С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Наталья Скоробогатых

РЕСПУБЛИКА В АВСТРАЛИИ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

В канун выборов 2010 г. в Австралийском Союзе (АС) в очередной раз был затронут вопрос о введении в стране республиканского устройства, вопрос, в различной мере сопровождавший становление государственности на Южном континенте как минимум с середины XIX в. Так, в период создания федерации колоний неоднократно раздавались призывы установить "Республику Австралия" и "порвать последнее звено связи с Короной". Но они были решительно отвергнуты большинством политиков, и, согласно принятой в 1901 г. Конституции Австралийского Союза (КАС), страна являлась самоуправляющейся колонией, а ее главой - правящий британский монарх, которого представлял назначаемый им генерал-губернатор. По букве закона он обладал широкими полномочиями: от установления сроков работы парламента до окончательного утверждения состава федерального правительства и контроля над ситуацией в штатах. В реальности же и генерал-губернатор АС, и губернаторы 6 его штатов действовали сугубо с согласия избранных глав правительств всех субъектов федерации.

Отчасти зависимый статус не препятствовал поэтапному обособлению молодого государства от метрополии. С 1902 г. АС стал полноправным участником всех общеимперских форумов; в 1919 г. его делегация участвовала в Версальской мирной конференции. В 1931 г. по Вестминстерскому статуту страна получила статус доминиона, после чего никакое принимаемое короной решение не имело в Австралии силу без подтверждения его местным парламентом, а австралийский закон, напротив, не мог быть аннулирован Великобританией. В 1945 г. АС стал полноправным членом ООН, и его зависимость от Лондона превратилась в номинальную. Что важно, австралийцы не несли никаких расходов по содержанию главы собственного государства, который до середины ХХ в. редко посещал АС. И хотя среди австралийцев и тогда имелись республиканские симпатии, они не оказывали влияния на политический контекст 1.

Начало общественного движения за республику восходит к событиям 1975 г., когда генерал-губернатор Д. Керр активно вмешался в политику, отстранив от власти премьер-министра - представителя левого крыла Австралийской Лейбористской партии (АЛП) Г. Уитлема, распустив палату представителей и назначив внеочередные парламентские выборы, на которых одержала победу либеральная коалиция М. Фрейзера. Причиной такого решения был серьезный правительственный кризис - конфликт между федеральным правительством и властями штатов, возникший в результате политико-экономических новаций кабинета лейбористов 2. Керр использовал ст. 2 КАС, позволявшую ему распускать нижнюю палату, и его действия были сугубо конституционными, но не согласованными с действующим премьер-министром. Это дало повод назвать случившееся "государственным переворотом по австралийски" 3. В основном такие настроения были присущи высшим слоям, особенно интеллектуалам: в 1977 г. 43% их расценили отрешение от власти кабинета АЛП антиконституционным, а 37% высказались за установление республиканской формы правления, защищающей нацию от "имперского произвола" 4.

Среди рядовых же австралийцев взрыва прореспубликанских настроений не произошло, и отношение к существующему строю до конца 1980-х гг. оставалось стабильным.

И для этого были основания, самым веским из которых стало принятие австралийским парламентом в 1986 г. Закона об Австралии, согласно которому все акты парламента Великобритании на территории АС утрачивали силу 6. Тем самым, уровень государственного суверенитета АС стал вполне соответствовать стандартам современного, правового, независимого государства. В 1988 г. специальная комиссия по пересмотру КАС не рекомендовала "изменять статус Австралии как конституционной монархии или позицию королевы Австралии как главы государства" 7.

Хотя в рассматриваемое время вопрос о республике и пребывал на периферии политического дискурса, сочувствовавшие лейбористам СМИ вели обработку общественного мнения: британской короне приписывались намерения и далее вмешиваться во внутренние дела австралийской нации; метрополию обвиняли во всех исторических грехах; традиционные взаимосвязи Австралии с Великобританией преподносились как изживший себя анахронизм 8. И такие усилия если не подогревали республиканские симпатии, то поддерживали их "градус" на уровне порядка 30%.

