Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 3. РОД

ИМЯ

Имя и человек - это два неотделимых друг от друга понятия. Ещё до рождения родители в большинстве случаев знают как назовут ребёнка. На протяжении всей жизни имя сопровождает человека. Оно зачастую даже существенно переживает его самого.

Когда человек рождается и его начинают называть по имени, то на подсознательном уровне начинает формироваться его "я" в соответствии с ритмом и смыслом этого имени, человек не воспринимает себя вне его. Имя своей формой и смыслом привязывает носителя к определенному народу, полу, социальному слою, месту в общественных отношениях. Огромную роль играет персональный образ имени, сложившийся в ходе истории. В целом имена народа связаны между собой внутренним единством и системно организованны, тем самым выполняя в некотором смысле роль живой энциклопедии, хранилища базовых понятий и смыслов.

В русско-славянской культуре к имени относились весьма серьёзно. Старые обычаи хранились бережно, заветы предков чтились свято. Как правило семьи помнили, как звали прародителей до 7 колена и глубже. Поучительные истории о былых деяниях пращуров рассказывались на ночь юным продолжателям рода наравне с былинами и сказками.

Согласно традиции настоящее имя было известно только самому человеку и его близким. Это служило защитой от злых духов и недобрых людей. Раскрытие кому-то своего настоящего имени означало максимальное доверие, равносильное вручению своей жизни. Второе имя (назвище, прозвище) было открыто для всех. Такое имя зачастую специально выбиралось непривлекательным, чтобы отпугнуть болезни, сглаз и прочие невзгоды. Эта традиция оставила свои следы и в современном русском языке - принято спрашивать "Как тебя звать?", а не "Как твоё имя?"

Существовало большое многообразие имён, которые можно разделить на несколько характерных групп.

Самым пожалуй древним пластом имен будут те, что связаны с животным и растительным миром (Сокол, Щука, Ёрш, Заяц, Волк, Орёл, Орех и так далее). Происходят они ещё из первобытно-общинного строя и связаны в первую очередь с тотемами, то есть природным покровительством.

Вторая группа это имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк). Много имён происходит от определённых человеческих качеств (Храбр, Молчан, Стоян), соответствует внешним признакам (Черныш, Бел, Беляй, Беляна) или особенностям телосложения (Мал, Малюта, Головач, Лобан, Беспалый).

Широко были представлены двусоставные имена, часть из которых дожила даже до наших дней (Святослав, Ратибор, Гостомысл, Ярополк, Велимудр, