С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Г.М. Локшин

РОССИЯ-АСЕАН: НОВЫЕ ПРОЕКТЫ И ФОРМАТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

1. Ханой в эпицентре региональной политики. В погожие последние дни октября празднично принарядившийся к своему только что прошедшему тысячелетнему юбилею Ханой радушно встречал высоких гостей. За три дня с 28 по 30 октября здесь состоялись 11 саммитов с участием 18 глав государств АСЕАН и их партнеров по диалогу, а также Генерального секретаря ООН. И что удивительно, они ни разу не вызвали в 6-миллионном городе никаких проблем вроде длительных перекрытий движения транспорта и других обычных неприятностей.

А тем временем в Государственном Дворце Съездов Ми Динь обсуждались вопросы большого значения не только для стран Юго-Восточной Азии, но и для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Заключительный 17-й саммит АСЕАН-2010[1] подводил итоги года, прошедшего под председательством Вьетнама. Главы государств рассматривали и утверждали многочисленные проекты, разработанные в течение года министрами и главами различных ведомств. Для лидеров государств АСЕАН это была также возможность совместно с их коллегами из ведущих мировых держав, являющихся партнерами АСЕАН по диалогу, обсудить наиболее важные проблемы региона и мира.

Созданная в 1967г. хрупкая, экспериментальная антикоммунистическая коалиция нескольких государств ЮВА за прошедшие десятилетия выросла в авторитетный альянс 10 стран с населением около 600 млн. человек и совокупным ВВП в 1,5 триллиона долларов и стала успешным примером региональной интеграции за пределами Европы. С вступлением в силу в 2008г. Устава АСЕАН начался новый этап ее качественной трансформации в эффективную структуру, обладающую полномасштабной международной правосубъектностью. Возрастает ее политический динамизм в решении вопросов безопасности. Расширяются возможности в сфере экономики, культуры и образования. С этим уже приходится считаться всем другим игрокам в регионе, конкурирующим между собой за влияние на АСЕАН.

Девизом года, прошедшего под председательством Вьетнама, стал призыв:

"К сообществу АСЕАН: от замысла к действиям!" (Towards ASEAN Сommunity: From Vision to Action"). И это был ответ всем скептикам в различных странах, критикующим лидеров АСЕАН за медлительность и пассивность, за чрезмерную, по их мнению, привязанность к принципу невмешательства во внутренние дела друг друга, в частности, за многолетнюю терпимость в отношении диктатуры военной хунты в Мьянме и за многие другие слабости и недостатки, нередко превращавшие саммиты АСЕАН в "говорильню" (talking shop).

Вопреки многим пессимистическим прогнозам и ироническим высказываниям в мировой и региональной прессе, АСЕАН под председательством Вьетнама, по мнению большинства наблюдателей, успешно прошла это испытание на зрелость, а саммит в Ханое превзошел все ожидания. Приняв целый ряд важных решений, направленных на завершение строительства сообщества АСЕАН в 2015г, состоящего из трех элементов - сообщества безопасности, экономического и социально-культурного сообществ, - АСЕАН сохранила и углубила отношения со своими главными партнерами по диалогу.

Среди многих договоренностей, достигнутых усилиями вьетнамской дипломатии на протяжении целого года, особое место занимает Генеральный план развития коммуникационных связей (connectivity) АСЕАН, детально разработанный с помощью Азиатского Банка Развития (ADB), Института экономических исследований для АСЕАН в Токио (ERIA) и Социально-экономической комиссии ООН для АТР (ESCAP). Он предусматривает строительство дорог, реконструкцию портовых сооружений, прокладку газопровода, сети линий электропередач, оптоволокнистых кабельных сетей и другие проекты, призванные качественно укрепить коммуникационную сопряженность стран АСЕАН и сократить существующий разрыв в уровне экономического развития между старыми и новыми членами АСЕАН, к которым относятся Вьетнам, Камбоджа, Мьянма и Лаос. Это самый крупный совместный проект за всю историю АСЕАН, направленный на развитие инфраструктуры всего региона, углубление взаимосвязанности его различных коммуникационных систем и расширение общения людей.