Эти настроения решил использовать возглавивший страну в 1991 г. лидер АЛП П. Китинг - республиканец по убеждениям, всерьез полагавший, что окончательный разрыв с "европейским прошлым" поможет ему установить более доверительные отношения с азиатскими партнерами 9. Премьер-министр вскоре объявил о своем намерении создать к 2000 г. Федеративную Республику Австралии, а его партия включила это требование в свою платформу (позицию лейбористов разделяли малые партии - Австралийские Демократы и Зеленые). Тогда же упоминания о королеве были изъяты из гражданской присяги и частично устранены из юридической практики в нескольких штатах - в тех случаях, когда это можно было сделать, не внося изменений в конституционные документы.

Провозглашая курс на республиканизм, Китинг рассчитывал и на поддержку созданной тогда же общественной организации - Австралийского Республиканского Движения (АРД), объединившей активных сторонников перемен. Они считали, что: главой АС должен быть гражданин этой страны, а не чужой монарх; наследственная монархия противоречит австралийскому чувству эгалитаризма и нелюбви к привилегиям; принцип наследования по мужской линии несет явный оттенок сексизма; существующие связи между монархией и англиканской церковью несовместимы со светским характером австралийского государства. Выдвигался также аргумент о необходимости учитывать мнение тех граждан многонациональной страны, для которых корона была "символом британского империализма" 10. Для координации действий правительством был учрежден Республиканский Консультативный Комитет во главе с одним из лидеров АРД М. Тернбуллом, в итоговом докладе которого доказывалось, что "республика достижима без угрозы процветающим демократическим институтам Австралии" 11.

Сторонники изменения конституционного устройства АС с целью привлечь на свою сторону большинство населения разработали концепцию так называемой "минимальной республики". Переход к ней осуществлялся посредством стилистической коррекции КАС: заменой в ней слов "королева" и "генерал-губернатор" на "президент" 12. Новый глава государства либо назначался премьер-министром или федеральным парламентом, либо избирался прямым всеобщим голосованием или специальной избирательной коллегией. При этом основы КАС не должны были меняться, а полномочия будущего главы государства оставались теми же, что у генерал-губернатора. Эта схема, гарантировавшая республиканцам легкое достижение цели и успокаивавшая монархистов незначительностью перемен, обрела среди части электората известную популярность. В 1993 г. П. Китинг проинформировал о своих планах королеву Елизавету II, чья реакция была весьма дипломатичной: "Она, конечно же, будет действовать по совету ее австралийских министров и в соответствии с любым решением, принятым австралийским народом, как это делалось всегда" 13.

В период выборов 1996 г. определить отношение к республике были вынуждены все ведущие политические силы страны. Даже лидеру либералов убежденному монархисту Дж.Говарду пришлось заявить, что в случае прихода к власти он не будет чинить препятствий замене монархического правления республиканским, если большинство австралийцев это поддержит 14. Между тем, согласно опросам общественного мнения, в декабре 1997 г. число сторонников республики превысило сторонников сохранения монархии в 1,4 раза; на общенациональной Конвенции, посвященной 100-летию Австралийской Федерации (Сидней, 1997 г.), звучали предложения изъять из КАС все упоминания о британском монархе и его наследниках, оставив только слова о верности "австралийскому народу, Конституции и законам страны" 15. Учитывая эти обстоятельства, либеральное правительство Говарда созвало в феврале 1998 г. Конституционную Конвенцию, прозванную в духе любви австралийцев к кратким определениям "КонКон". Большинство ее делегатов составляли представители АРД и ведущих партий АС. После жарких споров было решено провозгласить республику в АС с 1 января 2001 г. в случае одобрения этого решения на референдуме. Новая форма государственного устройства предусматривала процедуру назначения президента, чья кандидатура предварительно обсуждалась на уровне штатных легислатур и общественных организаций, на совместном заседании обеих палат федерального парламента.

Разъяснить жителям страны доводы сторонников и противников предлагаемых изменений предстояло посредством рассылки им специальных брошюр с подробным изложением всей аргументации. А картина между тем складывалась весьма противоречивая. Простой подсчет показывал, что минимальной коррекцией КАС было не обойтись: для введения в жизнь новой схемы требовалось изъять из ее текста 16 статей, написать 11 новых, внести поправки в 32 статьи и составить отдельную главу о полномочиях президента. Учитывая крайне затрудненный порядок внесения поправок в текст КАС, дело это было нелегким. Вызывал сомнения и сам принцип назначения главы государства, который практически исключал из процесса принятия этого решения широкие массы избирателей. Цена всех этих новаций, включая проведение референдума, и вовсе была астрономической - около 130 млн. $ АС 16. Именно эти реальные трудности, стоявшие на пути государственного переустройства и недочеты в аргументации его оппонентов и стремился показать электорату твердый приверженец монархии Дж. Говард.

