Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 7. ХРАНИТЕЛИ

МИРООСМЫСЛЕНИЕ

При изложении русского народного мировоззрения, как собственно и любого другого, первостепенное значение имеет понимание общей системы его мировоззренческих координат. Необходимо иметь ввиду, что подавляющее большинство людей эту самую систему координат даже не различает, как рыба не замечает воду, а человек воздух. Так как доминирующая в настоящее время в информационном пространстве система координат существенно отличается от языческой, то, перед тем как приступить к обсуждению собственно мировоззрения, был помещён параграф с общим наглядным языческим представлением об окружающем мире, он служит как бы введением к более серьезному разговору об осмыслении мира в языческой системе координат.

Необходимо также сказать несколько слов и о соотношении языческого и научного мировоззрений. Окружающий человека мир во всём многообразии его проявлений наука описывает с привлечением формальных параметров и строгой логики, а проверяет правильность суждений экспериментом и практикой. Язычество же описывает действительность с привлечением мифологии и фольклора, а проверяет всё это традицией и способностью отвечать на насущные вопросы жизни людей. Можно с уверенностью констатировать, что оба эти подхода не противоречат друг другу, а очень даже хорошо дополняют. Широко известен спор между "физиками" и "лириками" из советской истории, он как раз и может служить некоторой иллюстрацией соотношения науки и язычества.

В целом же языческое мировоззрение, как никакое другое духовное мировидение, близко научному. И наука и язычество видят окружающий мир вполне реальным и целостным, а все явления в нём (для научного подхода) или действия мифических персонажей (для язычества) происходят в нашей реальности, если даже человек и не способен их различить своими чувствами. В философии это называется монизмом, то есть в язычестве, как и в науке, никакого деления мира на этот и тот свет не существует.

Учебники по философии проводят четкую грань между материализмом и идеализмом, относя все религиозные мировоззрения однозначно к идеалистическим. Применительно к язычеству такой подход не подходит и не только потому, что язычество это не религия. Язычество это в некотором смысле материализованная духовность или одухотворенная материя, кому с какой стороны удобнее его рассматривать.

Языческое мировоззрение социально ориентировано, в основе его человек и всё многообразие его связей как с другими людьми, так и природой. Есть окружающий человека мир, где всё связано со всем, есть множество фактов проявлений этих связей. Всё это и отражают действующие лица язычества в простой и удобной для восприятия и передачи форме. Любые наши действия (даже мысли) оказывают воздействия на всех, точно также все влияют на нас в той или иной степени.

Характерной особенностью язычества является устная традиция передачи духовного мировоззрения - песни, стихи, сказки и, самое главное, сам язык. Это запечатлелось в самом названии мировоззрения, в отличие от книжничества как способа хранения и передачи знаний. Устная традиция первична, так как письменность в истории человечества возникла сравнительно недавно. И самое главное, именно устный подход автоматически способствует многомерности мировоззрения, соизмеримой с естественной для того или иного природно-культурного уклада. Книжки конечно также не помешают, но они могут выполнять лишь вспомогательную функцию. Очень трудно живой многомерный мир втиснуть в одномерность буквенных строчек, отразить его отчасти под силу лишь такому же живому языку и здесь нужно всегда помнить, что не словари определяют язык, а язык словари. Это относится в полной мере и к данному трактату. Тот, кто научится чувствовать ритм и гармонию родного языка, откроет самый прямой путь к языческому миропониманию.

Общая мировоззренческая схема русского язычества, как и родственных ему мифологических систем соседних народов, имеет базовую схему Отец Небо - Мать Земля. Её олицетворяют боги прадеды Сварог и Мара. Они редко вмешиваются в жизнь людей. Но если уж вмешиваются, то изменения происходят очень серьёзные. Эта языческая мифологическая трактовка может быть изложена и вполне научным языком - как действия глобальных космических и общих материальных земных явлений природы. Но языческое описание более краткое и объёмное, более живое, доступное для осмысления более широкому кругу людей.

