Анастасия Гачева

У ИСТОКОВ КОСМИЧЕСКОЙ ЭПОПЕИ В РОССИИ

Все мы знаем знаменитые строки из "Мертвых душ": "Русь, Русь?.. Что пророчит сей необъятный простор?" Спустя тридцать лет после того, как были написаны эти строки, Николай Федоров дал свой ответ на вопрошание Гоголя: "Наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига". Сказанное слово оказалось пророческим. Меньше чем через столетие Россия первой среди мировых держав вышла в космос.

Каким видел будущее мира и человека этот пророк космической эры, знаменитый библиотекарь Румянцевского музея, "Московский Сократ", как называли его современники, собеседник Л.Н. Толстого и В.С. Соловьева, вбросивший в духовную почву России семена поистине универсальных идей? В его "Философии общего дела" звучит мысль о высоком призвании землян, поприщем дела и творчества которых становится вся Вселенная. Не только созерцателем мира - земного пространства, величественной панорамы звездного неба ("Открылась бездна, звезд полна. / Звездам числа нет, бездне - дна" - М.В. Ломоносов) является человек. Он - деятель в мироздании, существо, ответственное за бытие во всей его полноте - и за землю, обитателем которой он является, и за "все ныне бездушные, холодно и как бы печально на нас смотрящие звездные миры", правителем которых должен он сделаться в процессе истории.

Долг управления дан человеку самой природой, приходящей в его лице к самосознанию, Богом, создающим человека как Своего соработника и дающим ему заповедь "обладания землей". Это обладание, подчеркивал Федоров, отнюдь не равняется паразитарному потреблению, истощающему и поганящему тело земли. Потребительское отношение к миру ведет род людской к тупику. "Цивилизация эксплуатирующая, но не восстановляющая не может иметь иного результата, кроме приближения собственного конца". Федоров призывал к новому фундаментальному выбору - выбору не потребления и комфорта, а созидания и воссозидания. Принципу эксплуатации мыслитель противопоставил принцип регуляции природы, сознательно-творческого управления ею. Он подчеркивал, что "внесение в природу воли и разума" позволит человечеству предотвращать стихийные природные катаклизмы: ураганы, землетрясения, наводнения, подчас уносящие тысячи жизней. Появится возможность овладеть солнечной энергией, перейти на новый тип питания: человек научится воспроизводить свои ткани, подобно растениям, из элементарных неорганических веществ (станет существом автотрофным, по позднейшему определению В.И. Вернадского). Преодолеть социальную, межгосударственную, национальную, религиозную рознь, направить совокупную энергию человечества не на вражду с себе подобными, а на борьбу с болезнями, старостью, смертью, на возвращение к жизни всех когда-либо живших, наших отцов, дедов, прадедов, - такие высокие задачи ставил человечеству Федоров.

Философ "всеобщего дела" не ограничивал регуляцию пределами земной планеты, говорил о необходимости выхода в космос для его активного освоения и преображения. Он мечтал о том, что человеческий род в единстве всех поколений, прошлых, настоящих и будущих, населит пространства Вселенной, станет многоединым художником мироздания. И эта мечта не была неуслышанной. Ее подхватил юный Константин Циолковский, что проходил свои университеты в библиотеке Румянцевского музея под руководством философа-библиотекаря и называл "Федорова необыкновенным человеком, а встречу с ним - счастьем". Ее подхватили философы и ученые, усилиями которых рождалась в XX веке космическая, ноосферная мысль: физик-теоретик Н.А. Умов, создатель учения об антиэнтропийной сущности жизни; В.И. Вернадский, автор концепции биосферы и ноосферы; А.Л. Чижевский, создатель теории земно-космических взаимосвязей; Н.Г. Холодный, развивавший идею антропокосмизма; А.К. Горский, Н.А. Сетницкий, В.Н. Муравьев, призывавшие к "организации мировоздействия" и рассматривавшие человеческий труд в перспективе не только планетарного, но и "космического хозяйствования". А в 1960-е годы, когда победоносно осуществлялась космическая программа России, известный биолог В.Ф. Купревич, подобно Федорову, у которого "борьба с разъединяющим пространством" была неотделима от "борьбы с всепоглощающим временем", наметил перспективы развития космической биологии, подчеркивая, что важной ее задачей должно стать продление человеческой жизни: "Человек, живущий несколько десятилетий, так же не способен преодолеть межзвездное пространство, как бабочка-однодневка не может преодолеть океан".