Укрепление сплоченности АСЕАН вопреки сильному давлению извне и попыткам её раскола на различные группировки позволило добиться прогресса и в такой сложной проблеме региона, как вновь усилившаяся в последние годы напряженность из-за спорных территорий в Южно-Китайском море(ЮКМ).[2] Уже на апрельском саммите в Ханое все члены АСЕАН впервые после длительного перерыва вместе выступили за скорейшее превращение Декларации о принципах поведения сторон в Южно-Китайском море (DOC) подписанной в 2002г. странами АСЕАН и Китаем в Пномпене, в юридически обязывающий Кодекс поведения (СОС), исключающий применение силы или угрозы силой при решении возникающих территориальных споров и обеспечивающий безопасность мореплавания и морепользования. За прошедшие с тех пор 6 месяцев эта позиция была ещё дважды зафиксирована на Региональном форуме АСЕАН по безопасности (АРФ) в июле и на встрече министров обороны АСЕАН и государств-партнеров по диалогу (MDMM+8) в октябре. Как известно, на июльской сессии АРФ в дискуссию активно включилась и государственный секретарь США Х. Клинтон, потребовавшая от Китая гарантий неприменения силы и свободы судоходства в ЮКМ. Всё это, по мнению еженедельника "Тхе зой ва Вьетнам" ("Мир и Вьетнам" - печатный орган МИД СРВ), "всё-таки оказало своё действие на тех, кто пока не видел никакой срочности в этом деле".[3]

В Пекине проблемы ЮКМ рассматриваются как "ключевые для интересов Китая", но их решение предполагалось искать только в двусторонних переговорах с каждой заинтересованной страной в отдельности. К саммиту в Ханое эта позиция несколько изменилась. В заявлении премьер-министра СРВ Нгуен Тан Зунга, выступавшего в качестве председателя саммита АСЕАН + Китай, говорится: "Мы вновь подтвердили обязательство полностью и эффективно соблюдать Декларацию о принципах поведения сторон в Восточном[4] море (DOC) и стремление к принятию Кодекса принципов поведения в Восточном море (COC) на основе согласия и тем самым внести вклад в сохранение мира, стабильности и сотрудничества в регионе".[5] По духу и букве, это ничем не отличается от того, что было и на Саммите АСЕАН. Разница только в содержании местоимения "мы": раньше оно означало только страны АСЕАН, а на этот раз - АСЕАН и Китай. И это вполне можно рассматривать как важный шаг вперед, позволяющий вывести из тупика многолетние переговоры сторон о преобразовании Декларации (DOC) в обязывающий Кодекс (COC).

По сообщению агентства Синьхуа, на встрече премьеров КНР и СРВ в Ханое 29 октября Вэнь Цзябао призвал к поиску справедливого решения проблем суверенитета в Южно-Китайском море, обратив внимание на то, что Вьетнам и Китай уже создали структуру переговоров для разрешения этой проблемы, и выразил надежду на то, что обе страны обсудят её и подпишут соглашение об основных принципах, направленных на решение проблемы в ближайшем будущем".[6] Китайский руководитель также говорил о дружбе и сотрудничестве, на которых строятся отношения двух стран, начиная с их установления 60 лет назад, и о готовности КНР сохранять эти отношения на высшем уровне, о создании линии "горячей связи" между руководителями обеих стран, об усилении контактов между различными министерствами и ведомствами "в целях укрепления взаимного доверия и разумного решения всех спорных проблем во взаимных интересах". Обе стороны подтвердили это и на следующий день на Восточноазиатском саммите, где выступление премьер-министра КНР Вэнь Цзябао оценивается наблюдателями как значительно более "конструктивное и открытое к сотрудничеству", чем прежние жесткие заявления китайских министров иностранных дел и обороны на форумах в Ханое ранее в этом году.

В Плане действий по выполнению совместного заявления о стратегическом партнерстве Китая и АСЕАН на 2011-2015гг. стороны обязались полностью и эффективно соблюдать Декларацию 2002г. о принципах поведения в ЮКМ, поддерживать стабильность и развивать сотрудничество, включая регулярное проведение давно не созывавшихся встреч старших должностных лиц (SOM) и совместной рабочей группы по выполнению Декларации (DOC), работать над заключением на основе консультаций и консенсуса Кодекса поведения в ЮКМ. Они согласились всемерно содействовать укреплению доверия через сотрудничество на принципах Декларации 2002г. в целях мирного решения территориальных и юридических проблем, как предусмотрено этим документом, Конвенцией ООН по морскому праву и другими инструментами Международной Морской организации.[7] И в этой связи было решено уже в декабре возобновить прерванные консультации в рамках Рабочей группы по наблюдению за выполнением Декларации 2002г.

Наблюдатели строят различные предположения в поисках ответа на вопрос, почему Китай пошел на эти изменения. Наиболее убедительной причиной представляется то, что на этот раз ему пришлось иметь дело с несколько другим АСЕАН, чем раньше. И в этом, бесспорно, сказала свое слово дипломатия Вьетнама, которой удалось повлиять на позиции Филиппин, Индонезии, Камбоджи и Мьянмы, раньше возражавшими против обсуждения этих вопросов в АСЕАН.

