Юрий Петров

ИСТОРИЯ СТРАНЫ САМОЦЕННА

- Чем для Вас является Год российской истории, и как Вы оцениваете инициативу власти сделать столь мощный смысловой акцент на истории Отечества в этом году?

- Прежде всего отмечу, что для нас, сотрудников Института Российской истории РАН, каждый год - Год российской истории. И все же нынешний этап нашей деятельности приобретает особый смысл. Сегодня мы, как никогда, ощущаем востребованность труда историков и обществом, и государством. В последнее время обозначился существенный рост интереса россиян к историческому прошлому, что проявилось в дискуссиях на страницах печати и в других средствах массовой информации, в научно-популярной литературе и публицистике по наиболее острым проблемам отечественной истории. Общество ожидает от исторической науки обьективного освещения национальной истории, профессиональных ответов на возникающие вопросы, мнения и трактовки.

Особая концентрация инициатив власти, связанных с темами отечественной истории и символически пришедшихся на 2012 год, говорит сама за себя. Нынешний год и в самом деле богат на юбилейные даты: 1150-летие зарождения российской государственности, 400-летие окончания Смутного времени, 200-летие победы над Наполеоном и 150-летие со дня рождения Петра Столыпина. Все эти эпохальные для отечественного прошлого события обьединяет общий исторический урок - добытое ценою трудных испытаний представление о государственном начале как цивилизационной и культурной ценности, играющей особую роль на всех этапах исторического пути российского народа. При этом важно подчеркнуть, используя афористическую формулу Владимира Путина, что наша история - не повод для самобичевания.

- Институт российской истории РАН по праву можно назвать "головным учреждением" этой важнейшей отрасли гуманитарного знания. Как встречает Институт нынешний "исторический год"?

- За праздничными событиями этого года для нас сконцентрирован прежде всего напряженный труд по осмыслению и академически выверенному представлению читателю картины прошлого во всём многообразии и многозначности исторического опыта России. Среди традиционных форм и "площадок" празднования обозначенных юбилейных дат - проведение тематических конференций, международных форумов с участием наиболее авторитетных отечественных и зарубежных исследователей, издание разного рода монографических работ и сборников.

Однако хотелось бы особо отметить инициативу ИРИ РАН по подготовке и изданию масштабной научной работы - многотомной академической "Истории России". Сейчас нам более чем когда-либо ясно: назрела острая необходимость нового синтеза накопленного в отечественной и зарубежной историографии фактического материала, результатов исследований, полученных как в советский период, так и в постсоветское двадцатилетие. Многотомная история "нового поколения" и нового уровня профессиональной компетентности - по нашему замыслу - это давно ожидаемое авторитетное научное издание, которое призвано способствовать формированию исторического сознания российского общества, его позитивной национальной идентификации.

Актуальность подобному проекту придает ещё одно важное обстоятельство. В последние полтора десятилетия в России стала поднимать голову лженаука - причём в самой невежественной и вызывающей форме. Псевдонаучные доводы часто пропагандируются падкими на сенсации публицистами. А это вовсе не безобидная вещь. В результате появляется множество высосанных из пальца идей, например, о монополии на преемственность какого-нибудь современного этноса от великих, с их точки зрения, народов древности. Конъюнктура рынка заставляет издателей отыскивать и массово тиражировать "неординарные" работы, вне зависимости от их научной ценности.

Серьёзные же, академические труды издаются, как правило, мизерными тиражами, а рядящаяся в научность публицистика и лженаука - гигантскими. Голос исторической науки почти не слышен, из-за чего она не в полной мере выполняет свою важнейшую общественную функцию - способствовать формированию мировоззрения, скрепляющего нацию на основе достоверной картины исторического прошлого.

Оптимальный способ противодействия лженауке - не только опровержение её домыслов, но и креативное, высокопрофессиональное противопоставление неправде - правды. Наш труд нацелен на создание добротной профессиональной истории, пользующейся авторитетом и таким же влиянием в обществе, как, к примеру, французская "школа Анналов" или Кембриджский курс всемирной истории.

Уверен: обобщающий труд по истории России, написанный на современном научном уровне, будет востребован в образовательном и воспитательном процессе в средней и высшей школах, при написании учебников и учебных пособий, при формировании личности и ценностных ориентиров молодого поколения. Для авторов школьных и вузовских учебников по истории России он призван будет служить своего рода камертоном при описании событий прошлого. Главный принцип издания: история нашей страны является самоценной и должна служить основой для воспитания национального достоинства. Размывание же социальной памяти как важнейшей компоненты жизни социума грозит деградацией общества.

- Однако такой грандиозный замысел представляет собой сложнейший интеллектуальный и гражданский вызов для историка - как на концептуальном, так и на предметном уровне. Нам известно, сколько подобных трудов в прошлом либо не были завершены, либо стали "мёртвым грузом", жертвой изменившихся идеологических установок...

- Сложность задачи не отменяет её общественной актуальности и академической обоснованности. В многотомной "Истории России" должна быть представлена обьективная и всесторонняя картина прошлого нашей страны, написанная вне каких-либо политических, идеологических, религиозных и иных внешних установок.

