С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Носков Юрий

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

ГЛАВА 2. АНАТОМИЯ ГОСУДАРСТВА

2.5 ОПОРНАЯ МАТРИЦА ГОСУДАРСТВА

(НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ)

Родина - это движение народа по своей земле

из глубин веков к желанному будущему...

/Алексей Толстой/

Народ, не помнящий свою историю, очень быстро перестаёт существовать и сходит со страниц самой истории. Летописание же это не только набор любопытных фактов прошлого, но и, самое главное, накопленный опыт жизни и самоорганизации, в том числе опыт государственного строительства. В целом в историческом осмыслении можно выделить три главных направления. Во-первых, это история земли, то есть самой территории страны. Второй составляющей выступают истории коренных народов, особенно народа, вокруг которого формируется нация Собирает же всё вместе история государства как целостного субъекта в пространстве и во времени.

Земля хранит память тысячелетий, здесь можно найти следы далёких времён, когда ещё не было ни народов, которые здесь живут сейчас, ни государств как таковых. Оставили на ней глубокие раны и гигантские катаклизмы, связанные с атаками планеты из космоса, и глобальные климатические изменения. Всё это позволяет ныне живущим целостно и взвешенно оценивать своё место в современном мире. А такие науки как геология, археология и палеонтология всегда готовы предоставить все необходимые для этого данные.

Огромную ценность представляет история каждого коренного народа страны. Те их самоназвания, которые известны сейчас, явление относительно недавнее. Но у каждого народа, как и у каждого человека, есть корни, уходящие в глубокую древность. Название народов зачастую изменяются во времени, так что историческую судьбу его наиболее надёжно отслеживать по языку, который собственно по большому счёту и отличает один народ от другого. Коренные народы России перечислены в параграфе настоящей книги, посвящённом национальной политике. А краткая историческая справка о каждом из них имеется в другой книге настоящего пятикнижия - "Сказание о Беловодье". Особо необходимо обратить внимание здесь на форму представления народных историй. Нельзя допустить противопоставление народов, здесь необходим подход большого ансамбля, в котором каждый инструмент имеет и своё место и своё неповторимое звучание, и лишь все вместе они создают объёмную и многокрасочную гармонию. Как опыт Российской империи, так и советское наследие имеют положительные примеры для использования в наши дни.

Совершенно уникальны роль и значение истории государства, того корабля, на котором народы плывут по волнам времени. Именно на её скрижалях хранится опыт социальной организации, обеспечения защиты общего дома от ворогов и многое другое. Здесь можно найти как образцы для подражания, так и уроки преодоления допущенных ошибок. Сложилась практика изложения истории государства в основном через описание жизни и деятельности правителей, зачастую под государством и понимается лишь властная структура определённого правителя. Сама по себе система управления страны определенного исторического периода бесспорно имеет также важное значение, однако есть и много других не менее значимых факторов, роль которых незаслуженно занижается. В настоящей книге в отдельной главе сделана попытка отразить историю Государства Российского от его зарождения до наших дней в виде многофакторной картины преображения государства как целостного субъекта, состоящего из территории, народа на ней проживающего и определённой системы управления и организации жизнедеятельности.

Говоря об изложении истории, нельзя обойти стороной также и деятельность религиозных служителей. Именно в этой среде и начиналось летописание на Руси и лишь с Татищева историография постепенно начинает опираться на здравый смысл и прочную научную основу. Стоит особо обратить внимание на то, что действующие на территории России основные религии имеют иноземное происхождение. Вся мифологическая атрибутика и историческая канва их доктрин чужеродны нашему культурному ареалу и истории его формирования. Конечно религиозные служители за века своей деятельности приспособили часть местных народных традиций для своих нужд, но делалось это в основном с целью вписывания существовавших с глубокой древности и дорогих народу традиций в их смысловую матрицу. Отсюда очень большая опасность, исходящая от церковных структур, использующих хитрые методы работы с общественным бессознательным, как для настоящего, так и особенно для будущего страны. Чтобы не оказаться в ловушке чужих смыслов, чужого исторического потока с далеко идущими планами, требуется своя хорошо развитая основа хранения и трансляции накопленного веками опыта.

