Лоскутов И.Г.

БОРОДИН ИВАН ПАРФЕНЬЕВИЧ

. . .

Иван Парфеньевич Бородин прожил большую насыщенную жизнь. Свой талант ученого, знания, трудолюбие он отдал миру растений - познанию их многообразия, строения, процессов жизнедеятельности.

Иван Парфеньевич Бородин родился 30 января 1847 года в дворянской семье в имении близ Новгорода и до 12 лет обучался и воспитывался дома. В 1864 г. он поступает в С-Петербургский Университет, где проявил себя усидчивым и вдумчивым студентом. Его заметили преподаватели. А.Н. Бекетов и А.С. Фаминцын поддержали интерес юноши к ботанике.

Под руководством этих профессоров И.П. Бородин не только получил фактические знания о растениях, их строении, разнообразии, процессах жизнедеятельности, но главное – проникся эволюционным подходом к растению, сознанием необходимости изучения формы и функции растения в связи с условиями среды.

В 1869 г. он окончил С-Петербургкий университет с дипломом в степени кандидата. В начале 1869 года И.П. Бородин был избран преподавателем ботаники в Земледельческом институте в Лесном. В Земледельческом институте Иван Парфеньевич проработал 37 лет; сформировался как талантливый педагог и одаренный исследователь.

Годы в Лесном, были самыми продуктивными в его научной и преподавательской деятельности. Здесь им были созданы главные научные труды, подготовлены и опубликованы учебники, обучены сотни студентов. С Лесным институтом был связан научный и социальный рост И.П. Бородина. В этом учебном заведении он прошел все ступени служебной карьеры. Первая ученая степень, магистр ботаники, были присуждена ему в 1876 году.

Большое значение И.П. Бородин придавал определению растений, изучению их морфологии не только в природе, в период вегетации, но и зимой, на практических занятиях, в лабораторных условиях. Разработанная им система преподавания ботаники для лесоводов, включавшая практические занятия по определению растений в зимний период года, носила новаторский характер.

Лекции и практические занятия И.П. Бородина сопровождались демонстрациями наглядных пособий. Этой цели служили таблицы, рисунки, атласы, фотограммы, модели цветов. Следует отметить, что Иван Парфеньевич творчески относился к учебному процессу, тщательно продумывал все детали лекционного материала и его иллюстративного сопровождения. В 1880 г. он был утвержден в звании профессора.

Работая в Кабинете ботаники И. П. Бородиным были накоплены знания по систематике растений и флористике, приобретены навыки создания гербария, его хранения, одним словом, создана стартовая площадка для следующего ответственного этапа его деятельности в Ботаническом музее Академии наук.

В 1884 г. вышли в свет «Конспект практических занятий по систематике растений» и «Курс ботаники», оказавшие значительное влияние на формирование ботанических знаний будущих лесоводов.

В 1885 г. силами студентов было осуществлено литографированное издание «Лекций по дендрологии», прочитанных Бородиным в 1884-1885 гг. Спустя шесть лет, в 1891 г., студенты Лесного института держали в руках печатное, типографское издание «Курса дендрологии». «Курс дендрологии», как и «Краткий очерк микологии», опубликованный в 1897 г., пользовались несомненным успехом у студентов Лесного института.

Еще большим признанием в студенческих кругах и даже намного шире, пользовались другие учебники И.П. Бородина. Речь идет о знаменитых в ту эпоху его книгах «Кратком учебнике ботаники» и «Курсе анатомии растений». Работа над их созданием, публикацией и последующими переизданиями стала неотъемлемой частью жизни Ивана Парфеньевича в Лесном. Последнее, 16-е, издание «Краткого учебника ботаники» стало посмертным. Оно увидело свет после кончины Ивана Парфеньевича, в 1931 г. Столь же большой успех имел и другой его учебник «Курс анатомии растений». Его первое издание относилось к 1888 г. Учебник выдержал пять изданий – 1888, 1900, 1904, 1910, 1938 гг. Четыре издания вышли при жизни автора.

Руководство Лесного института высоко ценило работу И.П. Бородина, неоднократно предлагало ему должность директора института. Ученый всякий раз отказывался. Однако, понимая задачи института, взвешивая свои возможности и желая принести пользу в организации учебного процесса, Иван Парфеньевич пошел на уступки администрации. С 1891 г. по 1899 г. он занимал должность помощника директора по учебной части.

