Светлана Сибина, Руслан Мельников, Александр Шестаков, Олеся Нематова

ЧТО МОЖНО ОБНАРУЖИТЬ В СОБРАНИЯХ МУЗЕЕВ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ

Знакомство с городом вряд ли будет полноценным без посещения музеев. Час-полтора, например, в любом краеведческом - и есть общее, объемное представление о том, как и когда обосновались люди в этих местах, чем жили в древние времена, чем - сейчас. Очень интересно, познавательно! При этом местные музеи, случается, обладают настолько уникальными экспонатами, что впору отправиться в поездку ради них - нигде больше и не увидишь. О нескольких таких артефактах рассказывают корреспонденты "РГ".

Достоевский под лупой

Необычный вернисаж "Достоевский в миниатюре" организовал известный омский художник-микроминиатюрист Анатолий Коненко. В экспозиции немало уникальных работ, в частности, обложки двух микрокниг выполнены из старинного кирпича. Обломки мастер нашел на раскопках омского острога, в котором писатель провел четыре года.

В числе экспонатов - бюст Федора Михайловича, вырезанный из трехмиллиметрового грифеля карандаша. Барельеф классика на половинке вишневой косточки. Его портрет на срезе кедрового ореха. Микроскопические копии рукописей. Крошечные макеты крепостного острога и комендантского дома. Плюс десяток книг, самая маленькая из которых "Белые ночи" размером всего 8х9 миллиметров. Несмотря на микроскопичность, все томики отличаются высоким качеством печати и отлично читаются под лупой. Каждая книга имеет авторские иллюстрации. Например, второе издание "Записок из Мертвого дома" содержит 72 миниатюрные графические работы, нарисованные вручную под микроскопом. Деревянная обложка украшена шипами, которые угрожающе топорщатся во все стороны.

- Таким образом мне хотелось передать состояние Достоевского, заточенного в мрачный острог. Четыре года каторги стали для него настоящим испытанием, - поделился с "РГ" Анатолий Коненко.

В витринах вернисажа - новая монета с изображением Воскресенского собора, где бывал Достоевский. Портреты людей, которые помогали ему пережить каторгу. А вот настоящий жук, только в крошечных кандалах. Точно в такие, только массивные и тяжелые, был закован писатель.

Камень оленьего народа

Официально саамы давно приняли христианство, но некоторые из них все еще почитают духов. Жители Ловозерского района Мурманской области рассказывают, что в тундре нередко можно найти подношения возле священных камней-сейдов. В основном духов задабривают оленьими рогами. И это не случайно. В ловозерском музее кольских саамов установлен необычный экспонат - огромная глыба с наскальной живописью. Более 60 петроглифов, изображающих людей и оленей, набиты друг на друге еще в первом тысячелетии до нашей эры. Рисунки на поверхности валуна оставляли несколько поколений. На камне присутствуют сцены рождения и начала жизни. Древние художники запечатлели, как олениха-важенка рожает олененка и как лежащая на олене женщина с округлым животом рожает ребенка. А есть и петроглиф, изображающий, как женщина рожает… олененка. "Саамы говорили: мы - олений народ и прародитель наш - священный олень Мяндаш", - рассказывает экскурсовод. А местные жители утверждают, что, если возле этого камня загадать желание, оно обязательно сбудется.

По образу и подобию

В 1722 году Святейший Синод запретил использовать в богослужении скульптуры богов. Несмотря на серьезность распоряжения церковных властей, во многих регионах страны, особенно северных, местное население не особо к нему прислушалось. Здесь так и продолжили вырезать фигуры различных ангелов, спасов и святых.

Спустя столетия эта традиция позабылась, и статуи постепенно вышли из "моды". Они терялись, разрушались и до нашего времени дошло не так уж и много. В Пермском крае стараниями краеведа Николая Серебренникова их собрано, пожалуй, больше, чем где-либо. Сегодня все они выставлены в Пермской художественной галерее.

Ученый впервые обнаружил скульптуры в 1922 году в заброшенной часовне. За следующие три года Серебренников вместе с этнографом Александром Сыропятовым собрал в отдаленных и уже даже не жилых деревнях и селах Прикамья 280 подобных изваяний.

Чаще всего православные фигуры находили в церквях на севере края: в Усолье, Соликамске, Чердыни.

В обширную коллекцию попали как примитивные фигуры, так и настоящие произведения искусства. Статуи делали из сосны, так как это дерево легко поддается обработке: материал высушивали, а затем приступали к созданию образа: вырезали, шлифовали, красили, расписывали и покрывали лаком.

Как правило, изготовлением иконостасов с фигурами занимались послушники пермских монастырей. Но были сельские умельцы. До нас дошла информация только об одном из них - резчике из Лысьвы, крепостном Дмитрии Домнине.

Самое известное его произведение - скульптура "Саваоф": Бог-отец сидит в облаках и держит скипетр и державу. А "Сидящий Иисус" из Соликамска признан самой реалистичной из фигур пермских богов.

Скопировали пещеру

Ученые, работавшие в пещере Шульган-Таш в Бурзянском районе Башкирии, давно беспокоились о судьбе уникальных изображений, сделанных здесь первобытными людьми примерно 15 тысяч лет назад. Из-за наплыва туристов микроклимат уникального памятника изменялся, и рисунки могли исчезнуть. Возникла идея создать копию пещеры, в которой туристы могли бы бывать вместо настоящей.

В этом году историко-музейный комплекс открыли. Он расположился в полутора километрах от знаменитой пещеры, на месте бывшей деревни Мурат-Тугай. Над коллекцией музея работали всем миром. Например, факсимиле наскальных рисунков сделали во Франции. А орудия труда первобытных людей прислали коллеги из Воронежа. Якутия передала в дар музею останки древних животных.

- Аналогичного комплекса нет как в России, так и в ближнем зарубежье, - рассказывает директор музея Фавзил Маликов. - Наибольшее любопытство, конечно, вызывают точные копии трех панно с наскальной живописью - "Восточное", "Западное", "Лошади и знаки". Все вместе они весят почти три тонны. На них изображены мамонты, носороги, неразгаданный геометрический знак в виде трапеции с "ушками" и все, что представлено внутри настоящей пещеры Шульган-Таш.

Факсимиле выполнено по специальной технологии из акриловой смолы с добавлением мраморной крошки. Рисунки наносили так же, как и 15 тысяч лет назад наши предки, - охрой и углем. Охру тогда получали из бурого железняка - его размельчали и добавляли жир животного. Для получения черной краски использовали древесный уголь.

Источник: Российская газета

21.09.2022