местного ВПК несколько сотен миллионов долларов взяток.

Зума, однако, отверг все обвинения в коррупции и вскоре возглавил внутри Конгресса оппозицию действующему президенту. В итоге левое крыло АНК, выразителем которого и стал Зума, нанесла менее года назад на съезде Конгресса поражение умеренным. Мбеки потерял пост главы партии власти. В общем-то, он до апреля 2009 года вполне мог оставаться на президентском посту, но руководство АНК, где с 2007 года ведущие позиции заняли представители именно левого течения, решили "сыграть на опережение" и потребовали от "товарища президента" добровольно сложить полномочия.

Табо Мбеки оказался верен своей партии и уже 21 сентября объявил об отставке. Руководство АНК объявило, что исполнять обязанности президента (до очередных парламентских выборов) будет 59-летний заместитель председателя АНК, ныне министр Игаляма Мотланте. Он, как и Зума, пользуется уважением в левом крыле АНК, имеет тесные связи с двумя главными союзниками Конгресса - мощным профцентром КОСАТУ и Южноафриканской компартией.

Судя по всему, уже в краткосрочной перспективе именно левые круги АНК будут определять стратегическую линию в Конгрессе. Если Табо Мбеки руководствовался в целом скорее социал-либеральной методологией, то новое руководство АНК в гораздо большей степени и решительнее настроено на борьбу с безработицей и бедностью, перераспределение национальных богатств и даже национализацию ключевых отраслей экономики. Если такой "левый поворот" произойдет в стране-лидере южной зоны Африки, это, несомненно, окажет глубокое воздействие на внутреннюю политику других левых правительств юга континента. Ангола, Мозамбик, Намибия, Зимбабве очень тесно экономически и политически связаны с современной ЮАР, и любые перемены у "старшего брата" неуклонно отразятся на соседних дружеских ЮАР странах. АНК продолжает пользоваться огромным авторитетом не только в своем государстве, но и по всей Южной Африке. Так что, очевидно, что "смена караула" в Претории будет иметь и явные внешнеполитические последствия. К слову сказать, Джейкоб Зума и поддерживающие его круги в руководстве АНК считаются в гораздо большей степени антиамериканистами, чем команда уходящего президента.

По информации RPMonitor

27.09.2008