Владимир Терехов

ЛЛОЙД ОСТИН СНОВА ПОСЕТИЛ ФИЛИППИНЫ

Состоявшаяся в начале февраля поездка министра обороны США Ллойда Остина на Филиппины в очередной раз свидетельствует о возрастающей значимости этой страны в ходе обостряющейся борьбы Вашингтона с Пекином за влияние в субрегионе Юго-Восточной Азии.

В НВО не раз обсуждались причины особого внимания обоих к ЮВА в целом и Филиппинам, в частности. Здесь лишь кратко остановимся на одном примечательном эпизоде, случившемся в 2017 г. Его исход (почти) восстановил многодесятилетнее статус-кво в позиционировании самих Филиппин в поле сил, которое формируется в ЮВА ведущими мировыми игроками. В том, что упомянутый эпизод завершился благоприятно для Вашингтона, именно военное ведомство США сыграло тогда решающую роль.

Дело в том, что после убедительной победы на состоявшихся годом ранее на Филиппинах всеобщих выборах политической группировки во главе с Родриго Дутерте внешнеполитический курс страны резко было качнулся в сторону КНР. В связи с чем практически сразу новый президент оказался объектом массированной пропагандистской атаки со стороны “международного правозащитного движения”. Для чего поводом послужили специфические методы борьбы Р. Дутерте с национальным бедствием страны, каковым является наркобизнес.

И когда на упомянутый дрейф внешнеполитического курса Манилы пропагандистские атаки не возымели “нужного” воздействия, видимо, было решено прибегнуть к более “доходчивым” аргументам. Среди них роль “контрольного выстрела” сыграло начавшееся весной 2017 г. вооружённое выступление неких малоизвестных исламистских группировок, захвативших на юге острова Минданао провинциальный центр Марави. Правительство Р. Дутерте поначалу явно недооценило масштаб “инцидента”, полагая, что с ним можно будет покончить быстро и собственными силами. Однако боевые действия растянулись на пять месяцев, в ходе которых Марави и его окрестности превратились в руины, а 300 тыс. местных жителей были вынуждены искать убежище в других регионах страны.

Но самое главное, пришлось прибегнуть к военной помощи США. Хотя совсем недавно публично декларировалось намерение полностью прекратить с Вашингтоном какие-либо отношения в сфере обороны, официально оформленные ещё в начале 50-х годов прошлого века. После американского вмешательства упомянутые “международные террористы” растворились в политическом пространстве Филиппин. Причём также незаметно, как и возникли из него. А различные военные подразделения США, прежде всего предназначенные для проведения так называемых “спецопераций”, начали постепенно возвращаться в привычные для них в этой стране места базирования. Не в прежних, конечно, масштабах, но всё же.

Так что к моменту уже предыдущей поездки Л. Остина на Филиппины, прошедшей в конце июля 2021 г., почва для удовлетворительной оценки гостем состояния двусторонних отношений в сфере обороны была вполне подготовлена. В частности, к этому времени было официально дезавуировано ранее не раз публично декларировавшееся Р. Дутерте намерение разорвать заключенное в 1999 г. Соглашение о взаимных визитах представителей вооружённых сил (Visiting Forces Agreement, VFA).

Указанный документ устанавливал новый формат двусторонних отношений в сфере обороны после завершения к этому времени эксплуатации двух крупнейших военных баз США Clark Field и Subic Bay. Впрочем, сам факт такого завершения заявлялся только американской стороной и, судя по всему, не подвергался проверке филиппинской.

В ходе визита Л. Остина на Филиппины полуторагодичной давности стороны выразили намерение укреплять упоминавшийся выше Договор о взаимной обороне 1951-го года. То есть он никуда не исчез, несмотря на все первоначальные громкие заявления Р. Дутерте о намерении прекратить действие этого документа.

Очередным же свидетельством роста значимости Филиппин для американской политики в ЮВА стали состоявшиеся в августе 2021 г., то есть практически сразу после отъезда Л. Остина, визиты в Манилу сначала государственного секретаря Э. Блинкена, а затем вице-президента К. Харрис.

