Владимир Терехов

ИЗБРАННЫЙ ПРЕЗИДЕНТ ИНДОНЕЗИИ ПРАБОВО СУБИАНТО ПОСЕТИЛ КНР И ЯПОНИЮ

21 марта с.г. в Индонезии были официально объявлены итоги прошедших 14 февраля всеобщих выборов, в ходе которых избирались новые президент и вице-президент, а также состав центрального парламента и органов местного самоуправления во всех 38-и провинциях страны. Официальные итоги относительно наиболее важной части единого дня голосования, то есть президента и вице-президента, почти не отличаются от данных экзит-поллов, появившихся уже через сутки.

Итак, следующие пять лет указанные посты в “жёстко-президентской” системе государственного управления данной страны будут занимать бывший министр обороны Прабово Субианто и старший сын предыдущего президента Видодо Гибран Ракабуминг Рака. При том что покидающий президентский пост Джоко Видодо (пребывавший на нём два срока подряд) продолжит исполнять свои обязанности вплоть до октября с.г., когда пройдёт церемония инаугурации только что избранного преемника.

Отметим в очередной раз пристальное внимание, с которым наблюдали за выборным процессом в Индонезии из столиц ведущих мировых держав. Что понятно, принимая во внимание крайне важное стратегическое положение, которое занимает крупнейшая, быстро развивающаяся мусульманская страна (с численностью населения около 280 миллионов человек) в субрегионе Юго-Восточной Азии. Где в особо острой форме проходит процесс “управляемой конкуренции” между двумя главными участниками нынешнего этапа “Большой мировой игры”, то есть США и КНР.

И хотя связка Прабово-Гибранг составила, видимо, не самый предпочтительный вариант для Вашингтона, но практически сразу c объявлением итогов выборов через посольство США в Джакарте госсекретарём Э. Блинкеном было отправлено поздравление новоизбранному президенту с пожеланием “работать рука об руку в интересах народов” обеих стран.

Однако первый выезд за границу Прабово Субианто сделал в две ведущие страны региона, в котором расположена сама Индонезия. А таковыми здесь являются КНР и Япония (как, впрочем, и не очень далеко находящаяся Индия, а также совсем рядом Австралия. В то время как США, которые сегодня плотно вовлекаются в региональные дела, территориально находятся всё же очень далеко.

Нельзя исключать того, что в силу некоторых причин (например, внутреннего плана) и через какой-то промежуток времени в Вашингтоне могут радикально пересмотреть степень вовлечённости страны в мировые дрязги вообще и в ЮВА, в частности. То есть, в качества фактора обеспечения собственной безопасности снова (как это было на заре государственного становления) воспользоваться той же спецификой географического положения страны.

Отметим между прочим, что в нынешних “неоизоляционистских” кругах американского истеблишмента существует точка зрения, что США вполне могут представлять интерес для любого внешнего партнёра как мощная технологически-торгово-экономическая держава. А не в нынешнем качестве обладательницы “ракетно-ядерным-авианосно-ударным” потенциалом. Вообще говоря, и всем другим игрокам на международно-политическом поле неплохо бы позиционироваться прежде всего в первом качестве.

Что, кстати, подорвало бы исходные позиции особо тупой ветви пропаганды о стремлении “американцев” (“европейцев”, “Запада в целом”) “путём разрушения РФ помешать силовому восстановлению СССР”. Хотя неясно, зачем подобное “восстановление” нужно прежде всего самой нынешней России.

На авторский же взгляд, проблема вообще выглядит прямо противоположным образом. То есть, принимать к рассмотрению (потенциальные и официально оформленные) заявки на вступление в её состав от неких ныне независимых стран следует только в том случае, если имеются несомненные свидетельства о подобном желании у подавляющей части их населения. А также (и прежде всего) с учётом интересов самой РФ. При этом пресловутый “силовой фактор” вообще остаётся вне формата данного процесса.

Обращаясь снова к упомянутым двум ведущим азиатским державам, отметим, что в отличие от США в стратегии их поведения в ЮВА (в силу того же фактора географии) нет и никогда не появится опция “отойти от дел”. К этому добавим, что отношения между ними не только имеют сложную историю, но и сегодня всё более определённо перемещаются (точнее даже сказать, “возвращаются спустя 80 лет”) в фокус всего происходящего в ЮВА.

