А.Н.Гей, С.А.Комиссаров

КУРГАН

КУРГАН - погребальное сооружение в виде насыпи из земли, камня. Наряду с функцией памятного сооружения, Курган может выполнять роль культового места или святилища – как для поминальных ритуалов, так и не связанных непосредственно с погребальным обрядом, межевого знака, маркирующего территорию определённого коллектива, дозорной вышки и т. д. Слово «Курган» в русском языке заимствовано из тюркских языков, для некоторых культур используются и другие термины (могила у южных славян, сопка в севеверных областях России, тумулус в Западной Европе, каирн на атлантическом побережье Франции, маунд в Северной Америке и т. д.). Курганы могут иметь до 200 м в поперечнике и высоту более 20 м; быть в плане круглыми, прямоугольными, овальными, вытянутыми на сотни метров, сложных очертаний (например, с отходящими от основания насыпи валами-«усами») и т. д.; иметь насыпь – простую и с разнообразными конструктивными компонентами (досыпки, облицовки, крепиды и другие); иметь включённые в насыпь или примыкающие ограждения (ровики, частоколы, кромлехи и др.). Некоторые Курганы (например, тагарской культуры) не насыпались, а выкладывались из блоков дёрна; в этом случае точнее термин «кладка», а не «насыпь». Погребения могут помещаться в яме под Курганом, на уровне древней поверхности земли или в насыпи Кургана. Среди захоронений в Курганах различают первичные, или основные, совершённые до завершения насыпи, и вторичные, или впускные, помещённые в более древний Курган (могли сопровождаться досыпками, увеличивавшими размеры первоначальной насыпи); Курган, включающий группу близких по времени погребений, может быть рассмотрен как могильник. Изучение стратиграфии разновременных погребений играет важную роль для установления хронологии и взаимоотношений археологичих культур. Курганы бывают одиночными, но чаще образуют скопления, или курганные группы,  – могильники, включающие до нескольких тысяч насыпей (курганы Константиновского плато под Пятигорском, Гнёздово и др.).

Курганы известны в культурах различных народов Евразии, Африки, Америки. Связанные с ними обряды возникали независимо, под воздействием сходных идей. Это могло быть стремлением надёжно укрыть усопшего и укрыться от него, «придавив» могильным холмом. В ряде культур семантика кургана отражает также символику оси мира (axis mundi), «мировой горы», соединявшей различные сферы бытия, и другие представления, в том числе связанные с погребением. Вероятно использование курганов для астрономических наблюдений, что подтверждает их связь с космологией.

Древнейшие курганы появились в финале неолита и энеолите (2-я пололовина 5-го – начало 4-го тыс. до н. э.) в каспийско-черноморских степях у населения  хвалынско-среднестоговской культуры и ранней ямной культуры в связи с формированием подвижных форм скотоводства и широким заселением степей. Вскоре курганы стали возводиться в Предкавказье (майкопская культура). С 4-го тыс. до н. э. возводят курганы, неординарные по размерам и богатству захоронений (например, Майкопский курган), широкое распространение они получают позднее, в эпоху перехода от первобытного строя к раннеклассовому и в рамках ранних государств (так например царские курганы скифской археологической культуры; Салбык, Аржан в Южной Сибири и т. д.). В 4–3-м тыс. до н. э. предположительно в результате миграций отдельных степных групп курганы распространились на Балканы и через долину Дуная – в Центральную Европу, в Закавказье, Северный Иран и Малую Азию (Сигердан, беденская культура и др.), в Южную Сибирь (афанасьевская культура) и т. д. К этому же времени относится появление курганов у мегалитических культур приатлантических районов Европы, однако связь их со степными курганами гипотетична.

С бронзового века курганы остаются одной из основных форм погребальных сооружений у народов степной и лесостепной зон Евразии (ямная культура,  катакомбная культура, срубная культура и другие общности бронзового века; скифы, сарматы и древне-иранские группы железного века; хунну, оставившие знаменитые курганы в Ноин-Ула; тюрки, другие кочевые народы Средневековья и др.). В средней полосе и на севере Европы курганы периодически сооружались кельтами, германцами, славянами, их предками и другими народами вплоть до утверждения христианской обрядности (нередко и длительное время после крещения); у ряда народов Северного Кавказа – в основном до утверждения ислама (например, у адыгов – до 16–17 вв.). Позднее курганы могли использовать как удобные места для кладбищ (например, ногайцы, казаки). В культурах древнего и средневекового Китая распространяются крупные курганы над могилами правителей и элиты (возможно, под влиянием северных кочевых племён) в эпоху Чжаньго (5–3 вв. до н. э.). К крупнейшим относится насыпь высотой до 83 м в составе комплекса Цинь Шихуанди мавзолея. Ханьские императорские некрополи включали курганы императора и его приближённых (например, генерал Хо Цюйбина в комплексе Маолин имп. У-ди). В Корее курганы сооружались над могилами правителей Трёх государств (Когурё,  Пэкче, Силла). Особую известность из-за богатых находок получили курганы 5–6 вв. близ современного города Кёнджу. На Японских островах в 3–7 вв. существовала культура Кофун, название которой (японский «древний курган») указывает на основной тип погребальных сооружений элиты.

В Северной Африке большие некрополи из конусообразных курганов диаметром до 12 м расположены в Марокко, севернее Сахары (Фум-ар-Раджам, Эрфуд; от 3 в. до н. э. до исламизации в 7–11 вв.). В районе Эль-Аджаль (в Южной Ливии) выявлено ок. 4500 полусферических или ступенчатых насыпей. Их соотносят с гарамантами, появившимися в Северной Африке, вероятно, во 2-м тыс. до н. э. В Нубии (на территории Египта) исследованы курганы Балланы, которые связывают в основном с государством Нобадия (5–6 вв.), но не исключены и более ранние даты.

На территории Северной Америки около 100 тысяч курганов выявлено на востоке США и Канады. Наиболее ранние из них сооружались с середины – 2-й половины 1-го тыс. до н. э. носителями культуры Адена, в более поздней культуре Хоупвелл известны фигурные курганы (в форме птицы, змеи, человеческой фигуры и т. д.). В культуре Миссисипи  курганы приобретают форму ступенчатых пирамид, в которых продолжали совершать погребения, но использовали их и в качестве оснований для построек, в том числе Монкс-Маунд в Кахокии – крупнейшее земляное сооружение в Северной Америке до появления европейцев.

Иногда курганы возводили народы, практиковавшие иные формы погребальных конструкций (курганы над захоронением греков, павших в Марафонской битве, и др.). Ныне практикуется возведение курганов – мемориальных памятников, например, на местах боёв Великой Отечественной войны или посвящённых другим событиям.

В географии курганы называют и естественные всхолмления (высотой до 20 м, поперечник более 100 м), встречающиеся группами и поодиночке главным образом в степной полосе Восточно-Европейской равнины (Мамаев курган и др.).

Библиография:

. Грязнов М.П. Курган как архитектурный памятник // Тезисы докладов на заседаниях, посвященных итогам полевых исследований в 1960 г. М., 1961; он же. Аржан. Царский курган раннескифского времени. Л., 1980;

. Кореневский С. Н., Белинский А. Б., Калмыков А. А. Большой Ипатовский курган на Ставрополье... М., 2007;

. Марсадолов Л. С. Палеоастрономические аспекты Большого Салбыкского кургана в Хакасии // Алтае-Саянская горная страна и соседние территории в древности. Новосиб., 2007.

Источник: https://bigenc.ru/

05.08.2022