Так что нынешняя поездка всё того же Л. Остина проходила в условиях дальнейшего развития упоминавшегося выше процесса восстановления двусторонних отношений до уровня, характерного не только периоду, который непосредственно предшествовал приходу в 2016 г. к власти Р. Дутерте. Возможно, мы будем наблюдать и нечто похожее на то, что происходило в период холодной войны, когда Филиппины играли роль одного из важнейших форпостов в политике США, нацеленной тогда на “сдерживание распространения коммунизма” в Азии.

И некоторые итоги только что состоявшегося визита в эту страну американского министра обороны свидетельствуют в пользу как раз такой трансформации позиционирования Филиппин в разворачивающейся в ЮВА игре. В этом плане факт прошедшей тремя неделями ранее поездки нынешнего президента Филиппин Фердинанда Маркоса-младшего в КНР, где прошли его переговоры с китайским лидером Си Цзиньпином, следует рассматривать в качестве попытки избежать (всё более реальной) перспективы вновь оказаться картой в играх, которые ведут сегодня в ЮВА главные геополитические оппоненты Пекина.

С учётом же того, что нынешний Китай является второй мировой державой, подобная перспектива чревата для Филиппин разного рода, мягко выражаясь, неприятностями.

Но логика развития глобальной политической игры во всё большей мере диктует формат поведения даже её ведущим участникам. Что уж говорить о странах, значимости Филиппин. И результаты последнего визита Л. Остина в эту страну подтверждают неумолимую мощь упомянутой логики. Достаточно сослаться на риторику официального сообщения Пентагона в связи с прошедшими в Маниле переговорами. Например, такую: “обязательства США в сфере обеспечения безопасности Филиппин являются железными”, “Договор (тот самый 1951 г.) о взаимной обороне распространяется на вооружённые силы, гражданские суда и самолёты Филиппин на всём пространстве Южно-Китайского моря”.

Последняя ремарка является примечательной, ибо затрагивает едва ли не основную проблему в отношениях КНР не только с Филиппинами, но и рядом других стран ЮВА. Она сводится к пересекающимся территориальным претензиям в ЮКМ. Уже два десятка лет представители КНР и региональной ассоциации АСЕАН (членом которой являются Филиппины) ведут переговоры на предмет заключения так называемого “Кодекса поведения” (Code of Conduct, CoC), призванного предотвратить те или иные инциденты во время разнообразной деятельности в ЮКМ.

Недавно прошедшая министерская встреча стран-участниц АСЕАН (заслуживающая отдельного комментирования) зафиксировала существенный прогресс на пути заключения CoC. Что может сократить тем же США политическое пространство для проведения в ЮКМ антикитайских манёвров (включая военные).

Главным же практическим итогом обсуждаемого визита Л. Остина стало согласие филиппинской стороны выделить на своей территории четыре “локации” для размещения на них неких американских объектов военного назначения. Реализация этого мероприятия будет проводится в рамках так называемого “Соглашения о расширенном оборонном сотрудничестве” (Enhanced Defense Cooperation Agreement, EDCA). Представляя собой “приложение” к VFA, оно было заключено в 2014 г., когда уже вполне отчётливо обозначилось американо-китайское соперничество в субрегионе ЮВА. Как выясняется, EDCA тоже сохраняет свою дееспособность, несмотря, повторим, на все первоначальные антиамериканские филиппики пришедшего через два года к власти Р. Дутерте.

Реакцию в Китае на сам факт, а также основные итоги визита на Филиппины министра обороны главного геополитического оппонента можно определить, как сдержанно негативную. Естественно, что внимание обращается в первую очередь на получение Пентагоном фактически в своё распоряжение упоминавшихся выше четырёх “локаций”.

За указанным визитом Л. Остина наблюдали также из Японии. Но здесь итоги прошедших в Маниле переговоров, напротив, воспринимаются вполне позитивно. Что лишний раз свидетельствует о всё более тесной координации Вашингтоном и Токио политики в крайне важном субрегионе ЮВА при её очевидно антикитайской нацеленности.

Не вызывает сомнений, что то же целеполагание будет заложено в позицию Токио на предстоящих переговорах с президентом Филиппин Ф. Маркосом-мл. в ходе его пятидневного (“рабочего”) визита в Японию, начавшегося 8 февраля.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

Источник: Новое восточное обозрение

13.02.2023