Валерий Куликов

ЯПОНИЯ НА СТРАЖЕ СВОИХ РУБЕЖЕЙ

Хотя уже прошло 75 лет после окончания Второй мировой войны, закрепившей в серии международных актов территориальные разграничения в различных регионах мира, территориальный вопрос политиками ряда стран продолжает активно использоваться и сегодня для поддержания военной напряженности, оправдания роста военных расходов, усиления националистических взглядов, которые только углубляют пропасти в отношениях между рядом стран.

Характерным примером этому является политика Японии последних десятилетий, где правящая элита страны, разжигая территориальные претензии и национализм, пытается укрепить свою власть. Так, сегодня Япония активизировала свои действия в отстаивании территориальных претензий с Россией в отношении ряда островов Курильской гряды, с Южной Кореей — островов Лианкур (кор. — Токто, яп. — Такэсима), камнем преткновения японско-китайских отношений является самый южный и стратегически важный остров Окинотори и острова Сенкаку в Восточно-Китайском море. К ним добавились также претензии Японии на территориальный суверенитет над частью Антарктики, находящейся между сектором Росса и Фолклендским сектором.

Выдвигая упомянутые претензии, Япония претендует на нефтегазовый потенциал всех этих островов и на контроль за транспортно-экономическими связями России, Китая, КНДР и Южной Кореи в Тихоокеанском бассейне.

Однако, уже которое десятилетие в Японии не вспоминают об отторжении от неё Соединенными Штатами свыше 600 островов на Тихом океане! После 1945 г. Япония была лишена Марианских, Маршалловых, Каролинских островов и островов Палау (в западной и центральной частях Тихого океана), переданных ей в 1919 г. Лигой наций. А их общая площадь составляет почти половину территории всего тихоокеанского бассейна (!). Кому же они достались? – США, с 1947 года. От ООН Соединенные Штаты их получили в качестве «подопечной» территории, а с 1986 года они объявлены Вашингтоном так называемыми «Федеративными Штатами Микронезии». Ни власти, ни националистические круги Японии не вспоминают об этой, куда более весомой потере. Оно и понятно: военно-политический союз Японии с США с 1950-х годов, да и многочисленные американские военные базы в Японии исключают японские притязания на эти острова. Тем более, что США поддерживают претензии Токио на российские, китайские и корейские территории. Поэтому «переживания» Японии по поводу «отторгнутых» территорий – сугубо конъюнктурная политика, адресованная многим странам, но не Соединенным Штатам…

Для усиления силового фактора в своих территориальных претензиях Япония в последние годы активно занимается укреплением национального Министерства обороны и своей армии. А через них – укреплением обороноспособности на рубежах отдаленных островов.

В результате сегодня Япония имеет «территориальные проблемы» не только с Россией, но и со всеми соседними государствами. Так, с решительными протестами против включения японских притязаний на находящиеся под управлением Сеула островов Токто в японские правительственные «Белые книги» по вопросам внешней политике и обороны, а также в школьные учебники, выступает правительство Республики Корея. Достаточно напряженная обстановка сохраняется и в районе удерживаемых Японией островов Дяоюйдао (Сэнкаку), на которые претендует КНР, ссылаясь на исторические документы и факты.

Нагнетание ажиотажа вокруг территориальных претензий к соседним государствам отнюдь не объединяет, а разделяет народы, сеет между ними рознь, да и чревато конфронтацией, в том числе военной.

В прошлом веке Россия уже воевала с Японией из-за ее территориальных притязаний пять раз: Русско-японская война, интервенция Японии на Дальнем Востоке, войны за озеро Хасан, Халхин-Гол и Вторая мировая война. Все эти военные авантюры Японии окончились полным поражением Токио. Сегодня, при покровительстве США, Япония продолжает наращивание своего военного потенциала в этом регионе, пытаясь маскировать такие свои действия. Тем не менее, в нынешнем мире с его развитой космической системой наблюдения, радиоразведкой, да и просто из-за элементарной утечки информации через мобильные телефоны, что-либо подобное весьма трудно скрыть.

