Л.С. Грибова

ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ

Для изучения истории древнего народного искусства Приуралье - один из интереснейших районов мира. Здесь сохранилось до сих пор много выразительных памятников, относящихся к различным этапам общественного развития, пройденным племенами и народами этой глубинной зоны евроазийского континента в течение многих тысячелетий.

Произведения искусства наиболее богато представлены в памятниках, относящихся к эпохе обработки железа. Эта эпоха в Приуралье начинается с ананьинской культуры (VIII-III вв. до н.э.), которая, как полагают некоторые исследователи (О.Н. Бадер, В.А. Оборин, 1958, стр. 126), явилась базой развития многих финно-угорских, в том числе и пермских, племен и оказала сильное влияние на культуру племен, населявших бассейны рек Печоры, Северной Двины, Беломорье, район озер Лача, Вожа, Кубенское и Белое (каргопольская культура) и Верхнее Поволжье (см. П.Н. Третьяков, 1966, стр. 144).

Ввиду того, что ананьинская культура сложилась на базе ряда местных культур бронзового века под влиянием более южных и сибирских культур, а в процессе развития она испытала сильное влияние скифской культуры (см. А.П. Смирнов, 1952, стр. 63), в ней сосуществовали, а затем и слились несколько разных стилей искусства. Наряду с изображениями животных и человека в статичной манере, свойственной памятникам неолитических торфяников и наскальной живописи, в ананьинской культуре появились динамичные "скифские" формы с мотивом "борьбы зверей", "свернувшегося хищника", сложные образы в виде фантастического грифона и др., характерные для скифо-сарматского искусства.

В результате слияния местных и более южных форм искусства в Приуралье в конце I тысячелетия до нашей и в начале нашей эры возникло и стало развиваться своеобразное искусство металлической пластики, так называемый пермский звериный стиль. Название это условно. Оно принято в период первых исследований предметов этого стиля (вторая половина XIX в.), найденных на территории бывшей Пермской губернии, главным образом в бассейне Верхней Камы.

Позже металлические предметы пермского звериного стиля в значительном количестве были найдены на обширной территории Предуралья к северу от Прикамья (реки Печора, Вычегда), а также в Зауралье, на Оби и Иртыше, преимущественно по их левым притокам, т.е. по рекам, текущим от Уральских гор. Этот стиль было бы правильней называть уральским звериным стилем или даже чудским - ввиду преимуществен зрения обско-угорской мифологии, В.В. Чарнолусский - с точки зрения мифологии саамов (1965, 1972).

Почти все исследователи пермского звериного стиля указывали на тотемическую природу происхождения его образов, но конкретных исследований в этом плане немного, причем они касаются обычно семантики каких-нибудь отдельных групп изображений, а не всего стиля в целом.

Несмотря на большую литературу по данной проблеме, сущность образов звериного стиля полностью не раскрыта, много в них еще остается загадочного и таинственного, прикрытого завесой времени. Что представляет собою это искусство по смысловой значимости, на какой почве оно могло зародиться, какие социально-экономические и идеологические истоки питали его в течение значительного хронологического периода - более полутора десятка веков (если считать его отголоски в искусстве народов Приуралья, дошедшие вплоть до настоящего времени, то этот хронологический диапазон значительно расширится).

Литература:

Анучин Д.H. К истории искусства и верований у приуральской чуди.- МАВГР, т. III. М., 1899.

Вадер О.Н. Камская археологическая экспедиция в 1950 г.- КСИИМК, вып. IX, X. М., 1953.

Вадер О.Н. и Оборин В.А. На заре истории Прикамья. Пермь, 1958.

Бадер О.Н. Каповая пещера. М., 1965.

Блинов Н.H. Языческий культ вотяков. Вятка, 1898.

Вогаевский П.М. Очерк религиозных представлений вотяков.- ЭО, 1890, № 1.

Буров Г.М. Вычегодский край. М., 1965.

Буров Г. М. Археологические находки в старичных торфяниках бассейна Вычегды.- СА, 1966, № 1.

Буров Г.М. Древний Синдор, М., 1967.

Буров Г.М. В гостях у далеких предков. Сыктывкар, 1968.

Варыш. Из легенд коми народа.- "Коми му", 1924, № 7-10.

