Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 2. ПРИКЛАДНЫЕ АВТОРСКИЕ РАБОТЫ В РАМКАХ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 2.2. ПОЧВЕННИЧЕСТВО

2.2.1. СВЯЩЕННОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

2.2.1.2 ВОСХОДЯЩИЕ ПОТОКИ БЫТИЯ

Современная наука достигла огромных успехов в описании и использовании материального мира. Ученые и инженеры научились задействовать для своих нужд различные виды энергии, легко и просто оперировать с материалами, разгадали секреты генома и многое чего ещё. Однако, в классической науке в описании общих процессов мироздания всё пока укладывается в законы термодинамики, с их совсем безрадостными выводами энтропии, то есть констатации разложения и хаотизации как конечного результата всех явлений.

С другой стороны давно подмечено и накоплено на данный момент немало сведений о природных явлениях прямо противоположных энтропии, то есть процессах соединения и усложнения. Всё это можно наблюдать от глобального уровня зарождения галактик из пылевых скоплений до явлений микромира. Для адекватного описания всех этих процессов науке ещё предстоит создать соответствующий математический инструментарий, нащупать общие принципы и подходы. Немало сделано уже в этом направлении в рамках такой молодой науки как синергетика (дословно - "совместное действие"). Целостную же теорию описания закономерностей усложнения и самоорганизации мироздания науке ещё предстоит создать.

Наиболее наглядный пример процессов, противоположных энтропии, демонстрирует живая природа во всём многообразии её проявлений. Разум же можно считать её вершиной. На этом уровне процессы усложнения приобретают не только целенаправленность, но и частично становятся осмысленными. Применительно к сфере высшей нервной деятельности в науке даже появился специальный термин - цефализация, то есть закономерное усложнение мозга и его деятельности. Однако, а целом пока все явления живой природы обобщаются теорией эволюции, опирающейся на базовый принцип естественного отбора. Не противореча такому подходу, можно лишь обратить внимание на то, что биосфера земли носит замкнутый характер, а значит имеются обще структурные направляющие (ограничения), которые и могут позволить адекватно описать целенаправленность эволюции.

Отсутствие в науке в настоящее время общего адекватного отражения процессов структуризации и консолидации связано во много ещё и с тем, что данную функцию с древнейших времён выполняла мифология, в том числе и в догматизированной религиозной её форме. При этом функциями творцов окружающей действительности наделялись различные боги. Во многих мифологических системах они наделялись зачастую не только созидательными функциями, но и разрушительными. Совсем иначе дело обстоит в русской мифологической божественной системе, наследующей гиперборейскую линию. В русском языке само слово "бог" выступает синонимом слова "благо", что наиболее точно отражает наблюдаемые явления - чтобы что-то создать и привести в движение нужно приложить целенаправленные усилия, разрушение же и остановка происходят сами собой в силу инерции и старения.

Пожалуй главным атрибутом целостного описания окружающей живой природы в мифологическом мировоззрении многих народов с глубокой древности можно считать Мировое древо, корни которого уходят глубоко в землю, а крона достает небес. Природным его прообразом, как правило, служат деревья-долгожители - дуб, ясень, сосна, кедр. Мировое древо превратилось в дальнейшем в символ генеалогии рода - родословное древо, корнями которого являются предки. Символика Мирового древа широко представлена в заговорах и народных традициях - при строительстве дома, в свадебных обрядах. Напоминанием о нём служит и новогодняя ёлка.

Религиозные мифологические системы на основе монотеизма описывают окружающий мир как результат деятельности одного бога, создавшего всё из ничего и направляющего все происходящие процессы. Такая упрощённая мировоззренческая схема имеет неразрешимые смысловые противоречия и в целом заведомо нацелена на отказ от понимания сути явлений. Широкое же распространение она получила как элемент жреческой технологии социального управления, для хозяев которой сокрытие смыслов бытия от людей есть насущная потребность. Древо жизни в их представлении также получило свою интерпретацию - корни его растут из преисподней (там их истоки), где и спрятано яйцо кощея, а крона вроде как уходит к богу. И как бы не пытались служители единобожия прикрываться нравственными нормами, в основе их представления о мире всё равно будет примитивная бело-чёрная схема, которая в человеческом измерении предстаёт как борьба сил добра и зла, а в более общем виде - процессов созидания и разрушения, без отражения как причинно следственных связей, так и самой сути явлений.

Совершенно другая мифологическая картина предстает перед нами в политеистических мировоззрениях, простейшим из которых выступает как правило двубожие "бог - богиня", отражающее ярко выраженное в природе разделение на мужское и женское начало. Это наглядное представление в виде схемы Отец Небо - Мать Земля лежит и в основе политеизмов народов нашего региона. Отсюда же изначально и представление о Мировом древе, корни которого растут из чрева Матери Земли, а крона восходит к Отцу Небо. Эта понятная конструкция как нельзя лучше отражает восходящие созидающие потоки бытия в живой природе, как результата порождающего поля любви между мужским и женским началом. Наиболее же полная и целостная картина описания восходящих потоков, творящих окружающую действительность разнообразия мира, возникает через пантеон богов и богинь, отвечающих за разные сферы как одухотворённых природных, так и социальных явлений. Однако, нужно иметь ввиду, что далеко не всякое представление на основе многобожия будет лучше примитивного монотеизма, а лишь то, в котором боги и богини отражают созидающие жизнеутверждающие начала. Русское язычество, как наследие глубинных верований нашего региона, полностью этому требованию удовлетворяет, начиная с этимологического смысла самих понятий "бог" и "богиня". Имеет такое политеистическое мировоззрение и ряд других важных достоинств. Во-первых, здесь нет необходимости декларировать, что кто-то создал окружающий мир из ничего, то есть мир существует всегда, постоянно преображаясь. Во-вторых, отпадает потребность в персонификации разрушительного (злого) начала - процессы старения, остановки и хаотизации, как отражение действия инерции и энтропии, возникают в случае отсутствия созидания, точно также как чёрный это не цвет, а лишь отсутствие света.

Как строго логический (научный) метод описания процессов творения и структуризации в окружающем мире, так и образный мифологический подход, удобный для восприятия широкой публики, имеют свои преимущества. Можно даже попытаться создать комплексное научно-мифологическое представление сути явлений, которое задействует всё лучшее обоих подходов. И это в принципе возможно. В целом же можно констатировать, что обозначенные явления созидания и усложнения (восходящие потоки бытия) давно людьми подмечены, сформулировано положительное отношение к ним, вплоть до божественного поклонения. И здесь стоит отметить самое главное - как для отдельного человека, так и человеческого сообщества в целом очень важно научиться так соотносить себя с этими восходящими потоками, заняв верную позицию и расставив паруса духа и смысла, чтобы наполниться ими и открыть благодатные возможности для творчества, здоровья, успехов в деловой и житейской сферах.

Можно также с уверенностью сказать, что тем пунктом, где каждый точно может обнаружить восходящие потоки, выступает его малая родина. И это не обязательно само место рождения, как правило таковым становится то место, где прошло детство, где человек вошёл в мир, осознав себя его частью, или то место, куда вложил значимую часть себя, то есть пророс корнями. Именно здесь бьют чистые ключи детства, здесь на малой родине могилы предков, как напоминание о родовых началах, здесь корни и истоки Древа жизни, как осязаемого проявления восходящих живых потоков бытия.