С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Константин Пензев

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ УСИЛИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОПРАВДАНЫ. К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ И АСЕАН

Что такое АСЕАН (1) сегодня и почему для России так важно сотрудничество с этой ассоциацией?

Во-первых, население стран АСЕАН составляет около 600 млн. чел. Совокупный валовой продукт Ассоциации превышает 1.5 трлн. долл., а внешнеторговый оборот - 1.7 трлн. долл. Кроме того, создаваемая в последние годы зона свободной торговли АСЕАН+3 (АСЕАН, Китай, Япония, Южная Корея) станет самой большой в мире зоной свободной торговли как по населению, так и по объему ВВП.

Во-вторых, экономика Ассоциации бурно развивается. Темпы экономического роста, к примеру, Сингапура в 2010 г. достигли рекордного значения в 14.7% и превзошли рекорд 1970 г., когда рост составил 13.8%. При этом в обрабатывающей промышленности прирост достиг 28.2%, а в сфере услуг - 8.8% при общем ВВП в 2009 г. в 191 млрд. долл. Золотовалютные резервы Сингапура на 31.12.2010 исчислялись в 212.5 млрд. долл. В 2010 г. темпы промышленного роста стран АСЕАН составили: Индонезия - 4%, Малайзия - 8.5%, Таиланд - 14.5%, Филиппины - 11.5%, Вьетнам - 7.5%, Лаос - 12%, Камбоджа - 4.5%. Золотовалютные резервы: Индонезия - 83.58 млрд. долл, Малайзия - 104.1 млрд. долл., Таиланд - 176.1 млрд. долл., Филиппины - 49.74 млрд. долл., Вьетнам - 16.3 млрд. долл.

В-третьих, прошедшая волна кризиса практически не нанесла ущерба деловой активности Ассоциации. В 2009 г. оборот внешней торговли АСЕАН с Китаем составил около 180 млрд. долл., с Японией - около 160 млрд. долл., с США - около 150 млрд. долл., с ЕС - 170 млрд. долл. (2)

В-четвертых, большинство стран АСЕАН являются импортерами нефти и газа и, что естественно, стремятся диверсифицировать их поставки для увеличения устойчивости экономического развития.

В политическом отношении АСЕАН склонна к нейтралитету и налаживанию добрососедских отношений со всеми заинтересованными сторонами, в частности, с Китаем, Индией, США и, в т.ч., с Россией. Руководство Ассоциации стремится к тому, чтобы ни одна страна-партнер АСЕАН не имела каких-то особых преимуществ или особого влияния в делах организации. Как указывает Саймон Тэй (3), "Многие в АСЕАН надеются, что отношения с США и Китаем одновременно будут дополнены кооперацией с Японией, Индией и другими странами. Разделяя общее настроение, мелкие и средние государства АСЕАН не хотят, чтобы их ставили перед жестким выбором - или/или. Стремление наладить новые и более глубокие связи с Соединенными Штатами отнюдь не означает, что азиаты готовы вернуться к американскому доминированию и солидаризироваться с Америкой для противодействия Китаю".

Стремление АСЕАН придерживаться политики нейтралитета и неприсоединения в отношении стран-лидеров мирового сообщества наводит на ту мысль, что единственно верной политикой России в отношении Ассоциации будет аналогичная политика неприсоединения. Если АСЕАН не хотела бы видеть в лице России союзника Китая или же США в восточноазиатском регионе, а хотела бы видеть страну с собственными интересами и собственной линией поведения, то, очевидно, именно таким образом и следует выстраивать отношения с этой организацией, т.е. максимально дистанцируясь от американо-китайского соперничества.

Так, В.В. Сумский, директор центра АСЕАН МГИМО, утверждает: "Если соперничество американцев с китайцами будет нарастать, то это может обернуться расшатыванием АСЕАН и политической дестабилизацией региона, со всеми вытекающими экономическими последствиями. Такой сценарий не нужен не только членам АСЕАН, но и России, строящей планы подъема Дальнего Востока в кооперации с азиатскими соседями". (4)

В глазах стран-участниц Ассоциации Россия имеет положительный образ. В основном этот образ наработан СССР за счет сотрудничества с Индонезией и особых отношений с Вьетнамом. Так, российско-индонезийское сотрудничество, к примеру, в военно-технической области насчитывает уже более 50 лет. С конца 1940-х - начала 1950-х гг. Индонезия закупала в СССР большие объемы авиатехники. На вооружении индонезийских ВВС стояли советские истребители МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-21. Некоторое количество военной техники, поставленное в советское время, находится на вооружении ВС Индонезии и в настоящее время, в частности, плавающие танки ПТ-76. Посему, когда в 1997 г. правительство Индонезии приняло решение о покупке крупной партии военной авиатехники в РФ, то это решение не вызвало удивления у местной общественности.