Так считает и известный эксперт по проблемам региона, профессор австралийского института обороны К. Тэйер. Отмечая, что АСЕАН становится более сплоченным в отношении споров в ЮКМ, он всё же предупреждает, что "в будущем ей понадобится ещё более тесное сотрудничество с партнерами по диалогу, чтобы действительно эффективно ограничить возможности других государств применять или угрожать применением силы в регионе".[8]

2. Россия-АСЕАН: курс на сотрудничество по всем азимутам.

Из калейдоскопа событий в Ханое, особый интерес для нас представляет 2-й Саммит Россия - АСЕАН с участием Президента РФ Д.А. Медведева. Он состоялся с пятилетним перерывом после первого саммита в декабре 2005г. в Куала-Лумпуре, что сделало его особо значимым для обеих сторон, тем более, что на этот раз он проходил в такой традиционно дружественной нам стране, как Вьетнам.

Россия исторически неразрывно связана с Азиатско-Тихоокеанским регионом, важную часть которого составляют страны АСЕАН и Восточной Азии. Она имеет здесь законные и жизненно важные политические и экономические интересы. Они сосредоточены на создании благоприятных условий для обеспечения безопасности страны, её важнейших коммуникаций и модернизации всего региона Восточной Сибири и Дальнего Востока на базе инновационного развития.

Условия для развития сотрудничества России со странами АСЕАН в целом благоприятны. С ними не было и нет никаких противоречий и столкновений интересов. Зато есть важные морально-политические преимущества по сравнению с другими партнерами этой организации. Россия - постоянный член Совета Безопасности ООН, между нею и странами АСЕАН никогда не было ни войн, ни конфликтов. После окончания "холодной войны" Россия никогда не вмешивалась в их внутренние дела и не осложняла ситуацию в ЮВА, в том числе по таким чувствительным для них вопросам, как права человека, территориальные и межконфессиональные конфликты. "Россия и АСЕАН органично подходят друг другу как партнеры, - писал перед саммитом в Ханое Российский министр иностранных дел С.В. Лавров. - Нам одинаково нужны мир и стабильность в АТР. Россия не претендует на военное превосходство, не ставит перед собой задачи обеспечения безопасности своих восточных рубежей за счет ослабления безопасности других государств. У нас нет планов создания в АТР военных баз, мы не формируем со странами региона закрытых оборонных альянсов. Не намерены конкурировать с кем бы то ни было в борьбе за сферы влияния. Наше стремление к укреплению сотрудничества с АСЕАН, в том числе в области безопасности, не направлено против третьих стран".[9] Все эти преимущества дают России то, что называется "мягкой силой". Вопрос только в том, чтобы ею умело и более эффективно пользоваться.

Взаимодействие со странами ЮВА в политическом плане идет наиблоее успешно и на многих направлениях. Россия не раз демонстрировала свое отношение к АСЕАН как к одному из влиятельных центров современного мира и свою заинтересованность в сильной и устойчиво развивающейся Ассоциации государств ЮВА. Нас объединяет общность позиций по большинству актуальных и международных проблем. И это убедительно подтверждает уже более чем 15-летний опыт активного участия России в деятельности АРФ.

Наша главная проблема - это всё ещё незначительное экономическое присутствие в ЮВА, как в сфере торговли и инвестиций, так и на других направлениях экономического и научно-технического взаимодействия. Россию в ЮВА пока ещё не видят в качестве экономического партнера, такого, как США, Китай или Япония. Это тот пробел, который придется заполнять не один год. В 2009 году объем взаимной торговли составил, по разным подсчетам, от 6,8 до 10 млрд. долларов.[10] Доля РФ в товарообороте АСЕАН и их доля в нашем торговом балансе всё ещё ничтожна, тогда как доля КНР, США и Японии несоизмеримо выше. Товарная структура торговли России со странами АСЕАН тоже остается крайне слабо диверсифицированной, удельный вес продукции с добавленной стоимостью незначителен. Сказывается преимущественно сырьевой характер экономики Дальневосточного федерального округа. Серьезным препятствием для решительного прорыва на этом направлении являются географическая удаленность и плохое состояние транспортной инфраструктуры.

Вместе с тем, у нас есть и свои конкурентные преимущества. Среди них, прежде всего, атомная энергетика, военно-техническое сотрудничество, космические исследования, а также возможности крупных российских инвесторов, заинтересованных в зарубежной экспансии.