Верещагин Г.Е. Вотяки Сосновского края.- ЗРГО по отд. эти., XIV, вып. 2, СПб., 1886.

Верещагин Г.Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии.- ЗРГО, по отд. эти., т. XIV, вып. 3. СПб., 1889.

Верещагин Г. Остатки язычества у вотяков. Вятка, 1895.

Верещагин Г.Е. Старые обычаи и верования вотяков.- ЭО, кн. 81-82. M., 1908.

Верещагин Г.Е. Человеческие жертвоприношения вотяков.- ИАОИРС, № 10, Архангельск, 1911.

Вологаин П. Лесное царство.- "Слово", сент.- окт. 1878.

Генинг Ф.В. Наскальные изображения Писаного Камня на р. Вишере.- СА, 1954, № 21.

Грен А.Н. Зырянская мифология.- "Коми му", 1924, № 4-5; 1925, № 7-10.

Грибова Л.С. Культ "древних" у коми-пермяков.-У П МКАЭН. М., 1964 (а).

Грибова Л.С. Традиционная резьба на сельских постройках коми-пермяков.- СЭ, 1968, № 6.

Грибова Л.С. Историческая традиция в народном искусстве коми-пермяков (автореферат дисс. на соиск. уч. стегт. канд. ист. наук). М., 1969.

Грибова Л.С. Сложный образ пермского звериного стиля.- Труды ИЯЛИ КФАН, № 13. Сыктывкар, 1972 (а).

Грибова Л.С. Древние мотивы в меховой мозаике северных коми.- Труды ИЯЛИ, № 13, Сыктывкар, 1972 (б).

Гондатти Н.Л. Следы языческих верований у маньзов.- ИОЛЕАЭ, труды этнограф'. отд., т. VIII. М., 1880.

Гондатти Н. Л. Культ медведя у иного-родцев Северо-Западной Сибири.- ИОЛЕАЭ, т. 48, вып. 2, 1888.

Городцов П.А. Чудь. (Западно-Сибирская легенда).- ЭО, № 1-2, кн. 69. М., 1906.

Городцов В.А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве. - Труды ГИМ, т. 1. М., 1926.

Городцов В.А. Подчеремский клад.-СА, 1937, № 2.

Голубева Л.А. Коньковые подвески Верхнего Прикамья.- СА, 1966, № 3.

Гусев Д.И. Коми-пермяцкие народные предания о Пере-богатыре. Кудымкар. 1956.

Гуслицер Б.И. и Канивец В.И. Пещеры Печерского Урала. М.- Л., 1965.

Добротворский Н. Пермяки.- "Вестник Европы", т. 2-4. М., 1883.

Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVIII в.- ТИЭ, т. 55, М., 1958.

Долгих Б.О. Родовая экзогамия у нганасан и энпев.- "Сибирский этнографический сборник", вып. IV. М., 1962. Долгих Г.О. Род, фратрия, племя у на родов Северной Сибири, вып. VII, МКАЭН. М., 1964. Домокош Дяллаи. Роль белого коня в преданиях секлеров. - Ethnographia, (Будапешт), LXIII, 1962.

Ермолаев А.П. Ишимская коллекция. Красноярск, 1914.

Ефименко П.С. Заволочьская чудь. Архангельск, 1868.

Ешевский С. Заметка о пермских древностях.- "Пермский сборник". № 1 отд 1. М., 1859.

Збруева А.В. Идеология населения Прикамья в ананьинскую эпоху.- ТИЭ, т. l. M.-Л., 1947.

Збруева А.В. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху.- МИА, № 30. M., 1952.

Збруева А.В. Население берегов Камы в далеком прошлом. - "По следам древних культур". М, 1954.

Золотарев А.М. Пережитки тотемизма у народов Сибири. Л., 1934.

Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964.

Зуев В.Ф. Материалы по этнографии Сибири XVIII в.- ТИЭ, нов. сер., т. 5. М.-Л., 1947.

Иванов С.В. Мамонт в искусстве народов Сибири.- Сборник МАЭ, вып. 11. М.-Л., 1949.

Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник.- ТИЭ, т. 81, М.- Л., 1963.

Камасинский Я. Около Камы. М., 1905.

Канивец В.И. Канинская пещера. М., 1964.

Канивец В.И. Работы в Печорском Приполярье.- "Археологические открытия 1971 года". М., 1972.

