Вика Рябова

НАЧАЛАСЬ ПРОКЛАДКА ВОЛС ВДОЛЬ СЕВМОРПУТИ - ИЗ МУРМАНСКА ВО ВЛАДИВОСТОК

Судно-кабелеукладчик начало работу по прокладке трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) Мурманск – Владивосток проекта «Полярный экспресс» в селе Териберка Мурманской области на берегу Баренцева моря,  сообщает ФГУП «Морсвязьспутник» в минувшую суботу.

Всего в работе по прокладке ВОЛС будут участвовать девять судов: четыре изыскательских, три судна обеспечения и два кабелеукладчика.

Первая линия проекта «Полярный экспресс» Териберка – Амдерма должна быть запущена в следующем году.

Специальная береговая станция с необходимым оборудованием в Мурманской области (в Териберке) уже построена, сейчас возведение такой базы ведется в Амдерме (НАО), где планируется попробовать развернуть ветрогенераторы как альтернативный источник энергии. Дальше будут Диксон, Тикси и другие населённые пункты вдоль Северного морского пути – вплоть до Владивостока.

Проект трансарктической подводной оптоволоконной линии связи под названием  «Полярный экспресс» предполагает прокладку 12650 км кабеля из шести пар оптических волокон пропускной способностью до 104 Тб/с. Стоимость проекта оценивается в 65 миллиардов рублей. Для прокладки линии будет использован целый флот кабельных, вспомогательных и научно-исследовательских судов. Срок реализации проекта – 2026 год.

В конце июля в Мурманске открылся первый в России завод по производству кабелей для трансарктической волоконно-оптической линии связи. Он станет ключевым предприятием проекта. Производственная мощность первой очереди — выпуск около 150 километров кабеля в месяц, то есть около 2 тысяч километров в год. Позже планируется увеличить выпуск до 3 тысяч километров в год.

Кратчайшая оптоволоконная линия между Европой и Азией станет альтернативой спутниковой связи в северных широтах, обеспечит надёжную доступную связь и быстрый Интернет в российской Арктике. «Полярный экспресс» призван обеспечить цифровую составляющую развития Северного морского пути, его портовой инфраструктуры, а также нефтегазовых и экологических проектов в Арктике. Проект реализуется по заказу Минтранса РФ при поддержке Росморречфлота, Росморпорта и ФГУП «Морсвязьспутник».

Проект «Полярный экспресс» реализуется в соответствии с указом президента РФ от 26.10.2020 г. № 645 «О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».

В стратегии развития Арктической зоны, напомним, перечислены следующие задачи:

* первоочередное обеспечение доступа медицинских организаций к Интернету, обеспечение возможности оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, а также развитие выездных форм оказания медицинской помощи, в том числе на маршрутах кочевий малочисленных народов;

* создание и продвижение в Интернете многоязычного информационного ресурса, посвящённого развитию Арктической зоны и деятельности России в Арктике;

* обеспечение возможности оказания услуг доступа к Интернету для домохозяйств в населённых пунктах с численностью населения от 100 до 500 человек.

Как отмечает CommNews, весной 2021 «Мегафон» вышел из конкурирующего проекта Arctic Connect, который в итоге был заморожен, а ОАО «Супертел» – инициатор ещё одного альтернативного кабельного проекта, «Северное Сияние», – может присоединиться к «Полярному экспрессу».

Как писал D-Russia.ru, представляя в июле на заседании Совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам комплекс стратегических инициатив в сфере социально-экономического развития, премьер Михаил Мишустин говорил и об инфраструктурных проектах. Один из них – Северный морской путь, который входит в число стратегических инициатив. Цель – создание на основе Севморпути к 2030 году круглогодичного транзитного коридора.

Источник: https://d-russia.ru/

09.08.2021