С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 1. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 1.5. ХОЗЯЙСТВОКОСМИЗМ

1.5.3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ХОЗЯЙСТВОКОСМИЗМА

Важным подспорьем для развития русского хозяйствокосмизма может стать общий принцип, способный выполнить как роль фильтра для вычленения всего положительного предыдущего накопленного опыта, так и синхронизировать усилия многих исследователей и практиков в будущем. Таким принципом может стать принцип сбалансированности.

Что это такое?

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ - ЭТО ТРЕБОВАНИЕ К ОСНОВАМ, ПРИЗВАННЫМ ОБЕСПЕЧИТЬ СТРАТЕГИЧЕСКУЮ ДИНАМИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ.

Хозяйственная деятельность отдельных людей, общественных организаций, государственных учреждений и организаций, частных предприятий самым тесным образом переплетена, да к тому же ещё и постоянно преображается. Изменения связаны не только со сменой поколений и естественным желанием отдельных людей занять более достойное место в обществе, но и с всё более убыстряющимися темпами смены технологических укладов, стремительным развитии науки и техники. В такой ситуации только сбалансированная, взаимосвязанная, адаптивная внутренняя смысловая и организационная основа экономики может позволить достичь общей устойчивости и адекватно реагировать на изменяющуюся действительность, суммируя усилия отдельных людей или групп в общий положительный результат.

Прежде чем рассматривать общие вопросы организации хозяйства и связанные с этим отношения между людьми стоит провести разграничение между политэкономией и экономикой. Это задает соответственно две группы рассматриваемых вопросов. Само такое разграничение позволяет уже многое прояснить и упорядочить. А сам подход отделения экономики как науки от политэкономии можно будет считать одним из важных принципов русского хозяйствокосмизма.

Под политэкономией здесь предлагается понимать всё то, что так или иначе связано с субъективными личными или коллективными предпочтениями, идеологиями и этическими нормами. Всё это неминуемо оказывает влияние и на способы организации самого хозяйства, и особенно на отношения между людьми как в процессе производства общественного продукта, так и его распределения. Таким образом политэкономия, соответствующая духу и методологии русского космизма, лишь одна из многих возможных.

Русскому космизму как собственно и культурной традиции в целом присущ максимализм. При доминировании одномерного мировоззрения это приводит при консервативном подходе к жёсткому навязыванию всем единого хозяйственного уклада и единых рамок отношений, что мы можем наблюдать как во времена крепостного права, так и при административно командной советской системе. Тот же одномерный максимализм при прямо противоположном либеральном подходе ведёт к анархии и к стихийному ничем не ограниченному базару. В первом случае результатом становится застой, а во втором разрушение всего и вся. Однако тот же максимализм при многомерном подходе, предлагаемом в качестве базового методологического принципа, способен привести к совершенно другим результатам, обеспечив необходимую многовариантность в совокупности с целостностью и взаимообусловленностью, что позволяет достичь общего баланса в динамике.

Принцип многомерности позволяет одновременно сосуществовать государственной (причём ещё и разного уровня и формы организации), общественной, частной и личной собственности. Причём такой подход позволяет им находиться не в иерархическом соотношении, а в режиме равнозначимости - для каких-то сфер деятельности и секторов экономики более предпочтительны одни формы, для других иные. При этом важен лишь общий разумный баланс и общая концептуальная основа.

Аналогичная ситуация и с видами деятельности. При многомерности нельзя сказать какой вид деятельности главный, как это наблюдается при административно-командной организации хозяйства (иерархия администраторов) или при монетарно-рыночной экономике (у кого денег больше). То есть деятельности руководителя, рабочего, педагога, врача, спасателя и так далее важны каждая по своему и могут сравниваться лишь в рамках своей профессиональной специализации. Однако такой подход кроме декларации общего принципа требует ещё и подкрепления его механизмом практической реализации в рамках общей текущей экономической модели.

Организации (предприятия) выступают в экономике главными хозяйствующими субъектами. И основное их назначение в рамках русского хозяйствокосмизма - обеспечить работающим возможность заработать на жизнь, производя полезную обществу продукцию или оказывая услуги. При этом прибыль и другие экономические показатели служат лишь критериями эффективности организации хозяйства. Всё это вполне применимо не только для государственных или общественных организаций, но и частных, для которых форма собственности позволяет лишь иметь максимально оперативное управление.