В итоге участники "КонКон" 73 голосами поддержали введение республиканской системы правления (против 57 при 22 воздержавшихся), а за проведение конституционного референдума по этому вопросу высказалось 133 делегата 17. Таким образом, на референдум в 1999 г. выносились следующие положения: превращение страны в президентскую республику; назначение на 5-летний срок главы государства, чьи полномочия будут равнозначны ныне действующим полномочиям генерал-губернатора АС, обеими палатами федерального парламента. В случае положительного волеизъявления граждан результаты референдума предстояло обсудить на следующей Конституционной конвенции. По выполнении данных условий 1 января 2001 г. в стране могла быть провозглашена республика 18.

Австралийцы очень внимательно следили за работой "КонКон": ежедневно в галерею для посетителей приходило до 3 тыс. чел., а в соответствующий сайт Интернета поступило более 90 тыс. запросов 2-1. Мнения людей в канун референдума разделились самым неожиданным образом. Так, в феврале 1998 г. среди республиканцев идею передачи избрания главы государства парламентариям поддерживало всего 25%, а путем прямых всеобщих выборов - 68% 2-2. В свою очередь активизировались и противники изменений - созданная в 1992 г. организация Австралийцы за Конституционную Монархию (АКМ), провозгласившая своей целью "сохранять, ограждать и защищать наше наследие: австралийскую конституционную систему, роль короны в ней и наш флаг". В ее состав вошли видные юристы, представители университетов и общественности. С АКМ с 1993 г. сотрудничала Австралийская Монархическая Лига, чья деятельность финансировалась специально созданным рядом видных предпринимателей АС фондом. Интересно, что к ним примкнула и часть республиканцев, считавших выборы президента узким кругом политиков недемократичными и нереспубликанскими по своей сути. По словам судьи М. Керби, "так начался необыкновенный брак по расчету между истинными монархистами и наиболее радикальными республиканцами". 2-3

Референдум о республике, в котором приняли участие 12,3 млн. избирателей АС, состоялся в ноябре 1999 г. Оба вопроса, вынесенные на их суд: 1) быть ли Австралии республикой, в которой президент избирался членами федерального парламента; 2) нужно ли внести в текст КАС новый раздел - Преамбулу, - были отвергнуты. За республику проголосовало 45,13%, против - 54,87%; Преамбулу поддержали всего 39,34%, против - 60,66%; 4 из 6 штатов высказались за сохранение монархии 2-4. Иначе говоря, большинство граждан АС отвергли предложенную республиканцами модель государственного устройства. Спустя 10 лет, оценивая итоги этого голосования, Дж. Говард подчеркнул: "Референдум был великой тренировкой в демократии. Это то, в чем суть демократии, это демократия, которая будет процветать и оставаться сильной при нашей Коронованной Республике" 2-5.

Реакция интеллигенции на такой исход была в целом болезненной, и то, что Австралия сохранила прежнюю форму правления, отнюдь не означало завершения спора монархистов и республиканцев. Лидеры АЛП поклялись, что по приходе к власти вновь поставят этот вопрос на референдум, изменив, с учетом народного мнения, формулировку о форме республики 2-6. В течение всего срока пребывания у власти Дж. Говарда они и Австралийские Демократы неоднократно поднимали эти проблемы, но прежний интерес к ним явно пошел на убыль. Так, изменение формы правления в стране обсуждалось в 2003-2004 гг. в ходе слушаний в специальном сенатском комитете по конституционным вопросам. Но итоговый доклад "Путь к республике" являл собой лишь попытку примирить все существовавшие на тот момент точки зрения, и никаких новых подходов предложено не было. Несмотря на то, что, по мнению экспертов, "положение монархии в Австралии чисто символическое: австралийская республика должна вводиться не путем радикального хирургического вмешательства, а посредством самой умеренной адаптации существующих исполнительных рычагов от монархистской к республиканской идиоме". Поэтому предлагалось вновь провести по этим вопросам конституционную конвенцию и несколько референдумов 2-7.