Прошедшие пять лет после первого саммита не были потерянным временем. За эти годы создана солидная договорно-правовая база для всестороннего развития сотрудничества в укреплении региональной безопасности, особенно в части т.н. "нетрадиционных угроз": борьбы с терроризмом и пиратством, трансграничной преступностью, в предупреждении и ликвидации последствий стихийных бедствий и др. Проблемы расширения торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества на протяжении всех этих лет также оставались в центре внимания сторон. К саммиту была разработана и одобрена главами государств Рабочая программа энергетического сотрудничества Россия - АСЕАН на 2010-2015 годы по ключевым направлениям, включая традиционную (нефть, газ, электроэнергия) и возобновляемую энергетику, в том числе ядерную, экологически чистые технологии. В Ханое Россия выразила готовность оказать помощь в реализации программы ("дорожной карты") по строительству экономического сообщества АСЕАН, которое создаст более широкие возможности для бизнеса в регионе. Стороны наметили расширить сотрудничество в промышленном строительстве, в развитии малых и средних предприятий, в научно-исследовательских и конструкторских работах в различных секторах энергетики и в других областях. Они согласились продолжить поиск возможностей углубления сотрудничества и развития договорной базы в различных сферах экономики, представляющих взаимный интерес, и заключили соглашение о культурном сотрудничестве.

В последнее время в экспертном сообществе России и ряда стран АСЕАН поднимался вопрос о создании между ними Зоны свободной торговли. В совместном Заявлении на этот счет очень осторожно говорится, что стороны согласились активно содействовать "изучению возможности скорейшего заключения соглашения о свободной торговле между государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (Россия, Белоруссия и Казахстан) и Вьетнамом в контексте предстоящего вступления России в ВТО, которое было поддержано всеми участниками Саммита. Столь осторожная формулировка, очевидно, продиктована тем обстоятельством, что этот вопрос по-настоящему ещё так и не проработан соответствующими российскими ведомствами. В практическом плане он может стать актуальным только после значительного увеличения объёмов взаимного товарооборота.

Одна из главных проблем наших отношений с АСЕАН состоит в том, что в широких кругах общественности и в бизнес-сообществах России и стран АСЕАН нет достаточной информации друг о друге и почти нет развитой системы связей и контактов на разных уровнях. Обе стороны высказали убежденность в том, что для достижения нового уровня торгово-экономического сотрудничества необходимо развитие прямых контактов между деловыми кругами. В этой связи они высоко оценили прошедшие деловые форумы и согласились проводить их каждый раз "на полях" саммитов Россия - АСЕАН, а АСЕАН будет приглашать российских бизнесменов на свои деловые и инвестиционные саммиты.

Россия не располагает в регионе (за некоторым исключением Вьетнама) такими связями, которые имеют США, Китай и Япония. При этом речь идет не столько о политических контактах на уровне руководства, которые в последние годы получили заметное развитие, сколько о сотрудничестве по "второму каналу", т.е. по линии неправительственных организаций и научного сообщества. В этой связи большие надежды возлагаются на учреждённый летом 2010г. Центр АСЕАН при МГИМО(у) МИД РФ.

3. Строить вместе новый Азиатско-Тихоокеанский дом

Говоря об итогах второго саммита Россия - АСЕАН, глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в Ханое подчеркнул, что саммит "подтвердил, что мы выходим на уровень зрелого, продвинутого партнерства".

Итогом большой совместной работы стало дальнейшее сближение оценок и подходов обеих сторон к важнейшим мировым и региональным проблемам. Особо значимо то, что они решили тесно взаимодействовать друг с другом в формировании региональной архитектуры в АТР. "Успешное строительство нового Азиатско-Тихоокеанского дома, - заявил на саммите Президент РФ Д.А.Медведев, - отвечает интересам всех стран, их чаяниям развивать спокойную созидательную жизнь". [11]

Принятое саммитом Заявление показывает, что партнеры из АСЕАН согласились с тем, что эта архитектура должна основываться на принципах коллективности, многосторонности и равенства, на общепринятых нормах международного права, о чем неоднократно заявляла все эти годы российская дипломатия. При этом, однако, они особо подчеркнули, что любые новые образования или механизмы сотрудничества в регионе могут быть только дополнением и строиться на основе уже существующих структур и по принципу "асеаноцентричности" и при сохранении ведущей роли АСЕАН. И в этом они получили полное согласие российской стороны.

