Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 7. ХРАНИТЕЛИ

БОГИ

Дать чёткое и ясное определение понятия богов невозможно в принципе, так как боги и есть те основы, через которые определяется всё остальное. В философии им аналогичны категории - фундаментальные понятия, определяющие все другие понятия. Сами же категории возникают как образы явлений жизни в рамках той или иной философской системы. Вот примерно также рождаются и боги только уже не в рамках какой-то философской системы, а в лоне культуры народа в виде мифологического обобщения явлений духовной жизни, закреплённых традицией.

Для появления богов как в русском язычестве, так и во всех других культурах имеются весьма веские основания. Современные знания, накопленные наукой, констатируют, что жизнь на нашей планете постоянно развивается, усложняется, достигая своей вершины в разумном человеке, наделённом не только рациональным умом, но и духовностью. То есть фундаментальным свойством нашего мира выступает то, что в нём имеются некие восходящие потоки, приводящие в движение не только материальную (видимую) эволюцию, но и нематериальные духовные искания людей. В некотором смысле эти потоки можно представить многомерным (многофакторным, многоаспектным) духовным полем. В данном случае под духовным полем понимается то, что для взаимодействия с ним нужны не приборы, а сам человек, наделённый разумом и развитой духовностью (способностью контактировать с этим полем). Оси координат (главные направления) восходящих потоков этого многомерного духовного поля формализованные в виде мифологических персонажей и есть боги. Многомерность другими словами выражается как языческий политеизм (многобожие). При этом важнейшим свойством осей координат (мер) является их ортогональность, то есть независимость, невыразимость одной через другую, что на языке мифа превращается в персонификацию божеств.

Если боги всего лишь мифологические персонажи, то существуют ли они в реальности? Конечно существуют, так как существуют явления ими обозначаемые. Но само определение явлений в духовной области также оказывает своё воздействие как на их оценку, так и поведение людей. Возникает как бы обратная связь, что и служит дополнительной основой персонификации мифологических персонажей - к ним можно обращаться и даже получать ответы, а иногда и помощь. При этом не стоит путать богов и духов. Духи это хотя и невидимые, но локализованные в пространстве и времени сущности. Если дух находится здесь, то он одновременно не может быть где-то ещё. А боги как вездесущие основы мироздания находятся всегда и везде.

Возникает следующий естественный вопрос - а кто или что создает духовное поле и формирует восходящие потоки в нём? Можно ответить, что таково свойство нашего мира и создаёт его вся природа сообща. Так что не просто так поют соловьи, кукуют кукушки, устраивают концерты лягушки, танцуют журавли, цветут цветы, а музы тревожат поэтов в их снах. Всё это проявление и формирование общего духовного поля. Немалую лепту в это поле вносят и люди, особенно с большими способностями. Иногда их влияние настолько велико, что в тех или иных культурах таких людей причисляют к богам. Но это слишком большое преувеличение и примитивизация явления.

Само слово "бог" широко используется в современном языке, причём так, что мы и не замечаем этого - "спасибо (спаси бог)", "с богом", "ей богу", "дай бог" (обращение к Даждьбогу - богу дающему)", "слава богу", "бог в помощь". Всё это вовсе не влияние христианства, а имеет гораздо более глубокие языческие корни, нужно лишь иметь в виду о каком из богов идёт речь в каждом из оборотов речи.

О самом происхождении слова "бог" в русском языке лингвисты спорят давно. Одни утверждают, что это слово заимствовано славянами из иранских наречий, о чём говорят имена двух богов русского языческого пантеона (Даждьбог и Стрибог), другие из индийских. Пожалуй, наиболее вероятно, что слово это восходит корнями к общему древнему гиперборейско-арийскому понятию.

Чтобы подключиться к духовному полю (установить контакт с богами) служат выработанные веками приёмы, например, молитвы, обряды, символы. Как радиоприёмник нужно настроить на определенную частоту, чтобы услышать нужную радиостанцию, так и самому человеку нужно настроиться так, чтобы приобщиться к определённому восходящему потоку мироздания. При этом образы богов и символика с ними связанная служат как бы парусами, ловящими живительные струи духовного поля.

Сами боги бесплотны и не имеют какого-то определенного вида, но есть образы людей, одухотворенных той или иной духовностью, а также есть сопутствующая той или иной духовности символика, они вместе и порождают удобные для восприятия людей образы богов. Когда люди понимают, что картинки или фигурки это всего лишь символы богов, служащие для сосредоточения, для установления контакта с богами, то и изображения будут служить на пользу. Однако плодить их много не стоит. Изготовить не сложно, а вот правильно использовать сложнее, к тому же нужно обеспечить, чтобы не было надругательства над ними. Характерным примером здесь может служить изготовление идолов с названиями богов во времена князя Владимира, а потом их порубили и в реки побросали. С идолами так можно поступить, а вот попробуйте с Перуном так пошутить.

Нахождение методов и средств общения с богами, хранение опыта поколений в духовной области и его развитие непосредственная сфера деятельности хранителей (волхвов). Народ же пользуются готовыми обрядами и символами. И здесь необходимо особо обратить внимание на разницу подходов к духовному опыту для русских волхвов и жрецов различных религий. Если волхвы призваны помогать людям установить собственный контакт с богами, то жрецы стремятся стать посредниками между богами и людьми, с выстраиванием схем собственного кормления и жреческих пирамид тщеславия, отсюда и такое негативное отношение к ним запечатлённое в русском языке и фольклоре. В русском язычестве жрецов никогда не было.

Используя понятие "русские боги", нужно понимать, что в данном случае речь идёт не только о гиперборейском пантеоне богов, но ещё и о том, что это светлые, жизнеутверждающие, то есть благие боги.

* * *

Времена меняются, меняется не только окружающая действительность, но и сам человек. Всеобщее среднее образование, развитие науки, средств массовой информации, компьютерных технологий требует адекватной адаптации общих представлений о базовых понятиях языческого мировоззрения к текущему информационному полю. Сама же суть явлений, и связанных с ними смыслов остаются при этом неизменной.

Боги, как сущности основополагающие и нематериальные, бессмертны, они могут спать, когда народ забывает их, но стоит лишь обратиться к ним, наполнить востребованностью и боги отдохнувшие, с новыми силами вступают в жизненную круговерть народа.