На сегодняшний день не существует одной универсальной методологии, способной полноценно отразить многообразие всех периодов и проблем российской истории. По этой причине имеет смысл подойти к решению теоретико-методологических проблем, исходя из специфики предмета изучения и исследовательских задач. Особую актуальность для исследования российского прошлого, включая и советский период, приобретает теория модернизации, которая в последнее время тесно увязывается с цивилизационным подходом. Специалисты приходят к выводу, что у каждой страны, в связи с её историческими, политическими, культурными и иными особенностями, был свой особый "модернизационный путь". Был такой путь и у России, и его исследование на всем протяжении отечественной истории является одной из основных задач издания. Мы стремимся к обьективному постижению истории как закономерного процесса, отрицая постмодернистский подход, призывающий заменить классическую историческую науку интуитивистскими рассказами о прошлом.

В авторский коллектив "Истории России" планируется привлечь представителей исторического сообщества России - ученых академической (в первую очередь из институтов Отделения историко-филологических наук РАН) и вузовской науки, а также ряд наиболее значимых зарубежных исследователей. Такой подход к формированию команды создателей иноготомника также будет важной новацией в технологии и методике работы.

- А каков будет хронологический, предметный и географический размах проекта? Ведь это далеко не формальный аспект, а вопрос концептуального, историко-политического свойства.

- Общая хронология издания включает период с появления древнейших поселений человека на территории нынешней Российской Федерации и до начала XXI века.

Наряду с обобщением исторического материала в рамках традиционных направлений исследований (экономическая, социальная, политическая история, история реформ, народных движений и освободительного движения, история внешней политики, культуры), необходимо учесть новые методы исторической науки, такие как микроистория, история повседневности, историческая и культурная антропология, герменевтика и другие. Следует дополнить традиционно приоритетные для подобных изданий сюжеты государственной истории и истории политических институтов темами по культурной и социальной истории, общественным представлениям, быту и повседневности разных социальных групп. В рамках проекта намечается программа исследований малоизученных вопросов российской истории, которая поможет наметить дальнейшие перспективы развития мирового россиеведения. К реализации программы рассчитываем привлечь и молодых ученых-историков, для которых участие в проекте станет хорошей научной школой и даст возможность реализовать свой творческий потенциал.

При освещении истории нашей страны, особенно её древнейшего периода, невозможно обойтись без серьёзной кооперации с археологами, поскольку в последние десятилетия существенно возросла роль археологии в изучении истории России, причём не только для ранних этапов истории человечества на территории современной России, этногенеза славян, истории восточных славян и Древне Руси, но и для более поздних периодов, вплоть до XVIII столетия.

Одним из важнейших направлений исследования видится проблема освещения истории России как многонационального государства. Необходимо показать особенности развития отдельных регионов и народов, входивших в состав России / СССР, закономерности развития многонационального государства. Здесь мы рассчитываем на тесное сотрудничество с Институтом этнологии и антропологии РАН.

Чрезвычайно острый вопрос - трактовка пребывания различных народов и регионов в составе Российского государства. Большинство российских историков не приемлет оценку имперской политики по отношению к присоединенным народам как колониальной и, соответственно, не считают время их пребывания в составе Российской державы "колониальным периодом", на чём подчас настаивают наши коллеги-историки из стран СНГ.

История России показывает, как постепенно происходила адаптация множества народов на колоссальном евразийском пространстве. Здесь сказались и огромные расстояния, и открытая демократичная русская культура, и традиционная установка правящих кругов на сотрудничество с этническими элитами и многое другое. Всё это сплачивало полиэтническую систему, придавало ей имперскую прочность.

Общий подход к истории бывших советских республик (Прибалтика, Молдавия, Закавказье, Средняя Азия и Казахстан), а также национальных окраин Российской империи (Польша, Финляндия, Русская Америка) заключается в том, что история этих регионов должна быть представлена не с древнейших времён, а за период их пребывания в составе России / СССР (возможно, с краткими очерками о более раннем периоде их истории). Однако историю Украины и Белоруссии в силу их общего с Россией восточнославянского прошлого, а также совместного с Россией начала истории в Древнерусском государстве следует освещать подробно.

Национальные регионы современной России и их история должны быть представлены во всей полноте, на всех хронологических этапах, несмотря на то, что изначально они не входили в состав России, а некоторые из существовавших на их территории политических образований исчезли ещё до образования Российского государства (Хазария, Волжская Булгария, Аланское царство, Золотая Орда, татарские ханства и др.). Истории соответствующих регионов будут отведены отдельные главы в каждом хронологическом разделе. В тексте издания должен быть представлен и материал об истории основных регионов России с преобладанием русского населения.

В отличие от предшествующих обобщающих трудов в многотомнике больше внимания должно быть уделено роли религий в истории России, традиционно многоконфессиональной стране. Интерес представляют вопросы отношений Церкви и общества, влияние Церкви на социально-политическое и экономическое развитие России, основные идейные течения церковной мысли и их значение в формировании официальной идеологии.

История внешней политики России будет освещаться в контексте международных отношений, по линии выявления геополитических приоритетов на разных этапах истории страны и их воплощения во внешнеполитической доктрине и реальной внешнеполитической деятельности.

- Наш журнал приветствует инициативу ИРИ РАН и готов предоставить свои страницы для апробации замысла и концепций будущего многотомника.

Юрий Петров, доктор исторических наук, директор Института российской истории РАН

По информации - журнал "Родина", N"9, 2012