Глубокое понимание российскими участниками Саммита важных особенностей политической обстановки в регионе и характера сложившихся там отношений государств на основе проверенного временем "метода АСЕАН" показывает п.15 Совместного Заявления, в котором записано: "Мы считаем, что международная безопасность неделима и убеждены в том, что национальную безопасность нельзя обеспечить в ущерб безопасности других. Мы подчеркнули необходимость полностью уважать и принимать в расчет как законные интересы и озабоченности всех государств, так и действующие в них законы и правила"[12] Эти четкие формулировки особенно важны для лидеров АСЕАН как в контексте непростой ситуации в Южно-Китайском море, так и в связи с непрекращающимся давлением определенных кругов на Западе.

Рамки ЮВА давно стали тесными для АСЕАН, которая де факто позиционирует себя как движущая сила интеграции во всей Восточной Азии.[13] Все саммиты АСЕАН в последние годы завершаются серией встреч на высшем уровне с партнерами по диалогу в формате АСЕАН+1, АСЕАН+3[14] и очередным Восточноазиатским саммитом формате АСЕАН+6[15], что повторилось и в Ханое. Все они вписываются в сложившийся курс борьбы этой коалиции государств ЮВА за свое место в глобализирующемся мире. Для этого они и создают более широкие региональные или межрегиональные структуры сотрудничества на основе принципа концентрических кругов. Наращивая сотрудничество внутри АСЕАН, её члены могут эффективно участвовать и в более широких региональных объединениях, а те, в свою очередь, могут содействовать продвижению интересов АСЕАН в АТР и на глобальном, многостороннем уровне, как, например, в группе G20 и ВТО.

Стратегия АСЕАН в отношении регионализации в Восточной Азии состоит в том, чтобы развивать систему двусторонних соглашений о создании зон свободной торговли (ЗСТ) по "зонтичной" схеме вокруг АСЕАН как центра, на базе которого должно быть построено будущее Восточноазиатское сообщество, для начала в формате АСЕАН+3. Соглашение о ЗСТ с Китаем (CAFTA) c января 2010г. вступило в силу для первой шестерки наиболее обеспеченных государств АСЕАН, а через 5 лет она охватит и остальных членов АСЕАН. Аналогичные соглашения подписаны с Японией, Ю.Кореей, а также с Индией и Австралией. В дальнейшем, по замыслу её создателей, они сольется в одну общую ЗСТ в формате АСЕАН+3, а ещё позднее к ней присоединятся и другие страны Восточной Азии по мере их готовности.

Полувековой опыт ЕС показывает, что для успеха интеграции нужны лидеры, какими были для ЕС Франция и Германия. Поскольку международные отношения в Восточной Азии остаются по-прежнему сложными, а порой и конфронтационными, эта роль лидера досталась именно АСЕАН и останется за ней ещё надолго, ибо выполнить её больше некому. Соглашаясь с лидерством АСЕАН, Япония и Китай намеренно отдают ей инициативу в строительстве новой архитектуры международных отношений в регионе, рассчитывая контролировать сам процесс извне. В экспертном сообществе, например, Японии часто высказываются мнения, что для действительной региональной интеграции Восточной Азии одного двигателя - АСЕАН - явно мало и необходим второй, более мощный в составе Японии и Китая. На проходившем в январе 2008г. в Токио 2-м диалоге экспертов "Восточноазиатское сообщество и США" японские ученые говорили, что АСЕАН вообще не является двигателем, а лишь хочет занимать вакантное место водителя (driver seat), указывающего дорогу, а двигатели находятся в другом месте, т.е. в Китае и Японии, которые "просят водителя вести машину осторожнее". [16] Пока же отношения между Китаем и Японией таковы, что они вынуждены на саммитах АСЕАН+1 и во всех совместных заявлениях признавать "руководящую роль АСЕАН". После долгих колебаний их примеру последовали США и все остальные партнеры АСЕАН по диалогу.

На практике это имеет большое значение для малых и средних государств АСЕАН, поскольку означает, что членство во всех форматах, включая будущее Восточноазиатское сообщество, предполагает присоединение к Договору о дружбе и сотрудничестве 1976г. - правовой основы АСЕАН[17], а процесс принятия решений во всех форматах базируется на известном "методе АСЕАН", т.е. на терпеливом поиске согласия всех. Таким образом, им удается заставить более крупных игроков считаться с их мнением по многим вопросам. И это заметно проявилось в ходе подготовки и проведения рассматриваемых саммитов в Ханое.