Плодотворная, разносторонняя деятельность И.П. Бородина в Лесном институте, новизна его экспериментальных данных, оригинальность и остроумие созданных им методов, богатство идей, фактологическая база выводов привлекали внимание научной общественности России и в 1886 г., Новороссийский университет по совокупности трудов присудил ему ученую степень доктора ботаники – honoris causa.

В декабре 1887 г. И.П. Бородин был избран членом-корреспондентом по разряду биологических наук (ботаника) Физико-математического отделения Имперской академии наук.

И.П. Бородин участвовал в становлении и развитии эволюционного направления в физиологии и анатомии растений. Он осуществлял эту работу по нескольким каналам: на основе сравнительных физиологических и анатомических исследований растительных организмов разного уровня филогенетического развития, через выявление приспособительного значения структур и функций растения, через осмысление учения Ч. Дарвина, через распространение в среде биологов законов Г. Менделя и изучение закономерностей наследственности. Существенное значение здесь имел также проведенный И.П. Бородиным анализ данных о приспособлениях растений к перекрестному опылению.

В 1894 г. исполнилось 25 лет профессорской деятельности И.П. Бородина в Лесном и он стал заслуженным профессором. Приветственные адреса отразили отношение к нему студенчства, свидетельствовали о доброй памяти бывших питомцев Лесного, высветили главные достоинства его педагогического мастерства, нацеленного на формирование интереса к миру растений.

Занимаясь фундаментальными вопросами физиологии растений, И.П. Бородин уделял внимание ее практическим аспектам и шире – прикладной ботанике, проводил в ботаническую науку идею о необходимости изучения сортового разнообразия культурных растений России. Эта составляющая его деятельности находила поддержку у современников. В приветственном письме сотрудников Бюро по прикладной ботанике по случаю 50-летия научной деятельности Бородина содержатся следующие слова: «Вы известны всему просвещенному миру, но Вы особенно дороги нам и как наш учитель и как бывший заведующий нашего Бюро, заложивший прочную основу для его развития». Среди подписавшихся имена А.И. Мальцева, Р.Э. Регеля, К.А. Фляксберга и др.

И.П. Бородин c 1899 года становится заведующим Бюро по прикладной ботанике. По его почину в Бюро были начаты первые научные исследования в направлении прикладной ботаники. Они расширились, когда в 1900 г. в помощь себе, как заведующему, на работу в Бюро Бородин пригласил Р.Э. Регеля.

В круг его обязанностей первоначально входили лишь занятия в справочном отделе. Позднее Бородин предложил Регелю, имевшему ранее большой опыт в области развития садоводства, начать изучение возделываемых в России форм ячменя. Выбор этой культуры Бородин мотивировал значительным разнообразием ее форм и финансовыми возможностями Бюро.

По всей России по его инициативе были разосланы запросы – просьбы о высылке в Петербург местных сортов ячменя.

Уже в 1901 г. в Бюро, размещенном тогда на кафедре ботаники Лесного института, поступило 302 образца ячменя, этой одной из древнейших злаковых культур.

Так Бородин дал старт изучению сельскохозяйственных возделываемых растений в России.

Иван Парфеньевич одним из первых поставил глобальную проблему современности - охрану окружающей среды. Для этого в 1896 г. им была создана станция на берегу Бологовского озера. Выгодное географическое положение Бологовской биологической станции, между Петербургом и Москвой, доступность для изучения не только Бологовского озера, но и других природных объектов, сделали ее популярным местом для проведения природоохранных научных исследований.

Одна из главных ролей принадлежит Ивану Парфеньевичу в создании в 1912 г. Постоянной природоохранительной комиссии при Русском географическом обществе. Председателем комиссии был назначен почетный член общества, бывший министр земледелия и государственных имуществ, академик СПб Имп. АН А.С. Ермолов, товарищем председателя – И.П. Бородин.

В апреле 1902 г. общее собрание Академии наук избрало И.П. Бородина ординарным академиком по ботанике.

С 1902 года И.П. Бородин приступил к управлению Ботаническим музеем Академии наук и, в частности, к разработке «Флоры Сибири». Он разработал программу действий, общий план мероприятий по сбору и обработке растений Сибири.

