Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 1. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 1.3. ЧЕЛОВЕКОКОСМИЗМ

1.3.3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКОКОСМИЗМА

Для развития русского человекокосмизма, также как и других направлений космизма, необходим общий принцип, способный стать основой как для обобщения предыдущего положительного накопленного опыта, так и синхронизирующий усилия многих исследователей и практиков на перспективу. Таким принципом может стать - осознание. Что это такое?

ОСОЗНАНИЕ - ЭТО СОСТОЯНИЕ МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, СПОСОБНОГО ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ ОБЪЯТЬ КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ.

Приставка "со-" в русском языке означает "вместе", отсюда "сознание" есть ничто иное как "совместное знание". Обозначенный принцип предполагает спобность выйти за рамки личного опыта и знаний, охватить единым, пусть и поверхностным взглядом коллективный опыт и знания. При этом и может быть достигнуто то, что Н.Ф. Фёдоров сформулировал как главный смысл бытия: "через людей природа осознаёт самоё себя".

В развитии русского человекосмизма можно выделить три больших самостоятельных направления.

Во-первых, за прошедшие века в рамках различных направлений человеческой деятельности накоплены как богатый опыт, так и знания о человеке. Это и наука, и медицина, и педагогика, и практика общественного и государственного управления, и мудрость народной традиции. Но всё это существует в раздробленном, разноголосом виде. Переосмысление и собирание в единое непротиворечивое целое всего уже накопленного через призму взгляда на человека как на микрокосм, являющийся частью и отражением большого космоса, позволит быстро выйти в данной области на качественно новый уровень.

Однако, здесь важно не только обобщить и осмыслить, нужно ещё и найти форму представления полученных результатов, возможно, что эта форма будет во многом обьемно-образной или даже фольклорной. Только в этом случае новый уровень знаний и понимания можно будет разумно ввести в практику, повседневную жизнь и традицию.

В качестве второго самостоятельного направления человекокосмизма можно выделить комплекс вопросов творения самого нового человека. Адаптация к изменяющимся внешним природным условиям, с возможностями быстрой передачи положительного опыта, приводила с глубокой древности к изменениям самого человека. Появление речи, разума, накопление и передача знаний привели к тому, что большую часть своих возможностей люди получают не в виде врожденных рефлексов, а в процессе обучения и воспитания, то есть каждый человек проходит этап творения. Без этого индивид остаётся на животном уровне. Деятельность эта ранее во многом регулировалась семейными (родовыми) и общинными (племенными) традициями. Затем, с развитием института государства, к процессу активно подключились религиозные структуры, практически подчинив себе данную область. Очень интересен опыт СССР, когда вопросы творения нового человека были сформулированы непосредственно, с использованием исключительно научного подхода. При этом были как удачные находки, так и серьезные просчёты. Это бесценный опыт. Убыстряющиеся процессы роста технологических возможностей людей, степени воздействия на окружающую среду, требуют соответствующего развития и самого человека. Здесь явно пригодятся все известные подходы к созиданию нового человека - и семейно-общинная традиция, и методы используемые в религиозной сфере (имеется ввиду не сама религия, а именно методы), и конечно же научные принципы и методы. И желательно, чтобы всё это было ещё и в очеловеченном, художественном виде.

Эталоном же формирования нового человека, как и во все времена может быть лишь соответствующая этика, отвечающая вызовам времени, назовём её для определенности космической этикой. Можно обозначить некоторые общие требования к ней. Активная глобализация, единство информационного и экономического пространства, мобильность современных людей, возросшие возможности требуют формирования экологического сознания, основанного на принципах коэволюции, совместной коадаптации, вместо тотального без оглядки на будущее использования и переделывания природы. Без всего этого, а также предвидения и ответственности, люди очень быстро превратят свою планету в пустыню и помойку. С другой стороны общий социальный мир неоднороден, есть властные группы, каждая из которых тянет одеяло на себя, имеются серьезные культурные и цивилизационные отличия для различных регионов. Все эти особенности могут быть эффективно учтены на основе использования принципа многомерности сознания, что применительно к конкретному человеку может быть интерпретировано как расширение сознания или просветление, а на социальном уровне в виде принципа "многообразия и гармонии" вместо принципа "единства и многообразия". Этика существует не сама по себе, а в системе координат той или иной культуры. Соответственно и этика русского космизма существует в русской культурно-образной системе координат.