До недавнего времени в научном сообществе АТР активно обсуждались инициативы бывшего премьер-министра Австралии Кевин Радд (Kevin Rudd) о создании к 2020г. Азиатско-Тихоокеанского сообщества и тоже уже бывшего премьера Японии Юкио Хатоямы о создании Восточноазиатского сообщества (ВАС). Обе инициативы ошибочно рассматривались как новые, хотя они таковыми вовсе не были[18], но вызвали повышенный интерес в общественном мнении, что объясняется назревшей необходимостью построения в АТР определённой системы безопасности наподобие той, что была создана в Европе.

Австралийская инициатива состояла в том, чтобы выстроить сообщество по типу ЕС на базе форума АТЭС и 8-10 отобранных государств региона, но без АСЕАН в качестве объединенной группировки. А японская инициатива была выдвинута во время трехсторонней встречи лидеров Китая, Японии и Ю. Кореи в Таиланде в 2009г. и предусматривала ключевую роль в этом сообществе этих трех стран СВА с тенденцией к равноправию и большей независимости от США. Но как об этом писал тогда же проф. К. Тэйер из Австралийского Института обороны, обе эти инициативы "явно угрожали Вьетнаму и другим странам АСЕАН вытеснением с занимаемых ими ключевых позиций в развертывающейся политической игре в регионе"[19]. И естественно, что уже через месяц на очередном саммите АТЭС в Сингапуре они вызвали сопротивление с их стороны. К тому же инициатива Японии сразу же была поставлена под вопрос новым обострением ситуации на Корейском полуострове, разногласиями по ядерной проблеме Кореи и очередным обострением китайско-японских отношений из-за конфликта по проблемам суверенитета над островами в Восточно-Китайском море, что вновь склонило японскую политику в сторону укрепления союза с США.

Несмотря на все эти события, а скорее под их влиянием, проблема создания нового механизма обеспечения безопасности в АТР стала ещё более насущной, и решение её необходимо, как для успешного выхода из мирового экономического кризиса, ликвидации многочисленных "нетрадиционных" угроз безопасности, так и для разрешения споров о суверенитете над островами.

Так что инициатива расширения состава саммитов ВАС при сохранении центральной роли АСЕАН появилась вовсе не случайно и не выросла как бы из простого синтеза отдельных инициатив Японии и Австралии, когда эстафета лидерства в АСЕАН перешла от Таиланда к Вьетнаму. Это скорее результат продолжающегося поиска пути к созданию надежного механизма коллективной или, говоря по-другому, совместной безопасности и сотрудничества в АТР в современных условиях.

К саммиту в Ханое усилиями российской дипломатии при активной поддержке Вьетнама были сняты все сомнения и даже возражения некоторых стран АСЕАН, а также Японии и Австралии относительно высказанного ещё в 2005г. желания России сотрудничать со всеми странами Восточной Азии на платформе ежегодных восточноазиатских саммитов. На эти саммиты не приглашали и США, но на то была такая серьезная причина как многолетнее нежелание США подписывать Балийский Договор 1976г. о дружбе и сотрудничестве в ЮВА. Но летом 2009г. Х.Клинтон объявила о присоединении США к этому Договору. И на апрельском саммите в Ханое последовало приглашение министрам иностранных дел России и США участвовать в предстоящем саммите ВАС в качестве гостей Председателя саммита, а в октябре уже принято решение всех 16 участников ВАС-5 об участии глав государств России и США в саммитах ВАС на постоянной основе. По случаю 5-й годовщины восточноазиатского саммита они подтвердили цели и принципы ВАС и единодушно одобрили Ханойскую декларацию, в которой поддержали позицию АСЕАН относительно строительства региональной архитектуры на основе развития уже действующих форумов сотрудничества в регионе и обеспечения центральной роли АСЕАН. В декларации записано: "Рассмотрев желание и возможности конструктивного вклада России и США, а также исходя из принципов открытости и не исключения (nonexclusivity), саммит решил официально пригласить Россию и США участвовать в саммитах ВАС, начиная с 2011 года. Участие этих государств в ВАС будет осуществляться на базе уважения его целей, принципов, процедур и приоритетов, а также поддержки руководящей роли АСЕАН"[20].

Это решение является одним из важнейших политических итогов 17-го саммита АСЕАН в Ханое. Оно отвечает неоднократно выражавшемуся стремлению нашей страны по праву региональной державы активно участвовать в создании современной архитектуры безопасности и сотрудничества в Восточной Азии и АТР на принципах АСЕАН и на равных условиях с другими участниками. Оно явилось долгожданным и существенным успехом российской внешней политики на её восточном направлении.