Для устойчивости социума необходима опорная структурообозующая матрица. Вот эту функцию и пытаются присвоить себе религиозные служители. Однако имеется гораздо более подходящая и перспективная альтернатива для основы общественной кристаллизации. С этой задачей блестяще может справиться целенаправленно выстроенная система музеев. Они способны вобрать в себя не только всё лучшее, накопленное предыдущими поколениями, соединить в единую ткань смыслы всех этапов истории России, но и активно поучаствовать в прокладывании путей в будущее. То есть музеи нужны не только как хранилища старых вещей, но и в первую очередь для создания нагляжного и объёмного образа прошлого, через который просматривается и путь в будущее, которое также оставит свой след в их экспозициях. При этом всё здесь по большому счёту определяется музейными работниками, так как система это не здания и экспонаты, а люди, служащие народу и хорошо понимающие всю важность своего служения. Среди музейных работников и сейчас много таких, необходимо лишь поднять их статус и наладить взаимодействие, чтобы вся совокупность музеев заработала как единое созидающее целое, а сами работники осознали себя не только хранителями вещей, но и хранителями народа, его памяти.

Первостепенную роль в выстраивании опорной социальной системы могут выполнить краеведческие музеи. Пространственная матрица при этом задаётся краеведческими музеями районов (земель), они в свою очередь входят в областные объединения с региональным краеведческим музеем в основе, а соединяет всё в единое целое Краеведческий музей России. Такая система, обладая концентричностью, является к тому же структурой плоской, а значит и максимально демократичной. Краеведение по своей сути комплексно (базируется на широком спектре наук), оно осязаемо и максимально приближено к каждому, живущему здесь и сейчас в неразрывной связи как с местной природой, так и местной историей. Именно максимально деидеологизированные краеведческие музеи способны объединить сегодня общество в единое целое вне зависимости от национальностей, вероисповеданий, уровней образования и достатка, политических предпочтений и множества других разделяющих факторов.

Ко второй группе можно отнести музеи, посвящённые определённым личностям, оставившим заметный след в истории или создавшим что-то, достойное памяти потомков. Первым среди таких учреждений стал музей А.Н. Радищева в Саратове, открытый в 1885 году. Ценность этого типа музеев в том, чтобы сделать достойнейших людей прошлого путеводными звёздами для будущего, хранителями смыслов и образцами для подражания в настоящем. Поэтому не имеет смысла делать такие музеи большими и наполненными многими экспонатами, важно, чтобы в обществе помнили и понимали дела, достижения и устремления конкретного человека. Без этого прерывается связь поколений и народ рассыпается в бессмысленное стадо потребителей. К этой же группе можно отнести и школьные музеи, преследующие в явной форме те же цели. В них находит отражение деятельность и свершения гораздо большего круга достойных личностей прошлого, пусть и не известных на общероссийском уровне, зато осязаемее для каждого ребёнка, вступающего в большую жизнь, а дела их гораздо более достижимы для большинства.

Третья группа представлена музеями быта, ремёсел, производств. Эти музеи ближе всего к истории народов, и именно на этой базе наиболее целесообразно развивать как исследования традиций, мифологии, образа жизни народов России, так и проводить работу по адаптации лучшего опыта былых веков в современную жизнь. Здесь же возможна и тесная связь с народными промыслами.

К четвертой группе музеев можно отнести всю совокупность архивов. Далеко не всё из наследия прошлого доступно для широкой публики. Трансляции в общество подлежит в основном лишь лучшее, выверенное и очищенное от сорняков. А вот архивариусы обязаны хранить всё. Поэтому, пожалуй, именно к ним, наиболееподходит звание хранителей истории во всей её полноте, деталях и подробностях. В работе архивов наиболее наглядно видно как настоящее становится прошлым.

Совершенно уникальна роль пятой группы - музеев художественных. Живопись, скульптура, наполненные красотой и гармонией элементы быта могут не только объёмно и наглядно воспроизвести картины давно минувших веков, обратить внимание на лучшие проявления современности, но и предложить образы желаемого будущего. Само слово "музей", то есть дословно "храм муз" наиболее соответствует именно этому типу музеев.