Королева Н.С. Народное искусство пермских финно-угров (автореферат дисс. на соиск. уч. стоп. канд. искусствов.). М., 1969.

Костиков Л.В. Законы тундры. - "Труды полярной комиссии", вып. 3. Л., 1930.

Кривощеков И.Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда. Пермь, 1914.

Крупкин Ал. Верования пермяков инородцев,- ИАОИРС, № 4 и 5. Архан-гельск, 1911.

Крутецкий А. Коми-пермяцкие руноэ-зы.- "Дружба народов", кн. 5, 1940.

Кузнецов С.К. К вопросу о Биармии.- ЭО, кн. 65-66. М., 1905.

Лашук Л.П. Формирование народности коми. М., 1972.

Лещенко В.Ю. Восточные клады на Урале в VII-XIII вв. (по находкам художественной утвари) (автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук). Л., 1971.

Луначарский А.В. Пермские боги.- "Прометей", т. 2. М., 1967.

Лунегов И.А. Тимшерская находка.- КСИИМК, вып. 30. М., 1949.

Лунегов И.А. Редикарский могильник.- КСИИМК, вып. 57. М.-Л., 1955.

Лунегов И.А. Усть-язьвинская находка идола.- СА, 1967, № 2.

Луппов П.П. Из наблюдений над бытом удмуртов Варзиятчинского края Вотской автономной области.- Труды НОИВК, вып. 3. Ижевск, 1927.

Львов В. Самоеды. М., 1903.

Маковецкий И.В. Памятники народного зодчества Русского Севера. М., 1955.

Малахов М. Быкобой у пермяков в день св. Флора и Лавра.- ЗУОЛЕ. т. XI, вып. 1, 1887.

Мошинская В.И. Материальная культура и хозяйство Усть-Полуя.- МИА, № 35. М., 1953.

Новицкий Гр. Краткое описание о народе остяцком. СПб., 1884.

Новокрещенных H.H. Гляденовское костище.- Труды ПГУАК, вып. XI, Пермь, 1914.

Оборин В.А. К вопросу об удмуртско-пермяцких связях в IX-XV вв. (по археологическим данным).- Уч. зап. Молотовского гос. ун-та, т. XI, вып. 3. Молотов, 1956.

Оборин В.А. Коми-пермяки в IX-XV вв. Родановская культура, (автореферат дисс. на соиск. уч. ст.канд. ист. наук). М., 1957.

Оборин В.А. К истории охоты и скотоводства у древних коми-пермяков.- Уч. зап. Перм. ун-та, т. 12, вып. I. Пермь, 1960.

Оборин В.А. Немые свидетели. Пермь, 1965.

Оборин В.А. Этнические особенности средневековых памятников Верхнего Прикамья. - "Вопросы археологии Урала", вьш. 9. Свердловск, 1970.

Оглоблин Н.Н. Остяцкие знамена XVII в.- "Исторический вестник", 1889 № 10.

Оглоблин H.H. Знамена Сибирских инородцев XVII в.- "Екатеринбургская Неделя",1891, № 4.

Окладников А.Л. Олень золотые рога. М.- Л., 1964.

Осокин И.К вопросу о миссионерской деятельности преп. Трифона Вятского в Пермском крае. - Труды ПГУАК, вып. VII. Пермь, 1904.

Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской Империи, ч. I, ч. II (кн. 1 и 2), ч. III (пол. 1 и 2). СПб., 1773-1788.

Плесовский Ф.В. Космогонические мифы коми и удмуртов. - Труды ИЯЛИ КФАН, вып. 13. "Этнография и фольклор коми", Сыктывкар, 1972.

Плесовский Ф.В. Важ коми кыв тэчасъ-яс.- "Коми му", 1973, № 9.

Плесовский Ф.В. Проблемы истории первобытного общества.- ТИЭ, т. 54. М., 1960.

Прокофьев Г.Н. Церемония оживления бубна у остяков самоедов.- "Известия Ленинградского гос. ун-та", 1930, № 11.

Ратнер-Штернберг С.А. Музейные материалы по тлинкитскому шаманству.- Сб. МАЭ, вып. VI, Л., 1927.

Руденко С.Л. Графическое искусство остяков и вогулов.- МЭ, т. IV вып. II. Л., 1929.

Серебренников H.H. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1967.

