Александр Кокшаров

СО СТОЛЕТНИМ ОПОЗДАНИЕМ

Китай становится главным торгово-экономическим партнером африканских государств, потеснив США и европейские страны

В первые дни ноября Пекин преобразился. Дороги, обычно запруженные транспортом, опустели - сотням тысячам автомобилистов было приказано не выезжать на улицы без особой надобности. На центральных проспектах деревья украсили праздничными огнями, а стройки закрыли огромными плакатами с изображениями зебр, жирафов, слонов и прочих африканских животных, разгуливающих по бескрайним саваннам. На гигантских биллбордах красовалась надпись "Африка - земля мифов и чудес". Все эти метаморфозы осуществили ради крупнейшего внешнеполитического мероприятия в современной истории Китая. В Пекине в эти дни прошел трехдневный саммит, на который собрались главы государств и правительств полусотни африканских стран. Собрать почти всех африканских руководителей в одном месте в одно время - такого не удавалось добиться ни СССР, ни США, хотя на протяжении десятилетий Москва и Вашингтон боролись за влияние в Африке. Победителем в их многолетней борьбе стал Китай, который сделал ставку не на идеологию, а на развитие торговли и инвестиций.

Без идеологии

Саммит в Пекине уникален как для Китая, так и для Африки. С Черного континента в Пекин прибыли представители практически всех африканских государств, на которые приходится четверть голосов в ООН, значительное количество природных ресурсов и мирового населения. В то время как Запад очень избирательно подходит к политическим контактам с африканскими странами, Пекин показал свою готовность налаживать связи со всеми. Так, на китайский саммит были приглашены президент Судана Омар аль-Башир, которого США и Евросоюз обвиняют в организации геноцида в Дарфуре, а также президент Зимбабве Роберт Мугабе, являющийся персоной нон грата в большинстве развитых стран. Китай готов открыто обсуждать даже те темы, которые обычно обсуждаются за закрытыми дверями. Так, Египет и Китай обсуждали вопросы сотрудничества в области ядерных технологий. "Китай и Африка разделяют общие интересы и имеют общие потребности", - поприветствовал гостей председатель КНР Ху Цзиньтао. Он заявил, что развитие связей с Африкой станет одним из приоритетов внешней политики Пекина.

"Китай и африканские страны сотрудничают не по идеологическим соображениям, как это было в шестидесятых годах, а по экономическим. Китай заинтересован в новых рынках сбыта и в источниках сырья для своего роста. Африканские же страны смотрят на КНР как на источник инвестиций и технологий. Для многих африканских стран Китай - это не развивающаяся, а уже развитая страна, которая может дать инвестиции и инновации, столь необходимые этим государствам", - сказала "Эксперту" экономист пекинского офиса Всемирного банка Ю Инь. Цифры говорят сами за себя: с 2000 года товарооборот между Китаем и Африкой вырос в пять раз - до 50 млрд долларов в год.

Двустороннее шоссе

Китай уже стал важнейшим покупателем природных ресурсов в африканских странах. В 2006 году Ангола обошла Саудовскую Аравию по объемам поставки нефти в КНР - она стала для Китая главным нефтяным поставщиком. В целом страны Африки экспортируют в Китай 760 тыс. баррелей нефти в сутки - 30% всего экспорта нефтепродуктов с континента. Сегодня для многих африканских стран Китай - главное направление экспорта. Экспорта не только нефти, но и леса, хлопка, арахиса, кофе, металлов, руды и фруктов.

При этом торговые отношения являются двусторонними - Китай быстро наращивает поставки промышленной продукции на рынки африканских стран. Не только массовых товаров, таких как обувь, одежда или посуда, но и сложной техники - от турбин электростанций до телекоммуникационного оборудования для мобильных сетей. Китайские компании также активно инвестируют в африканские страны - накопленный объем инвестиций к 2006 году составил 6,3 млрд долларов. Причем это не только государственные нефтяные компании, пытающиеся обеспечить доступ к новым месторождениям, но и небольшие частные фирмы, производители текстиля, обуви и прочего ширпотреба, использующие бескрайний рынок труда африканских стран. Из-за ограничений, которые ЕС и США накладывают на импорт одежды и обуви из Китая, китайские компании открывают свои цеха в Кении или на Маврикии. Инвестиции идут и в сферу услуг: так, например, компания China Mobile в сентябре объявила о покупке одного из мобильных операторов в Эфиопии.

