Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 7. ХРАНИТЕЛИ

МИРОЗДАНИЕ

Русское язычество как и любое другое мировоззрение и традиция имело и имеет свои ответы на то, что есть окружающий человека мир. На протяжении всей истории осознание мироздания и его интерпретация для широкого круга было одной из главных обязанностей сначала традиционных волхвов, а затем учёных широкого профиля с выходом на область духовного, то есть волхвов современных.

Языческое представление об окружающем мире, смысл которого очень точно передаёт русское слово "кругозор", не являлось чем-то застывшим, оно менялось во времени, но в целом оставалось и остаётся неизменным в рамках общих базовых принципов, основные из которых:

- мироздание никем не создано, оно было всегда и будет всегда;

- всё в нашем мире связано со всем, проявления этих связей и отражают действующие лица мифологии в простой и удобной для восприятия и передачи форме;

- окружающий нас мир живой, это относится в том числе и к космосу;

- мужское начало - это Отец Небо, женское начало - это Мать Земля;

- жизнь человека, семьи, общества проходит в обережном круге. Всё неведомое, инородное, угрожающее находится за его границей, крепость которой берегут русские боги и богини, хранители и берегини, предки, а также чуры и обереги на родной земле и под родным небом. Внутри круга возможен только свет. Тьма бывает лишь за пределами круга.

В древности языческое представление об окружающем мире сводилось к трём пространствам - это земля, небо и область между ними, где живут люди.

Земля представлялась нашим предкам огромным островом, со всех сторон окружённым морем. Наблюдая как на горизонте море соединяется с небом, люди отвели водной стихии также место и на одном из небес. Небо в те времена считалось многоярусным. Этот взгляд доносит до нас миниатюра средневековой рукописи "Космография Козьмы Индикоплова".

По одному из преданий в стародавние времена Отец Небо (Сварог) полюбил лежащую в бездыханном состоянии Мать Землю (Мару). От их любви и возникло всё живое на земле. Сначала родились их дети - боги и богини - Сварожичи, а затем все другие проявления жизни. При этом Сварог с сыновьями занимаются небесными делами, а Мара с дочерями правят земные дела.

Наблюдая за изменением картины звёздного неба в течение года, наши предки заметили, что небо представляет собой что-то напоминающее вращающийся рог, накрывающий землю. А вершиной этого звёздного рога служит Полярная звезда. Именно поэтому звездочётов и изображали раньше в конусообразных колпаках со звёздочками. Всё это привело к тому, что новогодняя ёлка, появившаяся в народных гуляниях сравнительно недавно, совершенно естественно вписалась в народные традиции. Сама ёлка стала символом звёздное небо, а звезда на её вершине - Полярной звездой.

При отходе от язычества народные представления о мире упрощаются, при том из богинь остаются активными лишь Макошь с дочерями Ладой и Лелей, а Мара стала интерпретироваться с зимой и холодом. Боги вспоминались также выборочно и фрагментарно. Такая схема была более близка примитивной картине мира господствующего тогда монотеизма. Поэтому многие отголоски активного язычества совершенно не понятны без различения общего, очень простого, наглядного и целостного взгляда на мир, элементами которого они являются.

* * *

Современный мифологический взгляд на мироздание во многом близок научной картине мира. Если раньше Земля представлялась островом в море, которое переходило в многоярусное небо, то с приходом понимания того, что Земля это шар, летящий в космосе, картина мира стала лишь более логичной. Ярусы превратились в сферы - литосфера, биосфера, стратосфера и т.д. И древнее представление в виде Отец Небо - Мать Земля созвучно сегодняшнему делению сущего на энергию и материю.

Но есть и отличия языческого мировидения от научной картины. Для монистов язычников мир существует всегда и никем не создан. Современная же наука во многом продолжает религиозные традиции дуализма, лишь заменив факт творения мира первовзрывом. Также в современной науке сохраняется пока деление мира на костную и живую материю. Для язычников же весь мир живой, одухотворённый, так что нет проблем с поиском первопричины жизни. Если в каком-то месте пространства будут созданы благоприятные физические условия, то там проявится жизнь, потому что она там есть всегда.

Однако наука не стоит на месте и возможно языческое мировидение будет в том или ином виде востребовано. В любом случае ответы на вопрос, а зачем весь этот мир и наша жизнь в нём, лежит совсем не в чисто научной сфере, а в сфере духовности или по крайней мере метафизики.