Владимир Терехов

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЯПОНИИ УСЛОЖНЯЕТСЯ

Не сбываются надежды руководства правящей в Японии Либерально-демократической партии на благополучный выход из периода внутриполитической турбулентности, в которую страна начала постепенно погружаться с весны прошлого года. Напомним, что 16 сентября 2020 г. парламентом Японии на посту премьер-министра был утверждён Ёсихидэ Суга, который заменил Синдзо Абэ, ушедшего в отставку за год до завершения третьего подряд срока пребывания на высшей государственной должности страны.

До этого в течение года (2006-2007 гг.) С. Абэ уже возглавлял японское правительство. Собственно, с него тогда начался предыдущий период политических пертурбаций, когда в Вашингтоне не успевали запомнить лицо очередного премьер-министра ключевого азиатского союзника. С его же (С. Абэ) возвращением в 2012 г. на пост главы ЛДП этот период завершился и на 8 лет во внутриполитической жизни Японии установились (относительные) спокойствие и предсказуемость.

В НВО ранее обсуждались основные причины вползания Японии с весны прошлого года в очередной период внутриполитической турбулентности. Приведшей, в частности, к досрочной отставке С. Абэ – едва ли не самого значимого политика Японии за последние 150 лет.

По нынешнему же премьер-министру (и ЛДП в целом) вполне различимый “звонок” прозвучал 23 апреля, когда стали известны итоги повторных выборов на два места верхней и одно нижней палат парламента страны. Все три завоевали представители блока оппозиционных сил, сформированного весной прошлого года Конституционно-демократической партией, возглавляемой опытным политиком лево-центристского толка Юкио Эдано.

То есть вырисовывается вполне реальная перспектива поражения ЛДП (с середины 50-х годов прошлого века почти непрерывно руководившей страной) на предстоящих в октябре очередных всеобщих выборах. И нанести его может КДП, то есть наследница Демократической партии, уже побеждавшая ту же ЛДП на выборах 2009 г. Одним из ведущих функционеров ДП тогда был как раз Ю. Эдано.

Комментаторы факта поражения ЛДП на выборах 23 апреля с.г. указывают на те же причины, которые осенью 2020 г. привели к отставке С. Абэ. Из них главная связана с попытками совместить необходимость ограничительных мер в борьбе с ускоряющимся распространением среди населения числа инфицированных SARS-CoV-2 (с возрастанием среди них доли заражённых новыми, опасными штаммами) и проведение в Токио очередных летних Олимпийских игр. Уже откладывавшихся на год.

Неясно, например, как быть с тем фактом, что, по последним оценкам, на Олимпиаду приедут прядка 40% не вакцинированных членов команд. Уже сегодня подготовка и формат будущих соревнований приобретают трагикомические черты и просто сумасшедшего дома.

Отмена нынешних летних Олимпийских игр оказалось бы единственно разумным решением. В его пользу уже давно выступает японский народ. Но на это не решился Ё. Суга.

Среди прочих, “унаследованных” нынешним премьером проблем, укажем на ту, которая привела к решению (получившему шумный международный резонанс) слить в океан воду, использованную в целях охлаждения повреждённых реакторов АЭС “Фукусима-1”. Утверждается, что вода “почти очищается” перед тем как оказаться в специальных цистернах. Которые к настоящему времени полностью заполнены.

О неизбежности её слива говорилось ещё несколько лет назад, поскольку нужны пустые ёмкости для принятия новых порций “очищенной” воды. Почти наверняка намеченный слив не будет исключительным актом, ибо охлаждать зону расплавленного ядерного топлива нужно непрерывно вплоть до его изъятия из реакторов с последующей (некой) нейтрализацией. Чтобы не случилось нечто похожего на Хиросиму, но “сработанную” в мирное время и собственными руками.

Здесь представляется уместным поговорить о предметах самого общего плана. Даже с позиций требований модной сегодня “зелёной экономики”, АЭС хороши всем, кроме одного – нельзя допускать, чтобы они серьёзно ломались. Впрочем, почти то же можно сказать и о прочих не менее “зелёных” ЭС. Например, о гидравлических, работа которых обеспечивается водохранилищами с десятками кубических километров накопленной воды. А ниже подпорной плотины, как правило, проживают миллионы (иногда десятки и даже сотни миллионов) людей.