Создание восточноазиатского сообщества под руководством АСЕАН остается всё ещё под вопросом. Решающее значение будет иметь развитие отношений в треугольнике Китай - Япония - США. Да и сама АСЕАН ещё не стала настолько сильным региональным институтом с общими интересами и целями. Она отражает всё разнообразие своих членов, которые традиционно предпочитают не структурированную организацию и консенсусный подход к процессу принятия решений, что позволяет уходить от острых противоречий и вмешательства в дела друг друга. Но политика, как известно, - это искусство возможного. И, как показывает многолетняя практика азиатской культуры международных отношений, для них важен не столько результат, сколько сам процесс. И потому восточноазиатский саммит (ВАС) совместно с Региональным форумом АСЕАН по безопасности (АРФ), с регулярными встречами министров обороны в формате АСЕАН+8 и при потенциальном сотрудничестве с Шанхайской Организацией Сотрудничества (ШОС) представляется таким механизмом, который мог бы взять на себя задачу консолидации региональной повестки дня в сфере безопасности, налаживания стратегического диалога для ее продвижения во всех аспектах. Какие тенденции возобладают в АТР, как они будут соотноситься с национальными интересами нашей страны, в немалой степени зависит от того, как будут складываться в дальнейшем отношения между Россией и АСЕАН.

Ханой - Москва

Статья г.н.с. Центра Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН Г.М. Локшина в журнале "Азия и Африка сегодня" 2 за 2011г.

[1] "http://www.ifes-ras.ru/component/content/article/21/ 307-rossiya-asean-novye-proekty-i-formaty-sotrudnichestva#_ftnref1" По Уставу АСЕАН, саммиты проходят два раза в год ( весной и осенью): первый посвящается проблемам строительства Сообщества АСЕАН, которое намечено завершить в 2015г., а второй - региональным проблемам и сотрудничеству АСЕАН с партнерами по диалогу.

[2] "http://www.ifes-ras.ru/component/content/article/21/ 307-rossiya-asean-novye-proekty-i-formaty-sotrudnichestva#_ftnref2" Подробнее см "Азия и Африка сегодня" 8 2010 с.55-59.

[3] "http://www.ifes-ras.ru/component/content/article/21/ 307-rossiya-asean-novye-proekty-i-formaty-sotrudnichestva#_ftnref3" "The gioi & Viet Nam" 30 10 2010

[4] "http://www.ifes-ras.ru/component/content/article/21/ 307-rossiya-asean-novye-proekty-i-formaty-sotrudnichestva#_ftnref4" Вьетнамское название Южно-Китайского моря

[5] "http://www.ifes-ras.ru/component/content/article/21/ 307-rossiya-asean-novye-proekty-i-formaty-sotrudnichestva#_ftnref5" WWW.ASEANsec.org/01/11/2010

[6] "http://www.ifes-ras.ru/component/content/article/21/ 307-rossiya-asean-novye-proekty-i-formaty-sotrudnichestva#_ftnref6" Цит. по "The gioi & Viet Nam" 30 10 2010

[7] "http://www.ifes-ras.ru/component/content/article/21/ 307-rossiya-asean-novye-proekty-i-formaty-sotrudnichestva#_ftnref7" Там же

[8] "http://www.ifes-ras.ru/component/content/article/21/ 307-rossiya-asean-novye-proekty-i-formaty-sotrudnichestva#_ftnref8" Цит по www.vietnamnet.vn /01/10/2010

[9] "http://www.ifes-ras.ru/component/content/article/21/ 307-rossiya-asean-novye-proekty-i-formaty-sotrudnichestva#_ftnref9" С. Лавров, министр иностранных дел России. Россия и АСЕАН могут многое сделать вместе. "международная жизнь" 10 2010, с. 13.

[10] "http://www.ifes-ras.ru/component/content/article/21/ 307-rossiya-asean-novye-proekty-i-formaty-sotrudnichestva#_ftnref10" Table19. ASEAN Trade by Selected Partner Country/Region,2009/15 April 2010// http//www.aseansec.org/ stat/Table 19.pdf; Сергей Лавров. Россия и АСЕАН могут многое сделать вместе. "Международная жизнь" 10 2010. с.8

[11] "http://www.ifes-ras.ru/component/content/article/21/ 307-rossiya-asean-novye-proekty-i-formaty-sotrudnichestva#_ftnref11" www.Kremlin.Ru/ 30/ 10/ 2010

[12] "http://www.ifes-ras.ru/component/content/article/21/ 307-rossiya-asean-novye-proekty-i-formaty-sotrudnichestva#_ftnref12" Joint Statement of the Second ASEAN-Russian Federation Summit. Ha Noi, 30 October 2010. www.aseansec.org/ "http://www.aseansec.org/" 31/10/2010

