Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 6. ДРЕВО ЖИЗНИ

ЯРУСЫ ДУХА

Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества...

/Ф.И. Тютчев/

В любой исторический период и в любой культуре люди вынуждены отвечать на основополагающие вопросы: что есть окружающий нас мир, что значит приход человека в этот мир и что значит его уход. Русская мифология, которая пронизывает всю нашу культуру на протяжении веков, также имеет такие ответы. Если в глубине веков смысловое оформление этих вопросов ложилось на волхвов, знахарей, сочинителей и исполнителей сказаний и преданий, то в наше время эту эстафету подхватили учёные, вышедшие на уровень метафизики, а также писатели, художники, режиссёры.

Если обобщить разрозненные фрагменты народного мировоззрения в данной области в простую наглядную форму, то получится следующее. Дух человека бессмертен. А душа человека это его дух, живущий в теле как в сосуде. Только материализовавшись, дух может изменяться: либо расти и совершенствоваться, либо деградировать. Отсюда и смысл человеческой жизни - духовное совершенствование и рост, которые могут осуществляться самыми разными способами.

Уход же человека из этого мира - это освобождение духа от оков плоти. В традиции возвращение духа человека в навь хорошо известны. С этим связаны ритуалы прощания и поминовения. Народный фольклор всячески отмечает участие духов умерших людей в жизни живущих. Духи предков, соотечественников призваны охранять и оберегать, помогать в повседневных делах.

Существенно меньшее отражение в фольклоре и народном мировоззрении нашёл момент прихода человека в этот мир. Это явно следствие длительного воздействия христианства с его кардинально отличной от язычества доктриной творения человека их богом как некоего изделия. Тем не менее сохранившиеся фрагменты мифологии связывают факт рождения с звёздочкой, упавшей с неба. Дух приходит в этот мир, когда на земле для него создаются подходящие условия. Хотя в русской традиции, в отличие от индийской, вопросы реинкарнации больше подразумеваются чем декларируются.

В качестве примера, отражающего суть обсуждаемого вопроса, можно привести строки из известной песни на слова Леонида Дербенёва из кинофильма "Земля Санникова":

А для звезды,

Что сорвалась и падает,

Есть только миг,

Ослепительный миг.

. . . . . . . . . . . .

Есть только миг

Между прошлым и будущим,

Именно он называется жизнь.

Кстати, герои этого фильма заняты поисками легендарной Гипербореи - северной прародины ариев.

Формирование целостного взгляда на окружающую действительность есть неотъемлемая часть духовного роста. Именно эта потребность движет первопроходцами, заставляет людей стоически переносить лишения, двигаться вверх по духовным ступеням, преодолевая тление (энтропию).

Есть и огромное число людей, живущих примитивной жизнью обывателей. Но в любой момент кто-то из них может пробудиться и продемонстрировать чудеса духа или у них родится ребенок, способный сказать новое слово людям.

Гораздо хуже дело обстоит с категорией людей, что выбирают путь духовного падения, жизнь ради сиюминутной выгоды. Во всех известных развитых культурах этот путь осуждается, не является исключением и русская традиция.

Как падать или плыть вниз по течению объяснять не нужно. А вот путь вверх требует поиска путеводных звезд. Именно их наверное высматривает человек, изображённый на статуэтке из Аркаима Челябинской области. Статуэтке этой уже несколько тысяч лет.

Существуют разные пути развития духа, по большому счёту у каждого человека будет свой путь. Какую дорогу не выбери, уже в самом начале придётся признать непреложную истину - рост непременно будет связан со служением другим людям, жить для себя по большому счёту не имеет никакого смысла. А уже дальше в рамках русской традиции кто-то в качестве духовного пути может выбрать путь служения просветительства и по мере роста ему откроются и другие измерения духа. Другой выбирает целительство и через это служение также выходит на определенном этапе на общий духовный круг. Третий выбирает служение детям и через них, их достижения реализует себя. И так далее.

Ступени духовного роста нашли своё отражение в народной мифологии. Здесь можно обратить внимание на два образа. Во-первых, это древо жизни, как лестница от земли до неба. Другой известный образ - это многоуровневые небеса, в самом полном варианте их девять.

Рост духовности при одномерном мировоззрении подобен росту длины отрезка для отдельного человека или раскручивающейся спирали для общества в целом. Существует при этом и ещё один постулат - истина одна, а путей её постижения много. Причём никто не знает, что из себя представляет эта самая истина.

Многомерное язычество избавлено от таких проблем. Рост духовности здесь это рост многомерного духовного объёма и энергетики мировоззренческих полей отдельных людей, которые расширяясь сливаются в единое общественное поле, подпитывающее в свою очередь каждого.

Как дух поселяется в теле конкретного человека, так и человек существует в теле той или иной культуры. Если дух человека низкоуровневый, то ему без разницы в среде какого народа (цивилизации) и в какой части земли родиться. Но чем выше уровень, тем более сильная земная оболочка нужна ему, а это невозможно без вовлечённости в ту или иную культуру и цивилизационную мировоззренческую систему координат. Земля живая, вся природа пронизана природной духовностью. Как живой дух отдельного человека, так и объединённый дух того или иного народа вплетаются в духовное поле цивилизационного ареала, в общий духовный ритм планеты.