Странам же заметно боле низкого уровня значимости (каковыми являются все, образующие данный регион) приходится как-то балансировать в поле напряжений, которое создаётся противоречивыми интересами и конкретными действиями КНР и Японии.

Чем и занимался два срока подряд предыдущий президент Индонезии Джоко Видодо. И судя по всему, ту же политику балансирования продолжит его нынешний преемник, совершив первый выезд за границу как раз в Пекин и Токио.

В свою очередь для этих двух Индонезия представляет интерес не только сама по себе (по обозначенным выше причинам), но и как негласный лидер регионального объединения АСЕАН, в которое входят 10 из 11-и стран крайне важного для всех мировых игроков региона ЮВА. При том что не следует преувеличивать (в силу не раз обсуждавшихся в НВО обстоятельств) реальную значимость данной Ассоциации, у которой нет почти ничего общего с ЕС.

В частности, так и не появилось никаких позитивных подвижек в реализации двадцатилетней давности амбициозного плана по превращению АСЕАН в “квази ЕС”. Как и 20 лет назад, уровень внутренней торговли АСЕАН не превышает трети от общего объёма торговли всех 10-и стран (в ЕС он находится в пределах 80%). Каждая из них ведёт себя по-своему в поле упомянутых выше политических напряжений. Если Филиппины возвращаются к проамериканскому (а в последнее время и прояпонскому) курсу, то Камбоджа с Лаосом достаточно определённо смотрят в сторону КНР. Все остальные, включая Индонезию, располагаются где-то между этими крайними позициями.

Но и вообще игнорировать сам факт существования АСЕАН тоже не стоит. Напротив, каждый из ведущих игроков и при любом подходящем случае не устаёт лить в уши как администрации АСЕАН (весьма малочисленной), так и лидеров всех входящих в неё стран сладкий словесный елей на тему значимости в региональных и даже мировых делах. Не стал исключением и повод предстоящего приезда в КНР и Японию нового президента Индонезии. Накануне в прессе обеих стран пролилась изрядная порция упомянутого елея.

В Пекине Прабово Субианто провёл переговоры с лидером КНР Си Цзиньпином и затем с премьер-министром Ли Цяном, а также министром обороны адмиралом Дун Цзюнем. Эта последняя встреча представляется не менее примечательной, чем первые две, поскольку лишь в декабре прошлого года занявший указанную должность Дун Цзюнь до этого был командующим ВМС НОАК. И как раз активизация в последние годы в Южно-Китайском море военно-морской компоненты Вооружённых сил всех участников игры, разворачивающейся в ЮВА, оказывается главным вызовом поддержанию здесь политической стабильности.

Подробности этой встречи неизвестны, но на приёме у китайского лидера гость выслушал вполне позитивные для него слова. В частности, Председатель Си, напомнив о ныне реализуемых при участии КНР на территории Индонезии масштабных инфраструктурных проектах, а также сославшись на историю дружественных двусторонних отношений, выразил надежду на продолжение “взаимовыгодного сотрудничества и совместного развития, с тем чтобы стать лидерами сотрудничества в формате “Юг-Юг”. Примечательно, что тем самым китайский лидер и свою страну отнёс к “Глобальному Югу”. В ответ гость выразил схожего плана пожелания.

В Токио собеседниками Прабово Субианто были премьер-министр Фумио Кисида и министр обороны Минору Кихара (занимающий этот пост с сентября 2023 г.). Судя по всему, это были короткие и скорее ознакомительного плана встречи, в ходе которых участники обменялись репликами общего плана, схожими с прозвучавшими в Пекине. Тем не менее обратило на себя внимание обещание Ф. Кисиды посодействовать присоединению Индонезии к “Организации экономического сотрудничества и развития” (Organisation for Economic Co-operation and Development), представляющей собой своего рода “престижный клуб”, в который ныне входят 38 (в основном западных) стран.

Наконец, вновь подчеркнём, что при всей важности роли в развитии ситуации в ЮВА образующих данный регион стран (особенно такой как Индонезия), всё же она и далее будет определяться главным образом фактором возрастающего присутствия здесь ведущих участников нынешнего этапа “Большой мировой игры”.

10 апреля два из них, Япония и США, проведут в Вашингтоне очередную “сверку часов” на высшем уровне. В ходе неё Ф. Кисида наверняка ознакомит Джозефа Байдена с впечатлением, которое у него сложилось относительно нового президента Индонезии Прабово Субианто.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

Источник: Новое восточное обозрение

11.04.2024