"Китайские компании в Африке оказываются в выигрышном положении по сравнению с транснациональными предприятиями из США, Европы или Японии. Для международных компаний Африка - слишком высокорисковый регион, где не так уж много потенциальных покупателей из-за низкого подушевого дохода. Для китайских же предприятий это регион больших возможностей. Во-первых, здесь невысока конкуренция и практически отсутствуют торговые барьеры. Во-вторых, китайские компании, в отличие от международных, более подготовлены к таким рискам, как коррупция, бюрократия, проблемы безопасности, и готовы справляться с ними. Поэтому естественно, что Китай расширяет свое присутствие в Африке", - рассказал "Эксперту" директор шанхайской консалтинговой компании APM Consulting Джонатан Ву.

Дальше - больше

Результаты саммита показывают, что экономически Китай и Африка уже в самом скором времени будут связаны еще теснее. В ближайшие четыре года торговля между ними достигнет 100 млрд долларов в год, и Китай, потеснив США и Евросоюз, станет главным торгово-экономическим партнером африканских стран. КНР, золотовалютные запасы которой в начале ноября достигли 1 трлн долларов, создаст специальный фонд размером 5 млрд долларов для инвестирования в Африке. Деньги планируется тратить на создание инфраструктуры, строительство больниц и школ, развитие здравоохранения и образования. Пекин создаст в африканских странах десять исследовательских сельскохозяйственных центров, направленных на распространение новых технологий в сельском хозяйстве. В Китай ежегодно будут отправляться на учебу 15 тыс. африканских студентов. Кроме того, Пекин выделит 5 млрд долларов для кредитов африканским странам и удвоит объемы экономической, технической и гуманитарной помощи.

Китай также объявил о готовности вкладывать деньги в пять специальных экономических зон в Африке, которые там предлагается создать по образцу китайских СЭЗ. Китайские компании, которые будут в них инвестировать, получат дешевые кредиты и прочие льготы от правительства КНР.

Связи будут развиваться не только по государственным каналам, на саммит в Пекин приехали сотни бизнесменов из африканских стран. В рамках саммита были подписаны сделки по инвестициям на 1,9 млрд долларов. Среди них строительство алюминиевого комбината в Египте (300 млн долларов), строительство шоссе в Нигерии (300 млн долларов), реконструкция медеплавильного завода в Замбии (200 млн долларов). Но эти сделки меркнут по сравнению с восьмимиллиардным контрактом, подписанным в самом конце октября между правительством Нигерии и китайской компанией CCECC, по которому китайцы в течение 20 лет будут модернизировать и расширять железнодорожную сеть этой африканской страны.

На пути к империи?

Развитие торгово-экономических связей между Китаем и Африкой меняет и расклад сил в мировой политике. "Китай пришел в Африку, потому что другие регионы были для него закрыты. На Ближнем Востоке доминируют американцы, поэтому Пекину ничего не оставалось, кроме как искать регион, в котором мало кто был на самом деле заинтересован. Ему пришлось идти в Африку и договариваться как с демократами, так и с диктаторами. И сейчас, когда Китай здесь усилился, это вызывает серьезные опасения в Вашингтоне и в европейских столицах, которые привыкли к тому, что именно они оказывают влияние на дела в Африке. Тут же появляется третья сила, из-за которой весь геополитический расклад меняется", - рассказала "Эксперту" Прэт Тэкер, директор исследований по Африке лондонского исследовательского центра Economist Intelligence Unit.

Уже к 2010 году Китай станет доминирующей торгово-экономической силой в Африке, в том числе главным торговым партнером крупнейших экономик региона - от Судана и Египта до Анголы, Нигерии и Камеруна. Одновременно Пекин будет вытеснять из Африки Вашингтон, Париж и Лондон, которые ничего не могут противопоставить росту китайского влияния. Что больше всего беспокоит развитые страны, так это готовность Пекина сотрудничать с любыми политическими режимами, не обращая внимания на соблюдение прав человека или на гражданские свободы.

Однако в Пекине считают, что демократия не самоцель. Так, экономисты из китайской академии наук полагают, что приоритетом должны быть не права человека и свободы, а повышение уровня жизни населения и независимости национальных правительств - всего того, чего удалось достигнуть в самом Китае без политических реформ (власти здесь сумели сократить число живущих за чертой бедности на сотни миллионов человек).

Правда, даже в самой Африке поговаривают о том, что экономическая экспансия Китая - вариант неоколониализма XXI века. По мнению критиков, Китай скупает африканские ресурсы задешево и уничтожает местную промышленность своим субсидированным экспортом ширпотреба. В июле этого года в Замбии уже были забастовки на принадлежащих китайским компаниям рудных шахтах и металлургических заводах. В сентябре бастовали рабочие на текстильной фабрике в Намибии, утверждавшие, что китайские владельцы платят слишком низкие зарплаты.

по информации expert.ru

14.11.2006