Что касается Вьетнама, то здесь при техническом содействии СССР было построено около 300 предприятий в горнодобывающей, машиностроительной, химической, пищевой отраслях, а также в производстве стройматериалов и на транспорте, построены тепло- и гидроэлектростанции общей мощностью более 4 тыс. МВт. На долю СССР приходилось 60-70% всего объема внешней торговли СРВ.

В настоящее время во Вьетнаме реализуется около полусотни инвестиционных проектов с участием российского капитала, а в 2005 г. товарооборот между РФ и СРВ превысил отметку в 1 млрд. долл., что, конечно же, совсем не так много, как могло бы быть, но и не так уж и мало с учетом того, что произошло в начале 90-х гг.

Основой инвестиционного сотрудничества РФ-СРВ является совместное предприятие "Вьетсовпетро", созданное в 1981 г. для разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе юга СРВ. "Вьетсовпетро" входит в число лучших нефтяных компаний мира по соотношению доходов и расходов и является одним из главных источников валютной выручки СРВ. России его деятельность приносит ежегодно до полумиллиарда долларов прибыли.

Сотрудничество РФ-СРВ не ограничивается нефтегазовой сферой. В 1994 г. РФ сдала в эксплуатацию крупнейшую в Юго-Восточной Азии ГЭС "Хоабинь" мощностью 1920 МВт. В 2002 г. "Технопромэкспорт" завершил строительство ГЭС "Яли" (720 МВт), второй по величине ГЭС во Вьетнаме, а также поставил гидромеханическое оборудование для ГЭС "Дами" и для ГЭС "Кандон" (72 МВт). Кроме "Технопромэкспорта" во Вьетнаме работает ОАО "Энергомашэкспорт-СМ", который принимал участие в поставках оборудования для строящихся ГЭС "Плейкронг" и "Сесан-3" в 2003 г.

Наконец, в 2010 г., в рамках саммита Россия-АСЕАН, на переговорах президента РФ Д. Медведева с президентом СРВ Нгуен Минь Чиетом, генеральным секретарем ЦК КПВ Нонг Дык Манем и другими официальными лицами было принята декларация о дальнейшем развитии сотрудничества в нефтегазовой сфере, атомной энергетике, в военной сфере и сфере инвестиций. В рамках этого сотрудничества достигнуто соглашение о строительстве "Росатомом" первой в Юго-Восточной Азии АЭС. Она будет построена в провинции Ниньтхуан, для чего Россия предоставит кредит в 400 млн. долл. (5).

Основу российского экспорта в СРВ составляют продукция черной металлургии, на долю которой приходится более 50% его общего объема, горюче-смазочные материалы и удобрения. Россия занимает одно из ведущих мест среди поставщиков металлопроката на вьетнамский рынок. В целом российский экспорт во Вьетнам характеризуется достаточно высокой добавленной стоимостью. Удельный вес машин, оборудования и комплектующих составляет в структуре экспорта около 14%. В товарной структуре импорта из СРВ преобладают продовольственные товары - 50% (рис, плодоовощная продукция, чай, кофе, перец, вермишель быстрого приготовления, специи, масло растительное и т.д.) и изделия легкой промышленности - более 20% (готовая одежда, обувь). Ежегодно возрастают закупки вьетнамского кофе, морепродуктов, чая и натурального каучука.

К сожалению, в настоящее время российские инвесторы вытесняются из экономики СРВ инвесторами японскими, сингапурскими и южнокорейскими. Почему? К примеру, японские корпорации активно используют средства своей официальной помощи, направляемые правительством Японии, на развитие энергетического сектора СРВ. (6)

Сотрудничество с Вьетнамом могло бы послужить моделью для сотрудничества с другими государствами-членами АСЕАН. Но, одной из главных проблем в отношениях между РФ и АСЕАН являются не какие-то политические неурядицы или мировоззренческие расхождения, а низкая деловая активность во взаимоотношениях при том, что на политическом и дипломатическом уровнях между Россией и АСЕАН к настоящему времени налажены достаточно прочные и надежные связи. Между тем, если товарооборот между РФ и КНР в 2010 г. достиг 60 млрд. долл. и существует договоренность довести его в будущем до 100 млрд. долл., (7) то оборот между РФ и странами АСЕАН в 2009 г. едва достиг цифры в 6.8 млрд. долл., т.е. совершенно ничтожного значения относительно потенциальных пределов. Будем говорить прямо: низкий уровень экономических отношений может девальвировать все усилия по налаживанию дипломатических и политических связей между Россией и Ассоциацией.