Так, с апреля 2019 года японские подлодки весьма часто стали обнаруживать у российской Камчатки, чего ранее никогда не было. Хотя никто ранее не считал Японию авианосной державой, тем не менее, ей удалось, не афишируя и тщательно скрывая от общественного мнения и массового сознания, создать целую флотилию из нескольких собственных авианосцев: «Изумо», «Каги», «Хиюги» и «Исе», которые вполне могут нести не только по 20 самолетов и нужное количество вертолетов, но и разместить после небольшой переделки палуб 40 недавно заказанных в США «вертикальных» F-35B.

После поражения во Второй мировой войне новая Япония была вынуждена отказаться от любой разработки ядерного оружия. Хотя официальных сведений о наличии у Японии ядерного оружия, являющегося отличающимся признаком по-настоящему сильной военной машины, нет, тем не менее, по заключению многих специалистов, этой стране нужно не более одного года для его создания. Тем более, что необходимый для этого научно-технический потенциал у Японии сегодня есть, как и значительное количество расщепляющегося радиоактивного материала. Так, по сообщению китайского интернет-портала «Sohu», Токио обладает запасом уже переработанного ядерного сырья на 6000 ядерных устройств, несколько лет Япония скрывала это и от союзников из США, и от других стран. При этом необходимо отметить, что такое количество — это уровень России и США, имеющих, по подсчетам компетентных экспертов, 7000 и 6800 таковых соответственно, у Франции их 300, у Китая — 270, у Северной Кореи, по разным подсчетам, от 10 до 60. При этом портал “Sohu” также указывает, что Токио несколько лет в рамках своей ядерной энергетики обогащал и перерабатывал сырье до уровня, позволяющего создавать оружие. И хотя конкретных объемов в китайском разоблачительном материале не называется, но речь идет о нескольких десятках тонн минимум. Что же касается средств доставки ядерного оружия, то нельзя забывать, что Япония – ведущая космическая держава, ее космический аппарат садился на астероид и доставил вещество оттуда на Землю, а ракеты-носители отличаются исключительной надежностью.

Так что, научно-технический потенциал и уже накопленные Японией запасы плутония вполне позволяют ей скрытно производить, обслуживать, хранить, моделировать испытания на суперкомпьютерах ядерного оружия и только при наступлении политической необходимости произвести испытательный взрыв. Кроме того нельзя забывать, что еще во время Второй мировой войны Япония, как и гитлеровская Германия, уже пыталась создать собственное ядерное оружие.

А пока, Токио в своих территориальных притязаниях использует другое оружие – национализм собственного населения и историческую память, в том числе и информационные кампании о якобы коренном японском населении, которое «веками жило на близлежащих и занятых сегодня другими странами территориях».

В отношении притязаний на российские территории, в частности, используется тезис о «коренном населении айнов», При этом, японским правительством так и не выполняются уже озвученные претензии активистов-айнов: приведение национального законодательства об айнах в полное соответствие с положениями профильной конвенции ООН, немедленное предоставление нацменьшинству права на продолжение традиционного рыбного промысла без ограничений и т.п. В ответ японские власти лишь ограничиваются полумерами: в ходе последнего заседания нижней палаты парламента по образованию, науке, технике культуре и спорту, парламентариям был представлен новый руководитель Центра по изучению айнов и других коренных народов университета Хоккайдо – Х.Като (выпускник факультета русского языка и литературы университета Саппоро, затем переключился на изучение археологии). Поэтому, даже открытие в хоккайдском поселке Сираои крупнейшего в стране «Центра этнической гармонии», оппозиционными силами самой Японии преподносится как попытка конъюнктурной эксплуатации администрацией Абэ культурно-исторического наследия айнов.

Южные Курилы в Токио нарочито называют «северными территориями» и под любым предлогом не желают согласиться с решением международного военного трибунала 1948 года. Однако, ярым проповедникам такой политики в Японии не следует забывать, что столь активная эксплуатация ими вопроса «северных территорий» может вызвать появление и у России «вопроса южных территорий». Ведь именно российская империя взяла айнов под свое покровительство и по договору 1855 года не отказалась от этого. Коренные жители Южных Курил были еще и коренными жителями северного Хоккайдо, а сегодня они продолжают проживать на этом острове, входящем в состав Японии. Поэтому у России также есть все основания вновь, как и двести лет назад, взять их под свою защиту и предъявить права на Хоккайдо.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник - Новое восточное обозрение

16.08.2020