А. Домбровский

ЧТО ДАЛ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА ЛЕНИН?

Рассказать о Ленине как философе - это значит написать огромную книгу, да и не одну. Вот уже более полувека его нет с нами, а философы продолжают находить в его работах всё новые и новые идеи, поразительно созвучные нашему времени. Попробуем наметить здесь лишь несколько главных вопросов.

Пожалуй, нужно начать с того, что Ленин блистательно, гениально развил основной замысел философии марксизма - превращение этой философии в теорию революционного действия широких масс трудящихся. Он показал, что для успеха пролетарской революции необходимо соединить социализм с рабочим движением. Иначе говоря, нужно объяснить массе рабочих, почему она страдает при капитализме, какими должны быть подлинные цели её борьбы и какими средствами можно достичь этих целей. Это и был единственно возможный путь превращения теории научного социализма в реальную программу борьбы рабочего класса и всех трудящихся за лучшее будущее.

Но каким образом осуществить это соединение социализма с рабочим движением? Владимир Ильич ответил: для такого соединения необходима особая организация революционеров - пролетарская партия, которая кладёт в основу всей своей деятельности принципы научного социализма, становится во главе борьбы рабочего класса, привлекает к этой борьбе союзников пролетариата, ведёт трудящихся к победе социалистической революции и затем руководит построением коммунистического общества.

Ещё Маркс сформулировал идею о том, что философия должна служить орудием преобразования мира. После создания Лениным учения о партии эта идея стала реальной: ведь какой бы хорошей ни была сама по себе теория, ей ещё надо проложить путь к умам и сердцам тех, кто будет осуществлять это преобразование мира. Пролетарская партия, созданная Лениным, и оказалась той силой, которая позволила решить эту задачу.

Теорию социалистической революции мы называем ленинской, потому что именно Владимир Ильич разработал её основные принципы и руководил её практическим осуществлением в нашей стране. Теория социалистического государства тоже ленинская, потому что Ленин значительно раздвинул вперёд основные положения этой теории, сформулированные Марксом и Энгельсом. И теория империализма носит имя ленинской - она вся, от начала и до конца, разработана им.

Всё, о чём до сих пор шла речь, - это совершенно новые страницы и даже главы марксистского учения, написанные ленинской рукой. Но Ленин внёс также исключительный по своему значению вклад в развитие тех отраслей философского знания, которые можно считать традиционными:

новое определение понятия материя, учение об истине и её видах;

диалектическая теория развития, анализ ступеней познания;

формы союза философии и естествознания, принцип партийности в философии;

учение о практике как основании и критерии истины - вот далеко не полный перечень тех проблем, которые рассматривает В.И. Ленин в "Материализме и эмпириокритицизме", в "Философских тетрадях" и в других своих произведениях, специально посвященных философии.

В ленинском подходе к философским проблемам надо отметить два важных момента. Во-первых, Владимир Ильич с необычайной последовательностью проводит принцип партийности в философии. Он не просто спорит со свими противниками - хотя и это он делает мастерски, - а непременно доводит полемику до выяснения того, почему именно его оппонент занимает ошибочную позицию, чьим классовым интересам соответствует эта позиция. Каждому из вас наверняка придётся ещё подробно изучать ленинские труды по философии, и вы, несомненно, обратите внимание на то, что Ленин почти непрерывно с кем-то полемизирует, очень энергично отстаивая свою точку зрения и стремясь сделать её максимально убедительной.

Во-вторых, философские (и, конечно, не только философские) работы Владимира Ильича отличает глубоко уважительное отношение к философской культуре прошлого. Раскройте "Философские тетради" - на любой странице вы увидите необыкновенно бережное отношение к тому или иному классику философии, стремление прежде всего с максимальной точностью понять самую сложную его мысль. И заметьте, это нисколько не мешает принципиальной критике ошибок любого авторитета. Такая позиция вполне естественна: для Ленина марксизм означает высшую точку развития философской и общественной мысли; с этой вершины должен быть хорошо виден весь пройденный путь, со всеми его успехами и заблуждениями.

Чтобы лучше представить себе характер работы, проделанной В.И. Лениным в философии, давайте рассмотрим один пример. "Материализм и эмпириокритицизм" написан в 1908 году, вскоре после поражения первой русской революции, а посвящен он в значительной своей части положению, которое сложилось в физике на рубеже XIX и XX веков. Откуда такая связь?

Дело в том, что в физике в это время происходил острейший кризис: новые опытные и теоретические данные, связанные прежде всего с открытием радиоактивности и проникновением внутрь атома, решительно подорвали способ мышления, который господствовал в этой науке с зарождения классической механики. Здесь рушились самые привычные и прочные представления.

Например, считалось, что объекты физики сначала должны быть обнаружены в опыте, в эксперименте, а потом уже следует искать математические выражения для их обозначения; теперь жеоказалось, что физические явления могут сначала открываться как следствия из математических уравнений и только потом - к тому же не всегда сразу - находить подтверждение в опыте. Эти и им подобные изменения настолько перекроили мышление учёных, что ситуацию в физике справедливо характеризовали тогда как революционную.

Часть физиков и многие буржуазные философы пришли к выводу, что утверждение новых физических принципов и понятий требует отказа не только от принципов мышления классической физики, но и от основных положений материализма. Модными стали разговоры о том, что "материя исчезла, а остались одни уравнения", значительное влияние получили идеи агностицизма - утверждения о принципиальной непознаваемости мира. Одним словом, кризис в физике породил тогда у многих пессимистические настроения.

Пессимистическими настроениями была проникнута и немалая часть интеллигенции в России, в том числе и партийной. Правда, причиной их пессимизма было поражение революции 1905 года, а не кризис в физике. Но выводы делались примерно такие же, и суть их сводилась к неверию в общественный прогресс, в силу научного знания, в частности в справедливость марксистской теории общественного развития. Даже в партии большевиков некоторые пытались обосновать своё разочарование ссылками на модную тогда философию махизма, которая как раз и выросла из идеалистического толкования кризиса в физике.

Ленин показал, что революция в физике ломает не материализм, а старые, пришедшие в негодность принципы механического мышления, что новая физика не может удовлетвориться старым, в общем-то довольно примитивным материализмом - ей нужен материализм, соединённый с диалектикой. Иначе говоря, революция в физике - это не поражение, а победа материализма, но материализма обновлённого, вобравшего в себя новые важные данные науки. И это обновление осуществил Ленин. Идеи "Материализма и эмпириокритицизма" и в наши дни продолжают играть громадную роль в понимании тех процессов, которые происходят в науке. Можно даже сказать ещё сильнее: сейчас, когда в гигантском организме науки практически беспрерывно происходят революции, значение ленинских идей стало больше, чем прежде: они объясняют смысл и направление этих революций.

В наши дни диалектический и исторический материализм превратился в самую массовую, самую популярную и авторитетную философию. Он составяет теоретическую основу политики всех стран социализма, всех марксистско-ленинских партий. Его систематически изучают многие миллионы людей, и не только в мире социализма, но и в капиталистических странах, в молодых государствах, которые встали на путь самостоятельного развития. И что самое главное, марксистско-ленинская философия основывает свой авторитет на последовательном служении принципам научной объективности и партийности.

Источник - А. Домбровский. Рассказы о философах. М.: Молодая гвардия, 1975

22.04.2018г.