К шестой группе можно отнести музеи боевой славы. Вся история Государства Российского переполнена войнами, совсем мирных лет очень немного. Стоит только немного стране расслабиться или стать слабее, отстать на каком-то направлении, как враг уже стучится в двери, а то и ломиться в открытую прибрать к рукам и землю, обильно политую кровью наших предков, и всё остальное. Вот напоминать постоянно об этом и призваны музеи боевой славы, чтобы и бдительности не теряли, да и героев своих не забывали, их подвигом существует настоящее и возможно будущее. Хранители таких музеев должны ещё и доносить до общества, что новые вызовы и угрозы, как правило, невозможно преодолеть старыми методами, фронты же современных войн давно переместились в область высоких технологий, информационных сетей и прочих сверх хитростей.

Седьмая группа представлена всей совокупностью библиотек, как музеев накопленных знаний. В эту же группу можно отнести и научные музеи. Знание людей о мире и его тайнах стремительно растут, развитие информационных технологий сделали эти знания широко доступны для всех интересующихся. Если раньше библиотеки были собственно хранилищами информации, а их работники как бы кладовщиками приней. То сегодня всё изменилось, те или иные тексты проще найти в электронном виде чем в печатном, зато возникла проблема ориентации в этом безбрежном информационном море. Поэтому стоило бы переориентировать работу библиотек на это актуальное направление, с существенным повышением квалификации самих библиотекарей.

Восьмым типом музеев, который собирает всё в единое целое, но не как краеведческие (от основ и от земли), а от современного общества и власти, через призму действующей идеологии, являются музеи собственно исторические. Их не так и много, так как большая часть материалов представлена в других музеях. Главный здесь конечно же Исторический музей на Красной площади, важное значение имеют и музеи, посвящённые каким-то периодам истории страны или знаковым событиям. К служителям же таких музеев можно отнести не только самих работников этих заведений, но и всё Российское историческое общество.

* * *

Московский Кремль и Красная площадь, как центр и символ российской власти, являются практически ещё и центральным музеем страны. Поэтому достаточно лишь назвать вещи своими именами, перенести точку опоры социальной матрицы на предлагаемую выше основу и всё приобретёт завершённый вид, даст надёжную опору для Государства Российского как в настоящем, так и на обозримую перспективу. Однако, здесь придётся избавиться от конкурентов, почистить Кремлёвский комплекс от церковных служителей, которые полностью находятся под матричным контролем иноземного центра управления как на уровне истории, мифологии, мировоззрения, так и технологии самоорганизации и взаимоотношения с обществом. Нужно понимать, что церковные практики соответствуют государственному устройству, свойственному средневековью и крепостному праву, и не способны отвечать ни на современные вызовы, ни тем более вызовы обозримого будущего.

Весьма интересным и действенным развитием околокремлёвского сакрального пространства может стать размещение в здании ГУМа Центрального краеведческого музея. Это позволит обеспечить на уровне смыслов связь центральной власти со всем российским пространством, с народом страны. Причём на уровне основ, а не сиюминутной идеологии. Размещение здесь экспозиций всех уголков нашей необъятной Родины (с обязательным атрибутом - землёй тех мест), хранителями, тесно духовно связанными со своими регионами, позволит посетителям в одном месте почувствовать дух всей России - иностранцам внешнюю её форму, а гражданам России - внутренний строй и силу. Магазин-бутик на Красной площади, в который превратился ранее народный ГУМ, как наследник торговых рядов, утратил полностью свой былой смысл и лишь создаёт сегодня проблемы с безопасность.

Использование всей совокупности музеев как прочного фундамента российской государственности возможно лишь при активном включении в дело сообщества музейных хранителей и не сколько в режиме ответственной работы, сколько настоящего служения, с глубоким пониманием важности дела. Именно при таком подходе становится возможным через музейные экспозиции и проводимые мероприятия, через систему ежегодных календарных праздников и обрядность, наполненные отобранными веками мировоззренческими смыслами и нравственными нормами, выстроить не только основы социальной матрицы, но и всю систему обережных духовных кругов. Причём сделать это естественно с активным соучастием самых широких слоёв общества.