Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. АВТОРЫ, ВНЁСШИЕ НАИБОЛЬШИЙ ВКЛАД В ДЕЛО ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ МИФОЛОГИИ И ТРАДИЦИИ

. ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ (1686 - 1750) - государственный деятель и зачинатель светской российской историографии. В его труде "История Российская с самых древнейших времён" имеется и раздел, посвященный язычеству. Сведения эти скудные, но они уже не исходят от идейных церковных оппонентов, хотя и язычником Татищева назвать нельзя. Его бережное и профессиональное отношение к истории родной страны и своего народа требовало ясности и в данном вопросе.

. ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1711 - 1765) - первый русский ученый-естествоиспытатель мирового уровня, поэт, художник, историк, поборник отечественного просвещения, развития русской науки и экономики. Основоположник первого российского университета, который по праву носит его имя. Совершенно уникален вклад М.В. Ломоносова в создание русского литературного языка. Его "Российская грамматика" (1755) явилась первой собственно русской грамматикой, а "Краткое руководство к красноречию" стало курсом общей теории литературы. И хотя, конечно же, Михаил Васильевич язычником себя не называл, время было не то, но по делам своим и их результатам вполне может считаться выдающимся волхвом-асом, посланцем легендарной Гипербореи.

. ГЛИНКА ГРИГОРИЙ АНДРЕЕВИЧ (1776 - 1818) - первый русский профессор из дворян, филолог-славист. Его работу "Древняя религия славян", вышедшую в 1804 году в Митаве, можно считать первой попыткой изложения древнего славянского язычества как единого целого. До него в русле обозначенной темы известны лишь две работы: "Описание древнего славянского языческого баснословия, собранного из разных писателей" М.И. Попова (1768) и "Абевега русских суеверий" М.Д. Чулкова (1786). Книга Г.А. Глинки представляет собой некоторый сборник сведений, слухов и фантазий в стиле Хераскова на обозначенную тему, она содержит материал, относящийся больше к западным славянам, чем к русскому язычеству, тем не менее направление поиска задано чётко и определенно самим названием работы. А первые шаги они всегда самые трудные.

. КАЙСАРОВ АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (1782 - 1813) - второй после Глинки Г.А. русский профессор из дворян и первый русский профессор из дворян, преподававший на русском языке. В 1804 году в Гёттингене на немецком языке издал небольшую книгу "Славянская и российская мифология", которая затем на русском языке вышла в Москве в 1807 и 1810 годах. По объему сведений работа близка труду Глинки Г.А., но при более научном подходе, с отражением имеющихся на то время в распоряжении автора источников. Для своего времени книга бесценна, была известна всем последующим авторам, интересующимся темой. Гибель в военной компании 1813 года не позволила Кайсарову А.С. реализовать многие начинания, такие как первый исторический словарь русского языка и т.д.

. СНЕГИРЁВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1793 - 1868) - русский историк, этнограф, фольклорист, археолог, искусствовед; член-корреспондент Петербургской Академии наук, член Общества любителей российской словесности. Одним из первых изучал русские пословицы, поговорки, народный быт, обряды, праздники. Автор трудов "Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках" (1831 - 1834); "Русские простонародные праздники и суеверные обряды" (1837 - 1839); "Русские народные пословицы и притчи" (1848), "О лубочных картинках русского народа" (1844); "Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества" (1846 - 1859).

. ПУШКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (1799 - 1837) - выдающийся русский поэт и писатель. Если М.В. Ломоносов заложил основы современного русского литературного языка, то А.С. Пушкин во всей полноте и красочности продемонстрировал его возможности. Это пожалуй главный вклад бояна Пушкина в развитие русского мира. Обращался Александр Сергеевич в своих произведениях и к теме язычества непосредственно. Такие строки как "волхвы не боятся великих владык..." навсегда врезаются в память читателя. Языческой тематикой наполнен сказочный цикл поэта, особенно его поэма "Руслан и Людмила".

. ДАЛЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (1801 - 1872) - русский писатель, этнограф, лексикограф, член Петербургской академии наук. Его сборник "Пословицы русского народа" (1861 - 1862) включает более 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок, прибауток. Имеются у него работы и об элементах языческого фольклора, примером может служить статья "О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа". Главным же трудом жизни В.И. Даля стал "Толковый словарь живого великорусского языка" (1863 - 1866). Это бесспорно бесценный дар Владимира Ивановича будущим поколениям.

. САХАРОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ (1807 - 1863) - исследователь быта и нравов русского народа. Сын священника, получивший медицинское образование, он всю жизнь занимался "народоведением", результатом которого стал широко известный его труд "Сказания русского народа". Данная работа выполнена в духе своего времени, то есть вполне соответствует мировоззренчески уваровской триаде: самодержавие, православие, народность. И.П. Сахаров не занимался изучением русского язычества как такового, но тот огромный фольклорный материал, им собранный и изданный, содержит бесспорно многие факты и следы язычества, свойственные его времени.

. ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1809 - 1852) - русский писатель. Известность ему принёс сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831 - 1832), насыщенный этнографическим и фольклорным материалом. Н.В. Гоголь не то что не был язычником, но можно сказать даже был ярым антиязычником, к концу жизни так и вообще сошёлся с тёмными представителями церкви. Но при этом своими "Вечерами" он впервые ввёл в массовый литературный оборот сведения о живых языческих традициях, в первую очередь о двух праздниках солнцеворота. И даже тот негатив, что вложен в описание, например, праздника Купалы, не может помешать вспомнить его добрым словом.

. ЕРШОВ ПЁТР ПАВЛОВИЧ (1815 - 1869) - русский писатель, сибиряк. Он с группой единомышленников занимался сбором сибирских сказок, песен, легенд. Неоценимым вкладом в русскую литературу стала его сказка в стихах "Конёк-горбунок". Это по настоящему языческое произведение. И если А.С. Пушкин отразил в своих произведениях лишь языческие фрагменты, то сказка Ершова вся пронизана восточно-славянской языческой символикой. Это произведение интересно ещё и тем, что затрагивает вопросы государственного устройства, один образ "чудо-юдо рыбы кит" чего стоит.

. ОСТРОВСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1823 - 1886) - русский драматург. Он написал 47 пьес различных жанров, создав целый "театр Островского". Немалое влияние на его творчество оказало участие в экспедиции по Волге, от истоков до Нижнего Новгорода, во время которой он вёл подробные записи, изучал жизнь местного населения. Для русского язычества Островский сделал неоценимый вклад в виде пьесы-сказки "Снегурочка" (1873), где гениально отобразил дух языческих праздников. Образ Снегурочки, рожденный в сказке, зажил своей жизнью, став неотъемлемым элементом нашей культуры. Так бывает только тогда, когда произведение попадает в резонанс с духовностью народа. Такой же резонанс можно отметить в нашей литературе лишь для баллады В.А. Жуковского "Светлана", которая стала началом для широко распространенного сейчас женского имени.

. АФАНАСЬЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1826 - 1871) - автор многочисленных трудов, посвященных русской истории, этнографии и фольклору. Известны его статьи: "Языческие предания об острове Буяне", "Колдовство на Руси в старину", "Ведун и ведьма", "Зооморфические божества у славян", "Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями", "Мифическая связь понятий: света, зрения, огня, металла, оружия и жолчи", "О значении Рода и Рожаниц", "Заметки о загробной жизни по славянским преданиям" и др. В историю русской культуры Афанасьев вошёл прежде всего как издатель первого фундаментального собрания подлинных русских народных сказок (1855 - 1863). К этому сборнику примыкают ещё два: "Народные русские легенды" (1859) и "Русские заветные сказки" (1867). Как обобщение комментариев и статей к сказкам появляется трехтомник "Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов" (1866 - 1869). Хотя метеорологическая концепция произведения вызывает много нареканий, тем не менее это тот фольклорный кладезь, к которому обращались в дальнейшем многие русские писатели.