В 1915 г. И.П. Бородин принял непосредственное участие в основании Русского ботанического общества, которое было образовано на съезде представителей русских ботанических учреждений, где он выступил с докладом. Съезд выразил глубокую благодарность Императорской академии наук за созыв этого съезда и просил Академию принять, учреждаемое им Русское ботаническое общество под свое высокое покровительство.

В сентябре 1916 г. Русское ботаническое общество получило разрешение от Петроградского градоначальника на издание «Журнала Русского ботанического общества». В состав редакционного комитета «Журнала Русского ботанического общества» (ныне «Ботанический журнал») вошли крупнейшие ботаники того времени Н.А. Буш, В.Л. Комаров, С.П. Костычев, В.Н. Сукачев. Журнал возглавил И.П. Бородин.

С 7 октября 1917 г. И.П. Бородин становится вице-президентом Академии наук с исполнением этих обязанностей сроком на один год.

В 1918 г. И.П. Бородин находился в центре всех обсуждений, всех организационных дел в Академии наук того периода. Он входил в состав Комиссии по разработке проекта реорганизации Академии в сторону усиления демократизации ее Устава и расширения научной деятельности.

Разделяя стремление российских ботаников исследовать растительность тропических стран, И.П. Бородин в 1919 г. просил Академию наук образовать Постоянную комиссию по изучению тропических стран. Он возглавил эту комиссию и принял участие в создании знаменитого Батумского ботанического сада.

В 1918 году после кончины А.С. Фаминцына И.П. Бородин возглавил Бюро по международной библиографии при Академии наук. Он успешно продолжал занятия библиографией.

В ноябре 1923 г. он был избран почетным членом Отдела прикладной ботаники и селекции Государственного института опытной агрономии (ГИОА). Ученый совет Отдела просил академика принять участие в его работе, оказывать консультативную помощь. Это был акт уважения и признания больших заслуг Ивана Парфеньевича.

И.П. Бородин в 1923 г. участвовал в рассмотрении дел, связанных с обращением инициативного комитета в Риме под председательством профессора Пиротта по организации Международного института сельскохозяйственной экологии. И.П. Бородин был представителем Академии наук в Совете заведующих отделами ГИОА. Он принял участие в проведении памятных и юбилейных мероприятий. Он откликнулся на просьбу Н.И. Вавилова сказать прощальное слово, выступить на заседании, посвященном памяти Р.Э. Регеля.

30 января 1927 г. в Ботаническом музее было устроено чаепитие в честь 80-летия И.П. Бородина. В этом же году Русское ботаническое общество выпустило в свет сборник, посвященный академику. Видные ботаники того времени обозначили свое внимание написанием статей по темам своих исследований. Это были новейшие данные в альгологии, анатомии и физиологии растений, систематике, микологии, генетике, цитологии. Это были лучшие юбилейные подарки академику.

Идеи И. П. Бородина, его труды были близки и специалистам в области прикладной ботаники. Ведь это он был одним из инициаторов нового направления – всестороннего изучения культурных растений. В дни юбилея они также отдали дань его заслугам. ХХ том (1929) «Трудов по прикладной ботанике, генетике и селекции был посвящен И.П. Бородину.

На 84 году жизни академик И.П. Бородин умер 5 марта 1930 г. Гражданская панихида состоялась в Большом конференц-зале академии наук СССР.

Иван Парфеньевич Бородин прожил большую насыщенную жизнь. Свой талант ученого, знания, трудолюбие он отдал миру растений - познанию их многообразия, строения, процессов жизнедеятельности. Он исследовал и обучал. Две взаимосвязанные сферы деятельности. В его исследовательском, педагогическом, научно-организационном пути была своя, последовательность событий, обусловленных как внешними обстоятельствами, так и свойствами личности. Он оказал влияние на современных ему ботаников, многим определил выбор научной тематики, в ряде случаев помог в трудных обстоятельствах их научной деятельности и жизни.

. . .

По информации - Труды отделения сельскохозяйственных наук ПАНИ, вып. 3, 2010, с. 155-176. - Ученые – первые директора ВИРа. - ГНЦ РФ ВНИИР им. Н. И. Вавилова, С-Петербург