Кроме выработки собственно этических норм, обеспечивающих выживание, развитие, сохранение преемственности, ценностей культурной среды, нужна ещё и определённость с тем, кто это будет делать. Если с формулированием норм всё более-менее понятно, это могут быть самые разные люди из совершенно различных страт общества, то со сведением их в единое целое, используемое в дальнейшем на практике, всё гораздо сложнее. Исторически в России данным вопросом на протяжении веков в основном занималась церковь, с развитием образования и науки к процессу подключились писатели и поэты, гражданское общество в основном в лице учителей и профессуры. В советское время за этические нормы и их воплощение в жизнь отвечал идеологический отдел партии. Возвращение в наши дни данного важнейшего вопроса церкви или тем более пускание его на самотек не допустимо. Необходим определенный орган из наиболее уважаемых в обществе представителей, который, взяв за основу какой-то достаточно развитый концепт и обогатив многими другими разработками, определял бы общую стратегию, выдавая свои заключения в виде норм о том, что есть хорошо и что плохо. Мнение такого органа, не являясь юридической нормой или инструкцией к исполнению, тем не менее задавало бы общий вектор движения. Орган этот не может носить представительный характер от каких-то организаций, он может быть лишь целостным на своей концептуальной основе, интегрирующей мнения и идеи многих.

Третьим направлением развития знаний человека о самом себе и практики творения человека будущего выступает область конвергенции живой (биологической) основы с искусственной, в том числе и с элементами неживых устройств и механизмов.

На протяжении всей обозримой истории человек, как биосферное явление, всё больше и больше выделяет себя из естественных природных процессов. Это началось очень давно, в наши дни эти процессы лишь убыстрились и стали видны невооружённым глазом. Плотно вошла в жизнь медицина не только с хиругией и терапией, но и трансплантацией, активно развивается прикладная генетика. Трудно представить уже жизнь без массовых прививок от наиболее опасных заболеваний и так далее. Давно освоено, и не считается чем-то немыслимым, протезирование, а сейчас начинает активно использоваться имплантация электронных устройств, начиная от стимуляторов ритмов, до эмуляторов отдельных органов чувств. И хотя всё это пока в основном осуществляется на уровне исправления имеющихся физических недостатков, но уже явно прослеживается тенденция в использовании специальных приспособлений для расширения возможностей человека. Беря на себя роль творца в столь важной области, необходимо и соответствующее осмысление этих процессов, определение норм дозволенного и границ, за которые нельзя выходить. Причем нормы такие нужны не на уровне инструкций по эксплуатации, а на уровне массового сознания.

Параллельно развивается и другой процесс - так называемые интеллектуальные возможности самой техники. Сложность вычислительных систем и их возможности достигли тех уровней, когда начинают проявляться синергетические свойства, которые не планировались их разработчиками. Вычислительные системы и особенно глобальная компьютерная сеть всё больше начинают проявлять собственный интеллект. Вполне может случиться так, что человек, преследуя свои, вполне утилитарные цели, создаст интеллект, превосходящий многократно собственный, и при этом может даже не догадываться об этом. С другой стороны создание интеллектуальных прикладных систем позволяет самому человеку, через моделирование, понять хотя бы отчасти как он сам мыслит. Обозначенные тенденции также требуют своего осмысления и адекватной оценки.

Самым же интересным является конвергенция двух обозначенных выше направлений. И стоит надеяться, что конвергенция будет происходить от человека к искусственным интеллектуальным обьектам, а не на равных или тем более не под контролем искусственного разума. В этом собственно и есть выбор, то есть сможет ли человек как вид остаться на вершине эволюционного потока, имеющего внешнее проявление через цефализацию, или станет создателем нового вида, который задвинет его самого на задворки эволюции. Стоит надеяться, что искусственные интеллектуальные системы станут усилителями возможностей самого человека, точно так же как телескопы позволили видеть дальше, а микроскопы видеть невидимое, тем самым расширяя динамический диапазон органов чувств человека. Можно сказать, что сейчас пришло время расширения диапазона не только чувств, но и операционных возможностей человека. В связи с этим перед человеком стоит непростая задача по приручению и одомашниванию теперь уже технических творений собственных рук. А для этого и самому человеку придётся изменяться, в том числе и собственную природу, хочется это кому-то или нет.

Переход на качественно новый уровень понимания и практических возможностей открывает перед людьми поистине фантастические возможности. Всё это как нельзя лучше отражают строки стихотворения Ф.И. Тютчев:

Так связан, соединён от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества...

Скажи заветное он слово -

И миром новым естество

Всегда откликнуться готово

На голос родственный его.

Не только окружающая рукотворная действительность, но и то, каким будет человек в ближайшем обозримом будущем теперь уже во многом будет зависить от самих людей. Несомненно, что только адекватный возросшим возможностям рост духовности и ответственности, может позволить с достоинством вынести это испытание.

* * *

Авторским вкладом в развитие данного направления космизма кроме обобщения вклада русской философской мысли в осмысление человеком самого себя, обозначения возможных путей дальнейшего развития человекокосмизма, можно считать самостоятельный трактат "Русский языческий круг", а также приводимую во второй части книги вполне самостоятельную работу "Объёмная психология".