Аргументы противников республики, напротив, выглядели более весомо. В памфлетах АКМ подчеркивалось, что существующий строй "обеспечил Австралии завидные достижения демократического правления", а требование республики как раз стало деструктивным фактором. Корона как сплачивающее и стабилизирующее начало, стоящее над политикой, не противоречит основам государственного устройства и национальным принципам АС. "Мы полагаем, что наша система правления работает исправно, и не нужно чинить ее на скорую руку во имя теории или для удовлетворения зависти или амбиций немногих избранных" 2-8. Немыслимая же сумма, в которую обойдется австралийской казне дальнейшее воплощение в жизнь модели "минимальной республики" - 2,5 млрд. $ АС, должна показать австралийцам, "как много заработанных их тяжким трудом денег планируется изъять из бюджетов госпиталей, школ, защиты престарелых и других важных сфер" 2-9. Сторонники сохранения монархической системы правления справедливо отмечали, что простая замена генерал-губернатора на президента передавала в руки избранного лица те же полномочия, которые так раздражали республиканцев. И если монарху можно предъявить претензии, апеллируя к прецедентному праву, ограничивавшему его власть, то к президенту эти правила уже не применимы, а значит, баланс между ветвями власти серьезно нарушается 2-10.

Когда в 2007 г. АЛП снова получила бразды правления, глава МИД АС С. Смит заявил, что отделение от британской монархии неизбежно, но ввиду личной популярности королевы Елизаветы II это вряд ли осуществимо, пока она остается на троне. "В обществе есть мнение, что подходящее время для перемен - смена правящего монарха, когда бы это ни произошло". Ответ королевы на эти высказывания был прежним: она давно дала понять, что не будет возражать 2-11. В 2008 г. накануне визита в Великобританию премьер-министр К. Радд заявил, что он "всегда будет республиканцем", но "сейчас у нас есть другая рыба для жарки в плане приоритетов дома", и он не собирается созывать референдум по этому поводу 2-12. Однако по возвращении домой он принял участие в проходившей в Канберре конференции, на которой присутствовали ученые, политические деятели и представители деловых кругов. Этот форум был созван для разработки, в числе прочего, проекта будущего развития Австралии. Согласно его решениям, плебисцит по вопросу о республике планировалось провести вместе с федеральными выборами 2010 г. Радд обещал, что в случае его переизбрания система правления в АС сменится к 2013 г., и призвал своих сторонников не торопить события. "Тот факт, что саммит говорит "да" республике, это большой шаг вперед", - заявил он австралийскому ТВ 2-13.

По результатам мониторинга общественного мнения, в мае 2008 г. 45% опрошенных полагали, что Австралия должна стать республикой (на 6% меньше, чем в феврале 2005 г.); 42% выступали за монархию и 13% не определили своего мнения. Поддержка республиканской модели с избранным президентом находилась на самом низком уровне с 1993 г., но и популярность наследного принца Чарльза была очень невелика: лишь 32% видели его в роли главы АС. По мнению экспертов, "австралийцы более озабочены экономикой и охраной окружающей среды, чем символическими вопросами, связанными с изменениями австралийской Конституции, хорошо работающей более века". Интересно и то, что 64% молодых людей в возрасте от 14 до 17 лет оставались приверженцами монархии. "Кевину Радду и его "республиканским" коллегам следует забыть об изменении Конституции на следующие несколько лет и сконцентрироваться на доказательстве того, что работающий австралиец сможет "выжить" в условиях высокой ставки процента и роста цен", - к такому выводы пришли социологи 2-14. По этой причине и в этот раз дальше разговоров с высокой трибуны дело не пошло.

Выборы 2010 г. стали знаковыми для республиканцев: они призвали все главные партии возобновить дебаты по разрыву с монархией, так как, по их оценкам, 59% австралийцев поддерживают установление республики. Национальный председатель АРМ М.Китинг заявил: "Суть всех выборов - демократия. Движение к республике - это улучшение австралийской демократии, и мы хотели бы увидеть некую дискуссию о том, что основные партии собираются делать по этому поводу в парламенте следующего созыва" 2-15. Однако опросы общественного мнения показали, что за две недели до выборов только 44% желали введения республики, а 48% выступали за сохранение монархии. Примерно такое же соотношение сил наблюдалось и среди "крайних" республиканцев и монархистов - 29% против 31%. Даже доля связывающих возможность установления республиканского строя с окончанием правления королевы Елизаветы II составила только 34% 2-16. Эти данные и определили позицию нового главы АЛП Дж. Гиллард, которая в августе 2010 г. заявила: "Я - одна из тех, кто поддерживает республику в Австралии, я также считаю, что существует большая доля показной любви к королеве Елизавете, поэтому, когда меня спросили о республике: я действительно сказала: что удачным временем для перемен было бы время смены монарха; сейчас же я желаю королеве Елизавете долгой здоровой счастливой жизни" 2-17.