Обозначенный принцип деятельности организаций хорошо согласуется с необходимостью органичного включения хозяйственной деятельности в общий природный биогеоценоз. Только такой подход позволяет выстроить надежный долговременный баланс в рамках "кормящего ландшафта". Многовековой опыт земледелия, животноводства, может дать здесь примеры и для современных решений, использующих весь арсенал возможностей техники и технологий, применимый для всех сфер хозяйствования.

Тот же вопрос, но спроецированный на уровень личного отношения к участию в экономическом процессе, соответствует принципу достаточности. То есть уровень достатка и карьерный рост ценны не сами по себе как критерии смысла деятельности, а лишь как средство обеспечения достойной жизни и реализации замыслов. Для кого-то они могут быть и сферой самореализации, однако это далеко не единственная сфера, а в большинстве случаев и не самая интересная.

Человек проводит значительную часть своей жизни на работе (службе), поэтому вопросы отношения между людьми и трудовая этика в целом имеют весьма важное значение. Реальная жизнь зачастую далека от совершенства, но понимание того, что правильно, а что не очень в народе сложилось основательно. Понятие справедливости здесь наверное одно из важнейших - каждому хочется, чтобы вклад его был оценён по достоинству. И это не только зарплата, но и потенциальная возможность как выбора вида деятельности, так и достижения любого уровня в ней. Имеет оно значение и для предпринимателей как мера ответственности в ведении дел и конечно же в отношениях с властными структурами. Что важно, в русской традиции понятие справедливости распространяется на всех участников взаимоотношений без деления на своих и чужих. Второй значимой гранью трудовой этики можно считать признание заслужившими уважения лишь тех, кто достигает возвышения над другими не за счёт подавления окружающих, а за счет собственного восхождения, да ещё и увлекая при этом вверх окружающих, иначе моментально включается механизм "не высовывайся". В качестве третьего элемента можно отметить необходимость увязки деятельности (вне зависимости от формы организации), вписывания её в общегосударственное пространство смыслов. Только в этом случае может быть достигнута устойчивость. Рассматривая рабочие отношения между людьми, никак нельзя пройти и мимо такого важного понятия как трудовой коллектив, во многом традиция здесь наследует общинные принципы, хороший дружный коллектив не только залог успешной работы, он и наказать может при случае, не вынося сор из избы, да и помочь в трудную минуту. Такая система отношений присуща в том числе и на уровне предпринимателей, которые также существуют в рамках каких-то определенных сообществ. Пятой важнейшей стороной трудовой этики бесспорно являются отношения между начальниками и подчиненными (собственниками и наёмными работниками). Максимально контрастно сформулировать её можно так - возвысился над другими - будь добр взвалить на себя и заботу о них, а также ещё и об общественном благе не забывать.

В русском народном фольклоре имеется такое понятие как доля. Если у человека всё складывается успешно, то говорят, что доля ему выпала хорошая. И следовало бы так выстроить экономические отношения, чтобы обездоленных вокруг не осталось. Слово доля к тому же ещё и многозначное, так что второе его значение во многом подсказывает как этого достичь - каждый человек должен иметь как бы свою долю в общем хозяйстве, а какова она будет, зависит от его способностей и труда.

Формулируя здесь основные политэкономические принципы русского хозяйствокосмизма не ставилась цель дать целостную и взаимоувязанную модель на сегодняшний день. Задача была сформулирована гораздо шире - обозначить общие принципы, используя которые как базис, можно предлагать конкретные схемы для конкретных условий.

Вторым направлением хозяйствокосмизма можно считать собственно максимально конкретную экономику как науку, то есть как совокупность моделей, теорий и практических методов хозяйствования. И если в первой части политэкономия отделяется от экономики, то здесь стоит провести тоже самое, но двигаясь от экономики. Такой подход может позволить сделать экономику точной наукой, опирающейся на объективные закономерности, а не субъективные предпочтения и желания.

Во-первых, необходимо обратить внимание на развитие инструментария экономической науки. Математика давно и основательно вошла в эту область знания, а отдельные её разделы, особенно теория вероятностей, стали широко использоваться во многом благодаря экономики. Имеющийся потенциал математики явно ещё задействован не в полном объёме и требует адаптации под конкретные задачи. С учётом роста потенциала современных компьютеров огромное поле возможностей открывается для развития численных методов как в области моделирования экономических процессов (вплоть до имитационного), так и практического управления, особенно в том, что сейчас называется логистикой. Не стоит забывать и о развитии и использовании такого интересного научного направления как синергетика. Сама этимология названия (совместное действие) указывает на комплексность и динамику как её основу, что может быть весьма востребовано.

