Владимир Терехов

AUKUS И МБЯНМА ПОДРЫВАЮТ ЕДИНСТВО АСЕАН

На самом деле и как не раз отмечалось в НВО, на ухудшение ситуации в ключевом сегодня для мирового политического процесса регионе Юго-Восточной Азии, все 10 стран которого и образуют АСЕАН, определяющее влияние оказывает обострение отношений между двумя глобальными державами, США и КНР.

Создаваемое обоими основными мировыми игроками поле растягивающих напряжений давно является источником угроз самому существованию АСЕАН. Но в текущем году оно, кажется, приблизилось к критической отметке, и балансировать относительно некоторой “нейтральной” точки указанного поля каждому члену Ассоциации (и самой ей в целом) становится всё сложнее. Скрытые и явные предпочтения относительно той или иной из двух глобальных держав становятся всё заметнее и это, повторим, несёт с собой возрастающую угрозу хотя бы видимости единства АСЕАН.

В текущем году существенный вклад в усиление данной негативной тенденции привнесли с собой два конкретных события, а именно: формирование трёхсторонней военно-политической конфигурации AUKUS и военный переворот в Мьянме, то есть в одной из стран-участниц данной Ассоциации.

Об угрозе единству стран региона со стороны AUKUS вполне определённо говорил 12 октября руководитель МИД КНР Ван И в ходе шестой (видео)встречи министерского уровня стран-участниц “Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии” (Conference Interaction and Confidence Building Measures in Asia, CICA). В частности, он призвал “к совместному противодействию любым попыткам создать угрозу общей воле региональных стран, а также миру и стабильности в регионе”.

Не менее активно ведёт себя в регионе и главный оппонент Пекина. Его эмиссары в лице вице-президента К. Харрис, главы госдепартамента Э. Блинкена, министра обороны Л. Остина при каждом посещении региона не упускают случая указать на Китай, как главный источник разного рода угроз для стран данного региона.

Что касается ситуации в Мьянме, где 1 февраля с.г. ответственность за ситуацию (всегда крайне сложную) в очередной раз взяли на себя военные во главе с генералом Мин Аун Хлайном, то она оказалась одним из центральных пунктов прошедших с 26 по 28 октября с.г. разнообразных (и, вообще говоря, достаточно рутинных) ежегодных саммитов на базе как раз АСЕАН.

Укажем на один основных поводов, который используют США с некоторыми из союзников для того, чтобы АСЕАН не смогла “отвлекаться” от постоянного внимания к ситуации в Мьянме. Речь идёт об очередном аресте недавней иконы мирового “правозащитного” движения Аун Сан Су Чжи. Которая, однако, полностью разочаровала его особо представительных участников (таких как Нобелевский комитет мира,  Amnesty International), после того как те же военные в 2010 г. разрешили ей вернуться в публичную политику и в 2016 г. оказаться у рычагов управления страной.

Впрочем, сегодня ей, похоже, “всё простили”. В частности, в громких заявлениях о нынешней нелёгкой судьбе госпожи Су Чжи не упоминается её поддержка (во время исполнения властных полномочий) репрессивной политики в отношении мусульман-рохинджа, одного из многочисленных этно-религиозных меньшинств Мьянмы.

15 октября на заседании министров иностранных дел стран-участниц АСЕАН было решено не приглашать генерала Аун Хлайна на очередной саммит данной Ассоциации. Это всё, что себе позволили её участники в плане “наказания” за отказ разрешить своему представителю встретиться с госпожой Су Чжи. В комментарии к данному решению обращает на себя внимание пассаж об “интенсивном международном давлении”, под которым находится АСЕАН в целях принуждения к “принятию решительных мер” в отношении военного руководства этой страны.

И что АСЕАН остаётся делать в условиях неприкрытых угроз со стороны источника упомянутого “международного давления”, удивительным образом совмещающего в себе “защиту прав человека” и международный бандитизм? Приходится нарушать один из базовых принципов данной Ассоциации о невмешательстве во внутренние дела стран-участниц.

