Михаил Богуславский

"РУССКИЙ КОМЕНСКИЙ". КАК ЛОМОНОСОВ СОЗДАЛ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) — "универсальный человек", не только оставивший уникальный след в мировой науке и отечественной культуре, но и ставший отцом российской средней школы. О педагогических идеях и достижениях выдающегося ученого РИА Новости рассказал член-корреспондент Российской академии образования Михаил Богуславский.

"... на пне при свете Северного сияния"

Принято считать, что Ломоносов происходил из бедной крестьянской семьи. Это не так: отец его, Василий Дорофеевич Ломоносов, владел рыболовецкой артелью из нескольких судов и был человеком весьма преуспевающим.

Родился Михаил Васильевич 8 ноября 1711 года в деревне Мишанинской Двинского уезда Архангелогородской губернии. Поселение это находилось на одном из островов в дельте Северной Двины, напротив городка Холмогоры.

Почерк, грамотность и стиль письма юного Ломоносова позволяют усомниться в том, что обучался он "урывками, без системы и должного руководства", "на пне при свете Северного сияния", как писал об этом он сам.

Низовья Двины в те времена отнюдь не были "культурной пустыней". Еще в 1670 году в окрестностях Холмогор, в Антониево-Сийском монастыре была создана типография, в 1714 году при Николаевском Корельском монастыре была открыта школа.

В 1723 году в самих Холмогорах было учреждено славяно-русское архиерейское училище. Вероятнее всего, будущий ученый на протяжении четырех лет обучался именно там, на что имел право как внук священника.

Откуда есть пошла отечественная школа

Ломоносова правомерно может считать отцом российской средней школы, "нашим Яном Коменским". Он обосновал и спроектировал систему единого непрерывного образования — от начальных "школ грамотности" до Академии наук, где проходила своего рода "постдипломная практика".

Базовые "школы грамотности" Ломоносов предлагал создать в каждом городе, в губернских городах — гимназии, а в крупных региональных центрах — университеты.

Знание для всех

Педагогическая программа, намеченная великим ученым, была демократичнее не только прагматичной педагогики петровской эпохи, но превосходила даже просветительскую идеологию Екатерины II. Ломоносов безгранично верил в творческие силы народа, утверждая, что "мальчики из простонародья к учебе наиболее способны".

Главные недостатки современного ему образования Ломоносов видел в низком уровне грамотности населения и в преобладании иностранцев в науке и высших учебных заведениях. Он всегда отстаивал всесословный характер образования на всех уровнях. "Ни единому человеку не запрещено в университете учиться", писал ученый.

Созданный им под патронажем графа И.И. Шувалова Московский университет в полной мере отвечал этому принципу. О демократизме этого заведения красноречиво говорит тот факт, что граф настоятельно требовал от студентов не посещать занятия в "армяках и лаптях", то есть в самой простонародной одежде.

В проекте устройства Академии наук Ломоносов писал: "Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках и что наше Отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости, но и в рассуждении высоких знаний".

В своей образовательной теории Ломоносов сочетал заботу о национальной культуре с вниманием к иностранным традициям и тенденциям, так как считал педагогику неотъемлемой частью мировой культуры, ключом к ее развитию.

Он не противопоставлял воспитательный опыт наций и народов, входивших в состав России и соседствующих с ней, а предлагал использовать все прогрессивное для развития и укрепления народной педагогики.

Фундамент русской науки

Благодаря Ломоносову наука впервые заговорила на русском языке и стала одной из краеугольных ценностей российской культуры. Он первым начал читать лекции на русском и издал соответствующие пособия. До него преподавание велось на латыни или на немецком.

"Российская грамматика" Ломоносова, выдержавшая 14 переизданий, на долгие годы стала лучшим школьным учебником и не утратила своего научного значения до сих пор. Особым успехом пользовалась "Риторика", изданная в 1748 году, — первое отечественное руководство по ораторскому искусству. Оформленная великим ученым норма литературного языка имела огромное политическое значение, так как способствовала централизации государства.

Михаил Васильевич первым в России подчеркнул, что развитие науки определяется интересами государства, а потому государство обязано заботиться о модернизации образования и воспитании кадров. Созданные им учебные программы хотя и базировались на естественных науках, отличались рельефной культурно-исторической и патриотической направленностью.

Образованность и научная работа, по мнению Ломоносова, невозможны без чувства национального достоинства и твердой культурной самоидентификации. Цель воспитания ученый видел в формировании "истинных сынов Отечества", важнейшие черты которых — трудолюбие и любовь к науке, высокая нравственность и самоотверженное служение на благо Родины.

Михаил Богуславский — председатель научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.

Источник: РИА Новости

25.05.2022