Всё многообразие духовных явлений высшего уровня в языческой системе координат изображается уже более сложным пантеоном (семьёй) богов, в который кроме Сварога и Мары входят ещё и их дети Сварожичи. Они задают систему базовых духовно-материальных координат жизни - высшие смыслы. Согласно языческой традиции сами русские люди являются внуками богов, то есть род свой ведут от них. Кто-то Велесов внук, кто-то Даждьбожий внук, в зависимости от бога-покровителя. А некоторых, наделенных особым даром, даже называют сварожичами, то есть людьми с божественными способностями. Каждый из богов отражает одну из природных стихий, а также и близкую по смыслу ей духовную стихию. Каждая из богинь соответствует одной из сил земного духовного-материального обустройства. Каждый из богов (богинь) покровительствует определенному периоду жизни человека, а также и календарному периоду в году. Сам календарь соединяет все смыслы в единое целое, закрепляя их ежегодно повторяющейся праздничной традицией.

Кроме богов языческое мифологическое пространство смыслов населено духами, что позволяет описать детально любое явление. Это и духи живших ранее людей, и природные духи (домовые, лешие, русалки), и духи помельче. Всё это следствие одушевления и одухотворения всей природы.

При этом человек оказывается окруженным силами, участвующими в его жизни, с которыми необходимо выстроить какие-то отношения. Если говорить о богах, то они носят обережный характер. Но, если человек ведёт себя "неправильно", то могут и наказать. В силу деятельности или по другим причинам для каждого язычника отдельные божества оказываются более близкими, но при этом признаются и другие и, самое главное, вполне естественно воспринимаются люди, для которых они более значимы.

Влияние же враждебных сил (вражеское нападение, стихийное бедствие, болезни, человеческие пороки и т.д.), без описания которых мировоззренческая система неполна, в языческой системе координат помещается за пределами обережного круга и никакие договоры с ними невозможны, необходимо лишь крепить обережную силу круга и прибегать к защите богов, богинь и других родных обережных сил.

Природный мировоззренческий политеизм является естественным состоянием человеческого общества. Возник он в глубокой древности на основе тотемов и обожествления природных стихий. Каждое племя имело своих покровителей, кроме того была необходимость каким-то образом объяснять весь спектр явлений и вводить соответствующие им мифологические персонажи. Таким образом определенный круг близкородственных племен перекрывал всё мировоззренческое поле. При этом главными божествами в племенах были разные мифологические персонажи единой мировоззренческой картины, да ещё и в многовариантной форме. То есть пантеон существовал в распределённом естественном виде, адекватном природной среде, образу жизни и сфер деятельности людей. Характерным примером здесь может служить история начала российской государственности как слияния двух центров - Киева и Новгорода на пути из варяг в греки. В Киеве главным тогда был Перун, а в Новгороде Велес, поэтому и в договорах с византийцами и указывали, что русичи клялись Перуном и Велесом. При реформе 980 - 988 годов князь Владимир попытался создать более полный языческий пантеон, но за основу взял не систематику русского язычества, а североевропейского, то есть холма богов во главе с Перуном. Возможно, будь князь Владимир более талантливым, например, как Нума Помпилий в Риме, то Русь могла бы ещё в те времена пойти по пути республики. Но история не терпит сослагательного наклонения и возможно, что только сейчас пришло время перевести русский языческий пантеон в осознанное состояние.

Языческое политеистическое мировоззрение имеет как свои достоинства, так и недостатки. Так терпимое отношение к инакомыслию в язычестве привело к проникновению в его ареал инородного монотеизма, представители которого терпимостью не отличаются и уничтожают всё, не соответствующее их взглядам и корыстным интересам. Языческая многовариантность также зачастую приводит к недопониманию среди язычников, к фрагментации общего поля смыслов, к трудностям в объединении усилий для решений общих задач. Хотя в самом язычестве имеется и средство преодоления этих недостатков - концепция круга. Языческое мировоззрение впитало в себя опыт тысячелетий, защитные обереги на уровне культуры и традиций, которыми люди пользуются не осознавая многого и нужно очень бережно к этому наследию относиться. Необходимо всё новое использовать так, чтобы сохранить и предыдущее. Это также одна из основ языческого мировоззрения - преемственность. Очень хорошая защита от опасных и античеловеческих умопостроений.

Для людей с политеистическим мировоззрением отсутствует потребность в иерархии и пастухах. Даже в рамках своей системы координат человеку ближе тот или иной духовный символ. А здесь же рядом живут соседи, для которых ближе другой символ предпочтений. Отсюда больше выдающихся личностей в политеистическом обществе, так как поле для деятельности гораздо шире. Отсюда и более терпимое отношение к соседям и их взглядам на мир, они не рассматриваются как неверные на уровне восприятия мира.