Иначе вполне реальной окажется перспектива очередной “гуманитарной интервенции” со стороны “сил добра” (расположенных, правда, очень далеко от данного региона), жертвой которой на этот раз может оказаться один из членов АСЕАН. Поучаствовать в “восстановлении конституционного строя” в Мьянме могут, например, участники регулярных международных военно-морских учений в Бенгальском заливе. Так что АСЕАН, повторим, приходится обозначать некую активность в вопросе, столь значимом для “международного сообщества”.

Опять же “жёсткой” позиции относительно непокорного участника Ассоциации придерживаются далеко не все её члены. Упоминаются только Малайзия, Индонезия, Филиппины, Сингапур. Но и эта их позиция сопровождается некоторыми (почти извинительными) оговорками, а также отсылками к неким документам, принятым в конце апреля с.г. на состоявшемся в Джакарте специальном саммите АСЕАН. Положения данных документов, касающиеся ситуации в Мьянме, якобы, были проигнорированы руководством последней.

Накануне упомянутых выше саммитов с участием АСЕАН руководитель МИД Малайзии  С. Абдулла напомнил об изначально “почти священном” принципе невмешательства в дела стран-членов АСЕАН. Сославшись при этом на складывающуюся ситуацию в Мьянме, он отметил, что Ассоциации “возможно, действительно стоит заняться некоторым самоанализом”. Похоже, однако, что мьянмские генералы и на это (едва различимое) “фе” со стороны коллег по АСЕАН не обратят внимания.

Вновь подчеркнём, что в борьбе за влияние на страны ЮВА оба главных мировых игрока стремятся в каждом подходящем случае (касается это AUKUS или ситуации в Мьянме) показать себя в выгодном свете. Для этого, в частности, используются площадки “АСЕАН+”.

Так, в ходе саммита в формате “АСЕАН+КНР”, состоявшегося 26 октября, китайский премьер-министр Ли Кэцян особо остановился на расширении экономической кооперации со странами региона, для которых, напомним, Китай является главным торговым партнёром. Уделил китайский премьер должное внимание и переговорам (продолжающимся уже 20 лет) на тему заключения так называемого “Кодекса поведения в Южно-Китайском море”, а также ситуации в Мьянме. Достаточно отчётливо прозвучало предложение по оказанию посреднических услуг между “оказавшейся в состоянии турбулентности” Мьянмой и всеми другими странами-членами АСЕАН.

И здесь представляется уместным в очередной раз обозначить авторскую позицию относительно ключевой внешнеполитической концепции нынешнего китайского руководства, которую принято обозначать мемом “Сообщество единой судьбы”. Её главная особенность заключается в том, что она носит глобальный характер и предполагает участие в реализации всех без исключения (включая нынешних оппонентов) стран мира. В основе политики Пекина по отношению к странам-членам АСЕАН лежит именно эта концепция.

Она теряет всякий смысл при разделении мирового политического пространства на зоны влияния в рамках (гипотетической) “новой Ялты”. Между тем всё похоже на провокационный вброс с учётом настроений (или просто комплексов) на территории адресата. Данная акция вполне вписывается в игру, которую сегодня ведёт Вашингтон в отношениях с обоими главными оппонентами, то есть с Москвой и Пекином.

Отметим ещё раз неприемлемость для последнего (то есть одного из трёх предполагаемых участников гипотетической “Ялты-2”) перспективы очередного разделения мира “на зоны влияния”. Что в очередной раз было подтверждено в обзоре МИД страны по случаю 50-летия её пребывания в ООН.

Данное (повторим, вполне понятное) отношение к концепции “Ялты-2” со стороны основного внешнеполитического партнёра РФ следовало бы учитывать нынешним её сторонникам. Кстати, и феномен “Ялты-1” полностью определялся, что называется, “спецификой момента”.

В условиях пресловутой “радикальной трансформации мироустройства” бдить надо с особым усердием, стараясь обходить разного рода аппетитные наживки, не сильно полагаясь на те или иные (“гиперзвуковые”) достижения. Хотя делать это становится всё более трудно.

Что, в частности, демонстрируется в процессе функционирования Ассоциации, объединяющей страны ключевого ныне региона Юго-Восточной Азии.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

11.11.2021