Космистам естественно-научной ориентации вторили выдающиеся представители религиозно-философской мысли России: В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский. Мир как становящееся всеединство, человечество, возрастающее к Богочеловечеству, материя, преображающаяся в Богоматерию - в такой светлой, жизнетворческой перспективе видели они процесс мирового развития. Подобно Н.А. Умову и В.И. Вернадскому, христианские космисты утверждали негэнтропийное качество жизни, указывали на "Логос, действующий в материи" и влекущий ее к совершенству. А рядом с жизнью, как ее помощника и агента, рядом с Божественным началом, влагающим в бытие зерна преображения, ставили человека. Обладая разумом и нравственным чувством, сознанием идеала и способностью к целенаправленной творческой деятельности, неся в себе, как завет и норму, нетленный и сияющий образ Божий, человек преображает и гармонизирует мир, содействует раскрытию его софийности, чтобы "явился в твари ее изначальный космос" (П.А. Флоренский).

Космическая мысль России, развивавшаяся трудами философов и ученых, питала и вдохновляла литературу, живопись, музыку. "Царем над жизнью нам селить просторы / Иных миров, иных планет", - писал В. Брюсов. "Мы - зодчие земель, планет декораторы", - утверждал В. Маяковский. "Зачеловеческие сны" о будущем "Ладомире", распахнутом в пространства Вселенной, перелагал В. Хлебников. Исполненные веры в творческие силы человека, в созидательный его гений, художники, поэты, писатели 1920-х годов запечатлевали на холсте и бумаге свои грезы о Земле и Вселенной. А.Н. Толстой писал "Аэлиту". Художник В.Н. Чекрыгин работал над серией рисунков "Воскрешение. Переселение людей в космос". Космические картины создавала группа художников "Амаравелла".

Нет, совсем не случайно именно Россия первой вышла в Космос, осуществив вековую мечту землян, стремившихся "через тернии к звездам". Вышла не потому, что так хотела партия. Не потому, что нужно было догнать и перегнать буржуазный Запад. А потому, что именно в России родилась космическая, ноосферная мысль, оплодотворившая отечественную культуру. Именно эта мысль одушевила пионеров космонавтики С.П. Королева, Ф.А. Цандера, В.П. Глушко и др., отдавших идее космического будущего человечества свой творческий гений, свои технические открытия. А потом - вывела на орбиту корабль Гагарина, человека, который впервые посмотрел из космоса на нашу Землю и сказал - не забудем! - "Красота-то какая!"

По информации - сайт cosmizm.ru

01.08.2011

* * *

Комментарии Носкова Ю.А.

Статья Анастасии Гачевой может служить характерным примером того, каким образом церковно-монотеистические группировки ведут работу против любых идей, не укладывающихся в их доктрину бога. В данном случае делается попытка концептуального вписывания русского космизма в авраамическую доктрину.

При этом Гачева не может не знать элементарных вопросов, что основа русского космизма - это монизм, а у сторонников концепции бога - дуализм. В том-то и состоит заслуга Н.Ф. Федорова, что он сделал важнейший шаг - от религиозного мировоззрения к космическому, заменил понятие бога понятием космоса. Со всеми вытекающими последствиями, в том числе и с точки зрения роли человека.

Не имеет никакого смысла и запись религиозных мыслителей: В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского в космисты. Их труды составляют совершенно самостоятельное направление русской религиозной филосовской мысли, со своей вполне определенной системой координат.

Русский космизм вполне самодостаточен и с точки зрения нравственных норм. Так что притягивать к нему религиозные доктрины нет необходимости и по этой причине.

Во всем остальном статья бесспорно хороша.