Пётр Коновалов

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ И РАЗЪЕДИНЯЕТ ИНДОНЕЗИЮ И МАЛАЙЗИЮ?

Индонезия, государство с 275-миллионным населением, и Малайзия, страна с 33 миллионами жителей, являются соседними государствами, обладающими сходствами во многих ключевых аспектах. Малайзия и Индонезия имеют общую историю, близкие культуры и одну религию – ислам. Их национальные языки входят в одну и ту же языковую семью, благодаря чему граждане двух стран могут без больших усилий понимать друг друга. Также оба юго-восточноазиатских государства являются членами-основателями таких крупных региональных объединений как АСЕАН и АТЭС, в рамках которых они достаточно активно взаимодействуют друг с другом.

Малайзия и Индонезия на сегодняшний день в равных долях торгуют как с Китаем, так и со странами Западного блока. Впрочем, с каждым годом участие КНР в экономиках этих государств растет. Во многом это связано с тем, что китайские власти стараются упрощать процессы товарообмена, в то время как государства Запада бюрократизируют многие аспекты, нарушая таким образом отношения со своими торговыми партнерами. Введенные в 2022 г. санкции против России ослабили экономики западных стран, что вынудило их совершать действия, которые вносят разлад в отношения с другими государствами.

В декабре 2022 г. представители Евросоюза объявили, что ввоз пальмового масла в страны ЕС будет ограничен, если продукция не будет проходить сертификацию об отсутствии вырубки лесов в процессе производства. По оценкам специалистов, это решение было принято для того, чтобы искусственно сократить конкуренцию в лице государств, не входящих в состав ЕС, и пролоббировать производителей из стран-участниц Евросоюза. Необходимо подчеркнуть, что пальмовое масло является самым дешевым маслом в мире, а Малайзия и Индонезия представляют собой крупнейших мировых производителей данного вида продукции.

9 января 2023 г. в индонезийском г. Богор состоялась встреча премьер-министра Малайзии Анвара Ибрагима и президента Индонезии Джоко Видодо. В ходе переговоров руководители двух стран осудили решение ЕС, которое, как они считают, является проявлением протекционизма. Также А. Ибрагим и Дж. Видодо подписали 8 межгосударственных меморандумов, затрагивающих вопросы развития судоходства, промышленности и зеленой энергетики.

12 января 2023 г. министр сырьевых товаров Малайзии Фадилла Юсоф заявил, что решение ЕС представляет собой торговый барьер для защиты их собственной продукции, и что Всемирной торговой организации стоит взять сложившуюся ситуацию под контроль. По словам малазийского чиновника, Малайзия и Индонезия ведут переговоры о полном прекращении поставок пальмового масла в Евросоюз в знак протеста против торговых ограничений. Если две страны пойдут на такой шаг, то, скорее всего, им придется экспортировать больше пальмового масла в Китай и в другие государства, граничащие с КНР. В любом случае, это досадное событие можно назвать фактором, который поспособствовал укреплению индонезийско-малазийских отношений, так как вследствие данного инцидента власти обеих стран приняли решение действовать сообща.

Также важно отметить, что одним из факторов, содействующих сближению Индонезии и Малайзии, является начатое в 2021 г. строительство новой столицы Индонезии – г. Нусантары. Малазийские политики и чиновники достаточно часто выступают с заявлениями об одобрении решения индонезийских властей. По мнению представителей Малайзии, перенос столицы из г. Джакарты, расположенной на о. Ява, в г. Нусантару, которая находится на поделенном между Индонезией и Малайзией о. Калимантан, ускорит развитие диалога между двумя государствами. Многие крупные малазийские компании планируют инвестировать деньги в строительство нового индонезийского столичного города.

Вместе с тем, несмотря на достаточно высокий уровень дипломатических отношений, упрочнению индонезийско-малазийского партнерства мешают некоторые разногласия.

Между двумя государствами, получившими независимость в рамках деколонизации после Второй мировой войны, до сих пор периодически возникают споры из-за вопроса принадлежности тех или иных приграничных островов. Например, в наши дни политики обеих стран делают резкие заявления касательно статуса богатых нефтью островов Амбалат.

Камнем преткновения индонезийско-малазийских отношений является вопрос трудовой миграции, длящийся уже почти 30 лет. Трудовые мигранты из Индонезии играют значительную роль в экономике Малайзии и нередко становятся причиной дипломатических конфликтов между странами. С 1980-х гг. уровень жизни в Малайзии начал опережать уровень жизни в Индонезии, и это привело к тому, что многие индонезийцы стали приезжать в Малайзию на заработки, чтобы улучшить материальное положение своих семей, оставшихся на родине, и при возможности попытаться остаться жить в этой стране.

Индонезийским трудовым мигрантам в Малайзии нередко приходится переживать плохое отношение со стороны своих работодателей, проявляющееся в виде низкой заработной платы и тяжелых условий труда. Зачастую мигранты работают до 18 часов в день, семь дней в неделю, за зарплату в среднем $150 в месяц, отдавая при этом первые шесть-семь месяцев практически все свои доходы индонезийским трудовым агентствам, чтобы погасить достаточно высокую плату за трудоустройство в Малайзии.

К сожалению, иностранные работники из Индонезии нередко страдают от физического насилия со стороны своих малазийских работодателей. Иногда индонезийские трудовые мигранты становятся жертвами торговли людьми. Важно отметить, что в малазийском обществе существует тенденция с большим пренебрежением относиться к рабочим-индонезийцам.

Власти Индонезии недовольны тем, что Малайзия неуважительно обращается с их гражданами. В 2009 г. руководство Индонезии перестало отправлять трудовых мигрантов в Малайзию, сославшись на то, что малазийская сторона оказалась неспособна обеспечить им нормальные условия труда. В 2011 г. отправка индонезийских мигрантов была возобновлена после подписания двустороннего Меморандума о взаимопонимании по защите рабочих, однако срок действия данного соглашения истек в 2016 г. После дополнительных переговоров в 2022 г. был подписан новый Меморандум по защите прав рабочих. Во многом подписание нового Меморандума было вызвано тем, что кризис 2020-2021 гг. из-за пандемии коронавируса пошатнул экономику Малайзии, заставив ее руководство пойти на некоторые уступки.

В свою очередь, индонезийские новостные агентства нередко делают достаточно провокационные заявления в отношении Малайзии, в то время как малазийские СМИ стараются сохранять сдержанность, освещая происходящие в Индонезии события. Дипломатичность малазийской стороны объясняется тем, что Индонезия занимает пятое место в списке торговых партнеров Малайзии, представляя собой значительный рынок сбыта для малазийской продукции. Следовательно, гипотетическое охлаждение отношений между странами принесет больше вреда Малайзии, чем Индонезии.

Несмотря на шероховатости в отношениях, сотрудничество Индонезии и Малайзии развивается, однако для построения максимально тесного двустороннего диалога двум странам предстоит улучшить мнение их граждан друг о друге, а также по возможности поскорее решить имеющиеся территориальные споры.

Петр Коновалов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

04.03.2023