[13] "http://www.ifes-ras.ru/component/content/article/21/ 307-rossiya-asean-novye-proekty-i-formaty-sotrudnichestva#_ftnref13" Примечание: Интеграция в АСЕАН и в Восточной Азии - это не совсем то, что имеется в виду, когда говорят об интеграции в ЕС. Здесь, например, нет никаких наднациональных институтов. Все страны строго привержены своему суверенитету. Но вместе с тем, они однозначно ориентированы на сближение друг с другом для достижения общих целей и прежде всего для противостояния негативным проявлениям неумолимого процесса глобализации. Отсюда упор на преференциальность отношений друг с другом, на приоритет развития внутригрупповых связей (политических, торговых, экономических, культурных и других) по отношению ко вне групповым. Они готовы ради этого медленно и осторожно предоставлять друг другу на взаимной основе особые права, льготы и привилегии, создавая зоны свободной торговли, заключая таможенные союзы, участвуя в различных инфраструктурных и иных проектах. Но никто при этом не готов пожертвовать даже малейшей долей своего суверенитета. Поэтому в научном сообществе этот процесс в ВА чаще называют не интеграцией, а регионализацией, что точнее выражает его сущность.

[14] "http://www.ifes-ras.ru/component/content/article/21/ 307-rossiya-asean-novye-proekty-i-formaty-sotrudnichestva#_ftnref14" АСЕАН + Китай, Япония и Ю.Корея

[15] "http://www.ifes-ras.ru/component/content/article/21/ 307-rossiya-asean-novye-proekty-i-formaty-sotrudnichestva#_ftnref15" АСЕАН+3 + Индия, Австралия и Новая Зеландия

[16] "http://www.ifes-ras.ru/component/content/article/21/ 307-rossiya-asean-novye-proekty-i-formaty-sotrudnichestva#_ftnref16" Report of The second Japan-US-Asia Dialogue on "An East Asian Community and United States" January 22,2008/The International House of Japan Tokyo, Japan

[17] "http://www.ifes-ras.ru/component/content/article/21/ 307-rossiya-asean-novye-proekty-i-formaty-sotrudnichestva#_ftnref17" Подписанный на I-м Саммите АСЕАН в феврале 1976г. на о. Бали Договор зафиксировал, что отношения стан участниц между собой и - что ещё важней - с другими партнерами АСЕАН - должны строиться на следующих принципах:

- Взаимное уважение независимости, суверенитета, равенства, территориальной целостности и национальной идентичности всех государств.

- Право каждой страны на свое национальное существование без внешнего вмешательства, подрывной деятельности и применения силы.

- Невмешательство во внутренние дела друг друга.

- Урегулирование разногласий и споров мирным путем.

- Отказ от применения силы или угрозы силой.

- Эффективное сотрудничество друг с другом

[18] "http://www.ifes-ras.ru/component/content/article/21/ 307-rossiya-asean-novye-proekty-i-formaty-sotrudnichestva#_ftnref18" Впервые идея ВАС была сформулирована в Японии в 1939 г. Планировалось создание под эгидой Японской империи "великой азиатскй сферы сопроцветания". В 1992 г. идею создания ВАС гальванизировал премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад. Но его усилия увенчались успехом только к концу 1990-х гг. сближением АСЕАН с ведущей тройкой азиатских государств (Япония, Китай, Южная Корея), чему весьма поспособствовал финансовый кризис 1997 г. В 2005 г., на саммите АСЕАН в Куала-Лумпуре, было принято решение создать ВАС - региональную организацию с широкими полномочиями. Необходимо, однако, отличать восточноазиатское сообщество (EAC), которое ещё только формируется, и концепция которого всё ещё разрабатывается, от восточноазиатских саммитов (EAS), которые с 2005 г.. проводятся ежегодно с участием лидеров 16 государств, со своей повесткой дня,требующей участия более широкого круга государств, чем АСЕАН, и являющиеся механизмом создания искомого сообщества.

[19] "http://www.ifes-ras.ru/component/content/article/21/ 307-rossiya-asean-novye-proekty-i-formaty-sotrudnichestva#_ftnref19" Цит. по WWW. Vietnamnet. vn/02/11/2010

[20] "http://www.ifes-ras.ru/component/content/article/21/ 307-rossiya-asean-novye-proekty-i-formaty-sotrudnichestva#_ftnref20" www.aseansec.org/ "http://www.aseansec.org/" 31/ 10/2010

Источник: журнал "Азия и Афррика сегодня"