С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

. . . . . . . .

. . . . . . . .

Носков Юрий

ОБ ИДЕОЛОГИИ

Русь, Русь, что пророчит сей необъятный простор?

Наш простор служит переходом к простору небесного

пространства, этого нового поприща

для великого подвига.

/Николай Фёдоров/

Совсем недавно идеология нашей страны - СССР обьявлялась открыто - марксизм-ленинизм. Это была весьма привлекательная идеология, которая позволяла СССР всегда находить единомышленников в любом уголке мира, стать супердержавой.

В результате преобразований конца 20 века произошел отказ от марксизма-ленинизма. Плохо это или хорошо здесь обсуждать не будем. Констатируем лишь факт. Хотя элементарный здравый смысл, а также законы непрерывности и преемственности поколений говорят о том, что из прошлого лучшее все же нужно обязательно брать в будущее. И из советского периода нашей истории бесспорно есть что взять полезного, как и из других периодов истории Государства Российского.

Но общая идеологическая стратегия марксизма-ленинизма, то есть построение коммунизма и всемирного союза социалистических республик, оказалась нежизнеспособной. Отказ этот произошел еще в 1943 году, то есть задолго до горбачевской перестройки. Вместо коммунизма к 1980 году провели олимпиаду, да и ту в усеченном виде. Общую идеологическую конструкцию спасала долгое время диалектика в её составе, позволявшая выстроить существование с капиталистическим миром на основе единства и борьбы противоположностей.

С отменой 6 статьи Конституции СССР (о руководящей роли коммунистической партии) была отменена и официальная идеология, а значит и общее скрепляющее страну поле. Начался неминуемый распад страны, которая превратилась постепенно в поле для идеологических экспериментов различных геополитических центров идеологической (концептуальной) власти. Попытки же впихнуть в общественное сознание религиозные догмы периода средневековья, создание совершенно неконституционных церковных структур, проникающих во все важнейшие сферы государственной жизни и реально претендующих на власть, так и вообще кроме как идеологической диверсией против России назвать нельзя.

При этом у всех значимых в мировой политике стран идеология как для внутреннего потребления, так и для внешнего присутствует всегда. Даже тогда, когда это не называется идеологией, а, например, демократией, толерантностью или рынком.

Пришло время и России восстановить свое присутствие в столь важной сфере мировой политики. Идеологическая доктрина России конечно же должна быть привлекательной, иметь исторические корни, быть адекватной современным вызовам времени и, самое главное, устремлена в будущее, уходящее далеко за горизонт современных возможностей.

* * *

Браться за столь серьезную область не очень-то и хотелось. Но кто-то же это должен сделать или хотя бы попытаться сделать. Просто потому, что за Державу обидно.

Включившись в работу в данной непростой области, удалось сформулировать две важные составляющие возможной идеологии мирового уровня для России.

Первая из них (Введение в эру Водолея) определяет концепцию многополярности. Идея эта не только весьма выгодная для России в современных условиях, но также вполне конкурентоспособна и привлекательна для других участников геополитики. Концепция эта не утопия, она вполне реализуема.

Вторая работа (Русский космизм) посвящена непосредственно адекватной вызовам времени идеологии. Состоит она из трех основных частей: космизма, почвеничества и ладомира.

В настоящее время сформулированы две составляющие - космизм и ладомир. Раздел, посвященный русскому почвеничеству, должен появиться в ближайшее время. Концептуальные контуры здесь в настоящее время лишь обозначены и могут быть наполнены смыслами и образами в случае востребованности.

Возможно появление в концепции и раздела, посвященного политэкономии, причем вполне согласованной с общей идеологической конструкцией. И это не социализм или капитализм, а нечто имеющее в себе рынок и планирование, частную и государственную собственность, центричную и распределенную систему власти. Это не идеализм и не прагматизм в чистом виде.

Сама базовая идея жизни людей в Ладу на родной Земле в согласии с Небом присутствует в мечтах всех народов на протяжении всей человеческой истории. Примером может служить идея Беловодья как земного рая для нашего родного этно-культурного ареала (цивилизации). Общая концепция человека на земле под небом широко представлена в русском язычестве, глубоко проникла в православие, соответствует культу тенгри, на основе которого Чингисхану удалось создать величайшую в мировой истории империю. Так что не на пустом месте закладывается храм.

Идеология русского космизма, то есть гармоничной жизни людей (лад) на земле (почвеничество) под небом (космизм), вполне может претендовать на идеологию мирового уровня. А слово "русский" в названии идеологии означает лишь то, что сформулирована она русскими. Наполнение же смыслами понятий "лад" - "почвеничество" - "космизм" для каждого региона несомненно своё - родное.