. ФАМИНЦЫН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (1841 - 1896) - известный историк музыки и музыкальный критик, последний представитель мифологической школы в фольклористике. Интерес к истокам русского и славянского песенного народного творчества привёл его к изучению славянского язычества и его следов в народных песнях, заговорах, заклинаниях. Результатом стала книга "Божества древних славян". Книга эта, основываясь на европейских источниках, отражает точки пересечения нашего родного русско-славянского язычества с родственными культами европейского славянства. Фаминцыну принадлежит и ещё ряд интересных работ: "Скоморохи на Руси", "Гусли, русский народный музыкальный инструмент", "Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа: Балалайка. - Кобза. - Бандура. - Торбан. - Гитара".

. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ (1844 - 1908) - русский композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог и общественный деятель. Он оставил огромное творческое наследие, включающее 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений, романсы, два сборника русских народных песен. Произведения Римского-Корсакова отмечены горячим интересом к истории, быту, поэтическим представлениям и обычаям народа, наполнены сказочностью и языческой мифологией, широко используют сокровища русского песенного фольклора. Особо можно выделить его произведения: "Псковитянка" (1872), "Майская ночь" (1879), "Снегурочка" (1881), оперу-колядку "Ночь перед Рождеством" (1895), "Садко" (1896), "Царская невеста" (1898), осеннюю сказочку "Кощей Бессмертный" (1902), оперу-легенду "Сказание о невидимом граде Китеже..." (1903), "Золотой петушок" (1907).

. СТРАВИНСКИЙ ИГОРЬ ФЕДОРОВИЧ (1882 - 1971) - русский композитор и дирижёр. Им были написаны три балета на основе русского фольклора и языческих сюжетов. "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911), где в живых и достоверных образах воссозданы картины русской масленицы с её улично-балаганным фольклором. "Весна священная" (1913), имевший подзаголовок "Картины языческой Руси", где изображена одна из религиозных церемоний Древней Руси, обряды весенних гаданий, заклинаний сил природы. В дальнейшем эмигрировал и больше к языческой тематике не обращался. Он стал первым, кто вынес языческую культуру на балетную сцену.

. ПРОПП ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ (1895 - 1970), литературовед. Фундаментальные труды по теории и истории фольклора: "Морфология сказки" (1928), "Исторические корни волшебной сказки" (1946), "Русский героический эпос" (1955), "Русские аграрные праздники" (1963), "Проблемы комизма и смеха" (1976). Пропп не искал в фольклоре проявления язычества. Его труды представляют интерес как систематизированный источник по фольклору.

. РЫБАКОВ БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ (1908 - 2001) - выдающийся советский учёный, археолог, исследователь истории Древней Руси. На протяжении более тридцати лет, с 1956 года руководил Институтом археологии Академии наук СССР. Автор более 500 научных работ по истории Древней Руси. Среди них фундаментальные труды. Такие работы как "Ремесло Древней Руси" (1948), "Древности Чернигова" (1949), "Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи" (1963), "Русские датированные надписи XI - XIV вв." (1964), "Первые века русской истории" (1964), "Стригольники, русские гуманисты XIV века", "Космогония и мифология земледельцев энеолита" (1965) стали как бы прологом к главному труду академика: трилогии "Язычество древних славян" (1981), "Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв" (1982), "Язычество Древней Руси" (1987). Сам Б.А. Рыбаков по своим убеждениям был атеистом, но его увлекала романтика язычества. К большому сожалению, выбранная ученым концепция единого истока Руси в районе реки Рось, по всей видимости, повлияла на то, что в его работах не отражены многие другие истоковые языческие центры. А такой информации у него не могло не быть.

. ДЁМИН ВАЛЕРИЙ НИКИТИЧ (1942 - 2006) - доктор философских наук (тема диссертации: "Философские принципы русского космизма"), руководитель поисковой экспедиции "Гиперборея". Автор более 100 работ научного и научно-художественного содержания. В книгах и статьях, посвященных гиперборейской тематике, отстаивал полярную концепцию происхождения народов России, аргументируя это на материалах археологии, языкознания, этнографии, мифологии и фольклора. С точки зрения язычества работы В.Н. Дёмина интересны широтой охвата материала, попытками введения различных схем его систематизации. Он, пожалуй, был как никто другой близок к тому, чтобы найти вход в Гиперборею.