Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 7. ХРАНИТЕЛИ

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КУЛЬТОВЫЕ ОБЪЕКТЫ

КАПИЩА

Капища - важнейшие культовые места поклонения у русского народа. По своей сути капище это захоронение - индивидуальное или чаще коллективное.

Само слово "капище" происходит от слова "кап". Это деревянный столб, который ставился ранее на захоронении, чаще всего выполненного в виде холма. На вершине капа, как правило, вырезана человеческая голова или верхняя часть туловища человека. Иногда вместо слова "кап" использовалось слово "идол". Чаще всего это происходило в случае особого уважения к захороненному. Также можно встретить и слово “чур”, что от слова “пращур”, то есть предок. Это слово напоминает о далёких временах, когда предков хоронили рядом с жильём в охранительных целях.

Капища возникли в те далекие времена, когда умерших или погибших предавали огню, а затем на месте захоронения насыпался холм. Те холмики, что насыпаются на современных захоронениях, это всего лишь отголосок древней традиции. Сакральный же смысл поклонения захоронениям предков передают нам широко известные строки А.С. Пушкина:

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Территория вокруг капищ называется требище. Здесь устраивались совместные поминальные трапезы (стравы), а иногда состязания и турниры в честь погребенных - тризны. Слово "требище" однокоренное со словом "треба", то есть жертва. При проведении поминальных обрядов часть пищи жертвовалась предкам - кормили предков. Отголоском этого служит современная традиция оставлять ритуальную еду при посещении могил родственников на Радуницу. Это всё та же жертва (треба).

Здесь стоит обратить внимание ещё на слово "жрец" в русском языке, а также однокоренное ему слово "жрать" с явно негативным оттенком. Во время коллективных трапез, как поминальных, так и приуроченных к ряду праздников, были специальные люди, которые делили пищу, вот их и называли жрецами. И ничего хорошего не получалось, когда эти люди пытались верховодить в целом. В этом случае духовность очень быстро скатывается до пищеварительной, отсюда и такой оттенок негатива к слову в языке остался.

С принятием на официальном уровне христианства, традиция капищ несколько изменилась, но нашла своё продолжение. Вплоть до первой половины XVIII века наиболее знатных людей хоронили внутри церквей, то есть культовых сооружений, а всех остальных хоронили вокруг церквей. Указом от 31 декабря 1731 года было предписано в городах, селениях, слободах умерших не хоронить при церквах, а отводить для этого особые места за городом под названием кладбище. В 1772 году этот указ был подтверждён, с рекомендацией ставить в местах захоронений церкви и часовни.

Коллективное захоронение представителей одного рода (семьи) на кладбище также можно считать капищем, в данном случае родовым. Но всё же капища, как объекты поклонения, больше носят общенародный (ранее общеплеменной) характер, хотя и какой-то резкой границы между ними нет. При этом далеко не всякое захоронение может стать общенародным капищем и, соответственно, не все они имеют одинаковую силу. Только захоронения выдающихся личностей, послуживших народу, или групп людей, отдавших жизнь на благо народа становятся местами поклонения - настоящими капищами.

* * *

Очень характерным и чрезвычайно сильным современным капищем выступает мемориальный комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде. И каждый настоящий русский человек обязательно в своей жизни должен побывать в этом святилище. Целый куст капищ разных исторических периодов присутствует в Москве в Кремле и вокруг него. Это и захоронение Великих князей в Архангельском соборе как наследие православного периода истории Государства Российского. Это мавзолей Ленина и захоронения у Кремлевской стены как капище советского периода истории. Очень сильным капищем является и Могила неизвестного солдата в Александровском саду - главное святилище современной России. И Вечный огонь на этом знаковом захоронении есть ни что иное как языческая крада.

Во многих городах страны, особенно в региональных центрах, имеются также свои центральные мемориальные комплексы. Иногда здесь также есть свои крады. Но нужно понимать, что такое святилище будет помогать ныне живущим лишь в том случае, если там есть реальное захоронение.