В ответ лидер оппозиции Т.Эббот, в 1993-1994 гг. - исполнительный директор АКМ, подчеркнул, что нынешняя конституционная система в АС работала без перебоев, и он не видит причины, "почему она не сможет хорошо работать в будущем" 2-18. Трудно не согласиться с ним, тем более что в современный период конституционная монархия не просто нормально сосуществует с демократией, но порой даже в большей, чем республика, степени гарантирует обществу стабильный и динамичный прогресс. Вдобавок, в федеративном государстве подобные масштабные политические реформы сопряжены с особыми трудностями: вопрос о его устройстве решается не только на уровне федерации, но и ее субъектов. В случае несогласия штатов на смену формы правления (запас их суверенитета для этого вполне достаточен) Австралии грозит превращение в "конституционного монстра" с противоестественным симбиозом федерации-республики и части ее субъектов - "мини-монархий" 2-19. С учетом феномена "ренессанса штатов" (начавшейся в 1990-е гг. активизации деятельности их правительств, выдвижении ими своих политических инициатив и солидарных действий в противовес федеральному центру) может усилиться и угроза политической стабильности АС.

Таким образом, хотя упразднение в Австралии монархии в принципе реально, первопричины этой трансформации восходят не к сфере политики или экономики, но социальной психологии. Ведь в рамках Вестминстерской модели роль "монарха или назначаемого президента... всегда состоит в обладании авторитетом, а не реальной властью" 2-20. В этих условиях конституционная реформа такого рода вряд ли решит стоящие ныне перед АС сложности, но, напротив, добавит к ним новые. Безусловно, в КАС присутствуют статьи и положения, ставшими явными анахронизмами. Однако подходить к изменению основ государства следует крайне осторожно, и делать это должны опытные юристы, руководствуясь реальными нуждами страны, а не амбициями отдельных, пусть даже ярких политиков. Тот факт, что в повестке дня нового правительства Дж. Гиллард для первой сессии 2010 г. никоим образом не упоминается реформа государственного строя 2-21, говорит о том, что вопрос республики в АС не входит в число национальных приоритетов. Предвыборные же обещания премьер-министра можно рассматривать только как попытку заручиться поддержкой республиканцев на грядущем голосовании и обозначить свои предпочтения. Сделано это было достаточно осторожно, и если бы СМИ не попытались раздуть это заявление, не содержавшее ничего принципиально нового, до масштабов очередной сенсации, вряд ли бы об этом сюжете вообще зашла речь в контексте текущей политики АС.

___________________________________

1 - См.: McMinn W.G. Nationalism and Federalism in Australia. Melbourne, 1994. P. 245.

2 - Подробнее об этих событиях: Critical Essay in Australian politics. / Duncan G., ed. L., 1976. P. 98.

3 - Emy H.V., Hughes O.E. Australian politics: realities in conflict. Melbourne, 1988. P. 255.

4 - Highly J., Deacon D., Smart D. Elites in Australia. L., 1979. P. 135, 143.

5 - Источник: http://www.roymorgan.com/news/polls/2008/4290; The Bulletin, November 9, 1999, p. 40.

6 - См.: Lane P. An Introduction to the Australian Constituti-on. Sydney, 1987. P.170-75.

7 - Final Report of the Constitutional Commission. Summary. Canberra, 1988. Р.17.

8 - Hughes O. Australian polititcs. Melbourne, 1998 (3-d ed.). P. 200, 204-8.

9 - См. подробнее: Тимошенко В.Н. Южно-Тихоокеанский регион на пороге ХХI века: проблемы внешней политики и безопасности. М., Хабаровск, 2009. С.89-90.

10 - The Australian Republican Movement Policy. An Australian Republic: Framework, Selection Methods and Process. Endorsed by the Arm National Committee. February 2010 (http://www.republic.org.au/page/ australian-republican-movement-policy).

11 - http://www.aph.gov.au/SENATE/committee/legcon_ctte/ completed_inquiries/2002-04/republic03/report/c02.pdf.

