Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ГЛАВА 2. ПОЧВЕНИЧЕСТВО

2.3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ПОЧВЕННИЧЕСТВА

Развитие русского почвенничества точно также как и космизм как общая методология нуждается в общем концептуальном принципе, способном объединить огромное наработанное наследие в единое целостное основание мировоззрения. И таким принципом может стать - ЗЕМЛЕЦЕНТРИЗМ. Что это такое?

ЗЕМЛЕЦЕНТРИЗМ - ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ КООРДИНАТ

Землецентризм в данном случае выступает противовесом я-центризма (человекоцентриза). То есть как бы человеку не хотелось считать себя центром вселенной, но нужно признать, что он всего лишь неотъемлемый элемент планеты Земля. И как бы люди далеко не забирались в космос с помощью технических средств или непосредственно пилотируемых полётов, мы всё равно будем заложниками уникальной природной системы нашей планеты. И если в будущем люди освоят другие планеты, то это будут уже и не совсем люди в нашем сегодняшнем понимании, по крайней мере не земляне, настолько сильно влияние среды обитания.

То есть как бы далеко не уносила нас мысль, как бы не росли возможности человека никогда не следует забывать об основах - о земле. Это имеет отношение как непосредственно к земле под ногами, так и земле как родной культурной основе. Очень точно всё это передают строки песни на слова Александры Пахмутовой:

В земле наши корни

В земле наша правда,

И силы в плечах - от лугов и полей.

Земля и оденет, земля и накормит,

Ты только себя для неё не жалей.

Под небом, прозрачным и синим,

Земля - словно сон наяву.

В развитии русского почвенничества можно выделить два больших направления. Во-первых, это исследования в областях, связанных с родной землёй и родными традициями. Именно чувство родины даёт людям целостное видения сути окружающей человека действительности, отсюда же рождается и любовь к природе и ответственность человека за свои действия.

Огромное поле для деятельности открывается сейчас в области отражения реальной истории земли нашей родины. На протяжение столетий в угоду религиозным и идеологическим доктринам многие факты замалчивались и искажались. Историю наших предков всячески пытались представить и как примитивную, и как несамостоятельную. Восстановление справедливости в этой области ждёт своих пахарей, желательно без переборов в обратную сторону - без лишнего восхваления и преувеличения.

Немалую помощь может оказать в этом краеведение, которое также долгие годы было практически под запретом. Как общую историю больших народов и государств всегда можно проследить в деталях по истории отдельных семей, так специфика и история конкретных малых местностей может многое рассказать как о нашей земле в целом, так и о её влиянии на судьбы народов, что здесь когда-то жили. Книга земли, испещрённая многими символами и знаками, ждёт ещё своих вдумчивых читателей.

Широкое поле для деятельности открывается и для литераторов. Создание достойных художественных образов в системе координат русского почвенничества может быть весьма востребовано. Здесь необходимы не бичевание пороков и раскрытие проблем, здесь хотелось бы видеть образцы для подражания, пусть хотя бы и на уровне мечты. Необходимы ориентиры - кто есть герои земли и от земли. Поэты и писатели востребованы здесь не как исполнители чьей-то воли, а как властители дум, как духовные провидцы, способные в художественных образах выразить заветные мысли о главном.

Другим важным направлением развития русского почвенничества могут стать изыскания в области общих вопросов биосферы земли, неотъемлемой частью которой мы являемся. Это направление можно считать вкладом русского почвенничества в общепланетное поле знаний о земле.

Человек всё в больших масштабах вмешивается в жизнь окружающего мира с неосознанными ещё пока последствиями как для природы, так и для самого человека. И здесь русский космизм как общий методологический подход имеет весьма серьёзный инструментарий. С одной стороны в нём в полной мере реализуется подход проектности, то есть активного участия человека в изменении окружающей действительности, а с другой стороны требование бережного и аккуратного отношения к природе, взвешенного использования возможностей человека.

Используя общий методологический подход глобального и целостного рассмотрения процессов происходящих на планете, продолжая развитие идей В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, В.Н. Сукачева о биогеоцеонологии, можно ожидать попыток построения общей теории нообиогеоцеонологии Земли. Есть все основания полагать, что только при таком целостном подходе появится возможность понять как механизмы зарождения жизни на земле, так и её высшей формы - жизни разумной.

Активная практическая деятельность в последние годы в области генетики многократно ускорила процессы генной эволюции с неосознанными пока последствиями как для биосферы в целом, так и для человека в частности. И в этой области требуется выработка общей методологии и общего видения процессов геносферы земли как единой и замкнутой системы.

Стоит также обратить внимание, что человек находится на вершине высокоорганизованной биосферы. При этом производственная деятельность приводит к активному уничтожение других высокоорганизованных видов. То есть нормальный закон распределения катастрофически изменяется. Всё это также может привести к совершенно неосознанным пока людьми последствиям. Эти процессы требуют также создания адекватных моделей и теоретического обоснования.

На сегодняшний день вся планета освоена человеком, экстенсивный путь развития завершен. Нет уже новых земель, способных стать поставщиками сырья и потребителями промышленной продукции. У экстенсивной (сырьевой) модели экономики, базирующейся на невосполнимых ресурсах, также просматриваются общие пределы в самом ближайшем будущем. Так что становятся весьма востребованы исследования и наработки по построению замкнутых возобновляемых природно-производственных циклов с опорой на общий принцип "учиться у природы". Наши предки накопили в этом за столетия немалый опыт особенно в сельском хозяйстве, садоводстве, животноводстве, использовании лесных богатств. Методология и общие идейные подходы почвенничества могут весьма пригодиться в этом прикладном и весьма насущном уже сегодня деле.

Таким образом дальнейшее развитие русского почвенничества ждёт своих новых творцов и подвижников как в теории, так и в практических делах.

Авторским вкладом в развитие русского почвенничества кроме обобщения самого понятия почвенничества как проявления русской философской мысли в его взаимосвязи с русским космизмом в целом, можно считать отдельные книги "Сказание о Беловодье" и частично "Русский языческий круг", а также приводимый ниже вполне самостоятельный параграф "Священное краеведение".