Сидоров А.С. Следы тотемистических представлений в мировоззрении зырян. "Коми му", 1924 (а), № 1.

Сидоров А.С. Памятники древности в пределах Коми края. "Коми му", 1924 (б), № 4-5, 7-10.

Сидоров А.С. Пережитки культа промысловых животных у охотников коми. "Коми му", 1926, № 5 (27).

Сидоров А.С. Идеология древнего населения коми края.- Труды ИЯЛИ КФАН, № 13. Этнография и фольклор коми. Сыктывкар, 1972.

Спицын А.А. Древности Камский чуди.- MAP, № 26, 1902.

Спицын А.А. Шаманские изображения ЗОРСАО, т. VIII, вып. I. 1906.

Стасов В.В. Коньки на крестьянских крышах.- Сочинения, ч. II. СПб., 1894.

Сыропятов А. Отражение чудовищного стиля в архитектуре крестьянских построек Пермского края.

"Пермский краеведческий сборник", вып. I. Пермь, 1924.

Талицкий М.В. Верхнее Прикамье в Х- XIV вв.- МИА, вып. 22. 1951.

Теплоухов Ф.А. Древности Пермской чуди в виде баснословных людей и животных. "Пермский край", вып. 2. Пермь, 1893.

Теплоухов Ф.А. "Кабала" или прошение лесному царю (из пермяцких суеверий). Пермь, 1895.

Теплоухов Ф.А. Чудское жертвенное место на р. Колве.- Труды ПУАК, вып. III. Пермь, 1897.

Теплоухов А.Ф. Следы былого пребывания угорского народа в смежных частях Пермской и Вятской губерний и последующая смена его пермским и русским народами.- ЗУОЛЕ, т. 39. Свердловск,1924.

Трапезников В.Н. Чудские идолы и пермские боги.-"Атеист", 1930, №. 52- 55.

Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. M.- Л., 1966.

Харузин Н.Н. Медвежья присяга и тотемистические основы культа медведя у остяков и вогулов.- ЭО, кн. 38, № 3. СПб., 1898.

Чарнолусский В.В. "Ящер" пермского звериного стиля.- ТИЭ. "Сибирский этнографический сборник", вып. IV, 1962.

Чарнолусский В.В. Легенда об олене-человеке. М., 1965.

Чарнолусский В.В. В краю летучего камня. М., 1972.

Чебоксаров H.H. Этногенез коми по данным антропологии.- СЭ, 1946, № 2.

Чебоксаров H.H. К вопросу о происхождении народов угро-финской языковой группы. - СЭ, 1952, № 1.

Чернецов В.H. Фратриальное устройство обско-угорского общества (мансов и хантов). - СЭ, 1939, № 2.

Чернецов В.H. К истории родового строя у обских угров.- СЭ, вып. VI-VII. 1947.

Чернецов В.H. Орнамент ленточного типа у обских угров.- СЭ, 1948, № 1.

Чернецов В.H. Бронза Усть-Полуйского времени.- МИА, вып. 35. Древняя история нижнего Приобья, 1953.

Чернецов В.H., Мошинская В.И. В поисках древней родины угорских народов. - По следам древних культур. М., 1954.

Чернецов В.H. Наскальные изображения Урала.- Археология СССР. Свод археологических памятников, вып. В, 4-12, М., 1964.

Чернов Г.А. Жертвенное место в северной части Болылеземельской тундры. - КСИИМК, вып. 39. 1951.

Чернов Г.А. Хэйбидя-Пэдарское жертвенное место в Большеземельской тундре. - СА, 1955, № 33.

Шаповалова Г.Г. Севернорусская легенда об олене.- Фольклор и этнография Русского севера. Л., 1973.

Шмидт А.В. Жертвенные места Вятско-Камского края. Л., 1925.

Шмидт А.В. К вопросу о происхождении пермского звериного стиля. "Сборник МАЭ", вып. VI. Л., 1927.

Эдинг Д.H. Горбуновский торфяник.- Материалы по изучению Тагильского округа, вып. 3, полутом 1. Тагил, 1929.

Эдинг Д.H. Идолы Горбуновского торфяника. - СА, вып. 4. М.-Л., 1934.

Эдинг Д.H. Резная скульптура Урала. М., 1940.

Источник: https://ethnokomi.ru

11.05.2022