Если с оценками и анализом экономических процессов в натуральных показателях (тонны, штуки, кубометры и так далее) в экономической науке дело обстоит в целом вполне пристойно, то всё, что касается финансовой составляющей, выглядит в настоящее время в лучшем случае как искусство, а при более внимательном рассмотрении - цирковое представление. То есть без чёткой формализации данной сферы сделать экономику точной наукой никак не получится. При решении поставленной задачи можно выделить три направления - вопросы денег и их обращения, вопросы ценообразования и вопросы обязательств, включая и рынок ценных бумаг. Трудности в достижении цели здесь связаны не только со спецификой предметной области, но и заинтересованностью определенных сил в преднамеренном запутывании этого вопроса.

На уровне макроэкономики заслуживают внимания методы и модели, позволяющие исследовать и оценивать межотраслевые (внутренние) и внешнеторговые (граничные) балансы. Деньги же в данном случае играют роль лишь единиц учёта, в том числе и учёта дисбалансов. Сами модели должны не только отражать закономерности, но и позволять просчитывать результаты тех или иных решений, которые в большинстве случаев лежат уже в области политэкономии или политики. Характерным примером здесь может быть сельское хозяйство, которое является дотационным во многих странах мира. Модели межотраслевых и граничных балансов могут стать в том числе и основой для разработки целостных моделей экономики на основе эффективного плана национальных счетов.

Русская мысль уже отметилась в исследовании такого вопроса как цикличность экономики. Данная тема требует и дальнейшей проработки. Экономика как на уровне страны, так и предприятия не может расти постоянно, значит будут спады. Подмечены какие-то естественные ритмы колебаний. На всё это накладываются ещё и волны смены технологических укладов. Если цикличность неизбежна, то почему бы её не заложить в основы действующих экономических моделей изначально, максимально учтя естественные ритмы. Само слово гармония несёт в себе смыслы и гармоник, то есть циклов, так что здесь явно есть над чем поработать.

Темпы научно-технического прогресса нарастают год от года. Если ранее человек мог в юности освоить профессию и затем всю жизнь использовать свои навыки, да ещё и детям передать, то сейчас рукотворное окружение меняются несколько раз за жизнь, кардинально меняя окружающую действительность. Ничего хорошего такая гонка не может дать людям, к тому же она совершенно бессмысленно и безоглядно пожирает ресурсы планеты. Зачастую открытия значительно опережают своё время и общество ещё не готово для их использования. Всё это позволяет констатировать - необходимо ограничивать технологическое развитие, а этапы обновления привязывать к естественному ритму смены поколений. Отчасти это практикуется уже и сейчас, когда крупные корпорации сдерживают внедрение новинок, пока не окупятся уже построенные производственные линии. Само принятие таких решений по ограничению внедрения открытий лежит в области политики, но от экономической науки требуется разработка необходимых обоснований и механизмов технологических ритмов.

В советский период был накоплен уникальный теоретический и практический опыт в планировании на уровне страны, отраслей, предприятий. Использовать его непосредственно в многоукладной экономике невозможно, но и потерять нельзя, требуется адаптация к новым условиям. Необходим поиск и новых подходов к прогнозированию и планированию общеструктурных экономических балансов на длительную перспективу с учётом множества недоопределенных параметров.

В заключение хочется сказать - есть все основания надеяться, что в случае использования обозначенных выше принципов функционирования хозяйства и отношений между людьми при его организации, начнёт проявляться в реальности сформулированное Н.А. Заболоцким в следующих строках:

Недаром, совершенствуясь от века,

Разумная природа в свой черёд

Сама себя руками человека

Из векового праха создает.

При этом место отдельного человека и человеческого сообщества в целом оказывается весьма достойными - трезвый взгляд на реальность, осознание своего места в ней, понимание коллективной ответственности за происходящее. Всё это вместе открывает дорогу в будущее.

* * *

Авторским вкладом в развитие данного направления космизма кроме проявления общих характерных принципов и подходов, отражения вклада наиболее ярких и знаковых представителей русской мысли и практики, обозначения возможных путей дальнейшего развития хозяйствокосмизма, можно считать вполне самостоятельную работу - "Теоретические основы натуральной экономики", включённую во вторую часть настоящего трактата.