Развитию отношений между РФ и АСЕАН препятствует также сложившийся образ России как нефтегазового импортера, или, что точнее, образ, который хотели бы видеть некоторые участники экономических процессов в АТР. Так, премьер-министр Новой Зеландии Джон Ки выразился на этот счет следующим образом: "Россия видится на международной арене привлекательным рынком с уникальными ресурсами, такими как нефть и газ". Однако президент Д.Медведев на саммите Россия-АСЕАН в 2010 г. обозначил интересы России несколько иначе и отдал приоритеты "взаимодействию в области электроэнергетики, мирного атома, возобновляемой энергетики и, разумеется, в газовой сфере". (8)

Дело в том, что государства-члены АСЕАН относятся к развивающимся странам, в которых процесс перехода к индустриальному обществу еще далеко не закончился. К примеру, Россия, которая относится к "старым" индустриальным странам, производит 1040 млрд. квт/ч в год при том, что ее население составляет 145 млн. чел. Для сравнения - производство электроэнергии в Японии составляет 957 млрд. квт/ч при населении 126.8 млн. чел. Позволю себе напомнить, что уровень производства электроэнергии является одним из важнейших параметров (если не важнейшим) для индустриального общества.

Для стран АСЕАН вышеуказанное соотношение, увы, будет иным. Так, в Индонезии проживает около 243 млн. чел. при суммарной выработке электроэнергии 134.4 млрд. квт/ч. Население Филиппин составляет около 100 млн. чел., выработка электроэнергии - 56.6 млрд. квт/ч. Население Таиланда - 67 млн. чел., выработка электроэнергии - 148.2 млрд. квт/ч. Таким образом, не стоит думать, что страны АСЕАН уже решили все свои энергетические проблемы. Без всякого сомнения, Россия, как страна имеющая гигантский опыт самостоятельного развития электроэнергетики во всех ее областях (гидро-, тепло-, атомной и пр.), могла бы существенно продвинуть электроэнергетику стран АСЕАН. Похоже, что данная мысль в последнее время начинает приобретать некоторое организационное воплощение.

21 июля 2010 г. в г. Далат (СРВ) представители Минэнерго РФ, Росатома и других организаций приняли участие в Совещании старших должностных лиц Россия-АСЕАН по энергетике, которое проводилось по инициативе АСЕАН. В ходе консультаций принята Программа энергетического сотрудничества Россия-АСЕАН на 2010-2015 гг., нацеленная на расширение взаимодействия в сфере развития энергетической инфраструктуры, мирного использования атомной энергии, разведки нефти и газа и пр. Между тем, проблема состоит еще и в том, что если налаживание деловых связей между РФ и АСЕАН на уровне мелкого и среднего бизнеса является, главным образом, вопросом времени, то сотрудничество в сфере электроэнергетики без участия государства и государственных кредитов выглядит делом весьма сомнительным. Впрочем, все это детали. Главное состоит в наличии стремления к взаимовыгодному сотрудничеству, а оно, похоже на то, сегодня наличествует реально как у России, так и у АСЕАН.

Пензев Константин Александрович, писатель-историк, обозреватель Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

1 АСЕАН (Association of South East Nations, ASEAN) - региональная организация стран Юго-Восточной Азии. Образована в 1967 г. Включает 10 стран (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней (1984), Вьетнам (1995), Лаос (1997), Мьянма (1997), Камбоджа (1999)).

2 http://www.russia-today.ru/russia-and-mir/1028-anatolij-voronin-zachem-r... "http://www.russia-today.ru/russia-and-mir/1028-anatolij-voronin-zachem-rossii-asean.html"

3 Саймон Тэй - глава Сингапурского института международных отношений и автор книги "Азия в одиночестве: опасное размежевание с Америкой после кризиса", вышедшей в 2010 г. в издательстве John Wiley & Sons.

4 Воробьева И. "Америка и Китай на разных берегах АСЕАН" // Прямые инвестиции №9 2009.

5 http://www.ng.ru/world/2010-11-01/2_sammit.html "http://www.ng.ru/world/2010-11-01/2_sammit.html"

6 http://www.vietnamrussia.ru/projects.htm "http://www.vietnamrussia.ru/projects.htm"

7 http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20110518142821.shtml "http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20110518142821.shtml"

8 http://www.vesti.ru/doc.html?id=403553 "http://www.vesti.ru/doc.html?id=403553"

По информации - Новое Восточное Обозрение

27.05.2011