Жизнь вообще опасна и далеко не всё зависит от пришедшего в неё человека. Смена правительства Японии никак не влияет на тот факт, что в районе восточного побережья страны одна тектоническая плита тысячелетиями подъезжает под другую, провоцируя катастрофические землетрясения. Одно из них 11 марта 2011 г. вызвало цунами, разрушившее АЭС “Фукусима-1”.

В тоже время и “электорат” с его претензиями к правящим “элитам” нельзя считать полным идиотом. Разного рода неприятности государственной значимости надо изучать и заранее к ним готовиться. С этой целью тот же “электорат” и выбирает “элиту”, выделяя ресурсы на её функционирование.

Однако принципиальные нюансы (как раз и являющиеся предметом политической борьбы) возникают, когда приходится отвечать на вопрос, “как” реагировать на то, что сегодня обозначается термином “вызовы” естественно-природного и искусственно-политического планов. Периодически проводимый выборный процесс призван давать оценку правильности принятого ответа на этот и связанный с ним другой вопрос, а именно: молодцом или совсем наоборот является действующая “элита”.

При том, что далеко не всегда подобная её оценка является справедливой. Впрочем, сама категория “справедливости” носит каучукувый характер. В реальной политике гораздо важнее то, что обозначается категорией “успех”. Которая тоже достаточно размыта, но её хотя бы можно попытаться измерить. Например, свидетельством успеха во внутриполитическом плане можно считать победу над политическим конкурентом в ходе всё того же выборного процесса.

Но ещё задолго до него настроение “электората” подвергается тщательному зондированию, по итогам которого принимаются те или иные меры предосторожности, с реализацией которых нельзя особо затягивать.

К осени прошлого года у руководства правящей в Японии ЛДП сложилось впечатление, что всё, далее затягивать с болезненной “хирургией без наркоза” нельзя. В надежде нейтрализовать нарастающее среди населения раздражение от отсутствия позитива в борьбе с коронавирусной пандемией, было решено заменить “засидевшегося в премьерском кресле” С. Абэ. У которого к тому времени вдруг обострился “язвенный колит”, требующий неотложного лечения.

Но выясняется, что не заладилось и у относительно “свежего лица” в том же кресле. В основном, повторим, в силу воздействия “унаследованных” причин.

Хотя нельзя не признать, что опытный аппаратный чиновник-управленец, выполнявший до назначения на премьерский пост роль надёжной опоры С. Абэ, Ё. Суга не проявил себя в качестве решительного политика. Что совершенно необходимо в период жёсткого вызова, каковым оказалось всё сопутствующее пандемии SARS-CoV-2. Согласимся, впрочем, и с тем, что подобного рода (тоже “решительные”) выводы легко делать, наблюдая “со стороны” за политическими боями.

Как бы то ни было, но на политическом горизонте Японии обозначилась (опять “вдруг”) фигура всё того же С. Абэ. Пока на весьма скромных позициях советника неких групп по (политическим) интересам, из которых на самом деле состоит как парламентская фракция, так и сама ЛДП.

То есть похоже на то, что от обострившегося осенью прошлого года “язвенного колита” С. Абэ придётся срочно “излечиться”. Впрочем, в конце апреля он сам заявил, что начал потреблять в последнее время какие-то особо целительные таблетки и, что называется, как рукой сняло.

Хотя, скорее всего, общеукрепляющую роль в данном случае сыграли собственные (видимо, не утраченные окончательно) надежды С. Абэ вернуться в большую политику. Кстати, к моменту осенних выборов ему исполнится каких-то 67 лет.

Указанные надежды, похоже, начинают совпадать с видением руководством ЛДП ближайшего будущего своей партии. У которого, как и девять лет назад, вряд ли остаётся что-то иное, кроме как вновь попытается вытащить из политического рукава всё тот же козырь в лице С. Абэ. Очень может быть, что на фоне обостряющихся проблем “электорат” забудет все претензии, которые предъявлял ему лишь годом ранее.

Но если окажется, что осенью к власти всё же придёт оппозиция во главе с Ю. Эдано, то во внешней политике одного из основных участников “Большой мировой игры” могут появиться нюансы. Вряд ли принципиальные, но заслуживающие внимания.

Во всяком случае говорить об этом позволяет предыдущий период (2009-2012 гг.) нахождения Ю. Эдано во властных структурах Японии.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

13.05.2021