12 - Hughes O. Australian politics. Melbourne, 1998. P. 208-9.

13 - Цит. по: Kirby M. A Centenary Reflection on the Australian Constitution: the Republic Referendum, 1999 (www.hcourt.gov.au/speeches/kirby/kirby_menzies.htm).

14 - The Bulletin, 1998, 10.02. P.11.

15 - The Australian, 13-14.09.1997.

16 - Republic Audit - Costs of Republicanism Paid or Payable by the Taxpayer. Written by Professor David Flint AM. Wednesday, 14 June 2006 (http://www.norepublic.com.au/ index.php?option=com_frontpage&Itemid=1).

17 - http://www.abc.net.au/concon/agenda/results.htm.

18 - Constitutional Cоnvention. Communique. Canberra, 1998.

2-1 - The Bulletin, 1998, 24.02. P.25.

2-2 - The Bulletin, November 9, 1999. Р. 41.

2-3 - Kirby M. A. Ор. сit.

2-4 - Mann R. The Barren Years. John Howard and Australian political culture. Melbourne, 2001. Р.100-101.

2-5 - Neville Bonner Oration by the Hon. John Howard AC to Australians for Constitutional Monarchy on the Occasion of the 10th Anniversary of the Republic Referendum. 5 November, 2009. The Crowned Republic (http://www.norepublic.com.au/ index.php?option=com_content&task=view&id=2597&Itemid=24).

2-6 - См.: Knightley P. Australia. A Biography of a Nation. L., 2001. Р.344.

2-7 - Submission to Senate Legal and Constitutional Committee. Inquiry into an Australian Republic. Professor Greg Craven. Professor of Government and Constitutional Law. Curtin University of Technology (http://www.aph.gov.au/senate/committee/legcon_ctte/ completed_inquiries/2002-04/republic03/submissions/sub167.pdf).

2-8 - Australians for Constitutional Monarchy. Promoting Our Constitution Through Education. Our Identity, Charter, Cause and History Written by ACM Monday, 30 May 2005 (http://www.norepublic.com.au/index.php?option=com_content&task= view&id=2&Itemid=3).

2-9 - Republic Audit : 2006 (http://www.norepublic.com.au/ index.php?option=com_frontpage&Itemid=1).

2-10 - The Tippex Republic: Even Turnbull wouldna?Tt touch it. Written by Thomas Flynn. Wednesday, 27 January 2010 (http://www.norepublic.com.au/index.php?option=com_content&task= view&id=2272&Itemid=5).

2-11 - Queen turns 82 amid calls for change. Posted Tue Apr 22, 2008 3:46pm AEST. Updated Tue Apr 22, 2008 3:45pm AEST (http://www.abc.net.au).

2-12 - Australian prime minister: We'll get rid of the Queen - but not yet. 07th April 2008 (http://www.dailymail.co.uk/news/ article-1008983/Australian-prime-minister-Well-rid-Queen--yet.html).

2-13 - Лартер П. Кевин Радд проводит кампанию за придание Австралии статуса республики // Коммерсантъ, №68, 22.04.2008 (http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=885300).

2-14 - Now Only 45% of Australians Want a Republic with an Elected President. (Down 6% Since 2001). Finding № 4290 - May 07, 2008 (http://www.roymorgan.com/news/polls/2008/4290).

2-15 - Republic movement calls for election debate. Posted Thu Aug 5, 2010 6:00am AEST (http://www.abc.net.au).

2-16 - "Public support for republic slumps: poll" // Sydney Morning Herald. 29 August 2010. (http://news.smh.com.au/ breaking-news-national/public-support-for-republic-slumps-poll- 20100829-13x8i.html).

2-17 - Transcript: Julia Gillard, Interview, ABC Tropical North. Posted Tuesday, 17 August 2010 (http://www.alp.org.au/ federal-government/news/transcript--julia-gillard,-interview,- abc-tropical).

2-18 - Queen's death right time for republic move: Gillard. Updated Tue Aug 17, 2010 2:15pm AEST (http://www.abc.net.au).

2-19 - The Canberra Times, 09.06.1997.

2-20 - The Bulletin, 1999, 25.05. P.40.

2-21 - См.: Gillard Government Legislative Agenda (http://www.pm.gov.au/node/6915).

Наталья Сергеевна Скоробогатых - кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН.

По информации - Новое Восточное Обозрение

24.10.2010