Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 2. ПРИКЛАДНЫЕ АВТОРСКИЕ РАБОТЫ В РАМКАХ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 2.4. СОЦИОКОСМИЗМ

2.4.1. РУССКИЙ ЛАДОМИР

2.4.1.1. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Анализ общественно-государственных систем, известных нам из истории, позволяет выделить две устойчивые базовые социальные системы.

Одна из них - это социальная пирамида. При этом низкочастотные (обездвиженные) фракции (чернь) опускаются вниз, образуя основание. Менеджерский состав занимает промежуточный второй ярус. А хозяева жизни на вершине пирамиды. Всё устойчиво, на то она и пирамида, и не сбалансировано на глобальном уровне. Устойчивость здесь достигается в силу самой конструкции социальной системы. Карабкаются людишки наверх, наступая на головы нижележащих, сваливаются и вот уже топчут их. Железные скрепы технических систем и структуры погонщиков (надзирателей) утрамбовывают кишащую биомассу. Такая система длительно может существовать лишь при отсутствии сильных соседей, в силу неповоротливости, она быстро становится неконкурентоспособной. Вырождение социальной системы СССР к пирамидальной форме и стало одной из основных причин проигрыша СССР в холодной войне.

Другая социальная система, не требующая массового подавления личности граждан, свойственного пирамидальной системе, - это народный круг. Данная система может быть не менее устойчива, но устойчивость здесь динамическая. А это, в силу вовлечённости в движение всего общества и природы, позволяет оперативно отслеживать все изменения и сформировать более справедливое общество, что также является важнейшим фактором устойчивости. Естественная идейная основа народов России как на уровне мечты, так и отдельных проявлений практики наиболее близка именно к данной системе социального устройства.

Социальная организация народного круга наглядно проявляется исторически в вечевом язычестве, соборном православии, достигает своего расцвета в советский период. Бесспорно, что она будет востребована и в будущем, так что остановимся на ней подробнее.

2.4.1.2. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

Название данной главы, которая может рассматриваться и как вполне самостоятельная работа, как нельзя лучше отражает общую идейную основу для построения горизонтальной социальной системы народного круга. Слово "лад" означает гармонию, согласие между людьми. А одно из значений слова "мир", которое ранее писалось через "i", означает общество (общину). Так как речь здесь идёт о русском ладомире, а понятие "русский" имеет значение "светлый", то название можно интерпретировать как "светлое гармоничное общество". Конечно же понятие «русский» здесь используется не в национально-этническом смысле, а в мировоззренческом.

Первостепенное значение для русского народного круга имеет его основа, которой служит территориальная община, в отличие от общины семейной, которую неоднократно пытались нам подсунуть заморские благодетели. Именно территориальная община позволяет соединить в единое целое множество народов России, не уничтожив самобытности ни одного из них.

С этой же фундаментальной основой народного круга связано и такое понятие как Родина, в отличие от Отечества, отражающего властную составляющую государства.

Не вызывает никакого сомнения, что лад в обществе может существовать лишь при отсутствии большого различия в достатке людей, а это в свою очередь возможно лишь при доминировании в экономике общественной (государственной) собственности.

Энергию движения народный круг получает за счёт молодёжи, ежегодно по завершении образования вступающей во взрослую жизнь. Им нужно самоутверждаться, расти, демонстрировать свои успехи. При мудром направлении этой энергии движение народного круга всегда будет стабильным и согласованным с общим природным ритмом, проявленным в культуре и традиции.

Общество в любой исторический период устроено так, что только небольшой процент людей ведёт осознанную общественную жизнь. Этих людей по праву можно назвать разумными от народа. Горизонтальный народный круг позволяет максимально расширить эту активную группу, обеспечив самореализацию многих талантов, что в свою очередь наполняет народный круг жизненной силой и обеспечивает адаптивность общества к изменениям.

2.4.1.3. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

С точки зрения общей методологии в рамках предлагаемой концепции развития русского социокосмизма, под государством понимается совокупность территории страны, общества и власти. Конкретику по возможному устройству государства в современных российских условиях можно найти в книге «Преображение Государства Российского».

Здесь лишь обратим внимание, что для обеспечения горизонтальности общества на общесистемном уровне требуется также и горизонтальное устройство власти, которая состоит из тех, кто определяет смыслы, обеспечивает безопасность, управляет стратегическими монопольными сегментами экономики. Принадлежность к власти определяется не имущественным положением (богатством) и не происхождением, а исключительно самой принадлежностью к системе власти. Глава государства при этом избирается общенародным голосованием из потенциально способных возглавить страну кандидатов, подготовленных властным кругом.

Такая концепция власти не только вполне реализуема в настоящее время, но и имеет историческую преемственность с момента возникновения русского государства.

При всей важности власти и её устройства настоящая работа всё же посвящена обществу и его управлению как со стороны власти, так и непосредственно в виде самоуправления. Нужно хорошо понимать, что для реализации русского ладомира на практике нужны вполне конкретные достойные методы и приёмы социального управления. Рассмотрим в самом общем виде наиболее значимые из них, выделив три, не исключающие друг друга подхода, которые образно можно обозначить как "знание", "сознание", "осознание".

2.4.1.3.1. ЗНАНИЕ

Самым простым и понятным методом социального управления можно считать метод «знание». Самый простой вовсе не значит, что самый эффективный.

Метод «знания» это метод инструкций и руководств. наиболее наглядным его примером могут служить «Правила уличного движения».

В более общем виде правила социального поведения регламентируются законами государства и структурами, обеспечивающими их исполнение. Практика в этой области в России пока не на должном уровне, о чём и напоминает известная пословица: «Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения».

На будущее требуется самый тщательный анализ теории и практики применения законодательства. Здесь видится магистральный путь к его самому радикальному упрощению и согласованию с менталитетом народа. Только в этом случае можно рассчитывать на положительный социальный эффект.

2.4.1.3.2. СОЗНАНИЕ

Гораздо более фундаментальным и надёжным методом социального управления можно считать метод «сознание», то есть дословно «совместное знание». Метод этот в основе своей имеет традицию, отсюда и его фундаментальность.

Основой традиции служит годовой круг смены времён года. Это наиболее явно чувствуется вдали от больших городов, поближе к природе. Традиция неразрывно связана с культурой, ей подчиняется ритм языка. Всё это вместе и создаёт смысловое поле кристаллизации общества.

2.4.1.3.3. ОСОЗНАНИЕ

Наиболее достойный человека метод социального управления образно можно назвать «осознание», то есть не по принуждению и не по привычке, а осмысленно с полным пониманием сути происходящего.

Метод «осознание» хорошо виден по наличию значимой цели, стоящей перед обществом. В этом случае усилия многих, особенно социально активных людей складываются, создавая желанную динамику и устойчивость горизонтального народного круга. Цель эта должна быть с одной стороны достижимой, а с другой уходящей далеко за горизонт.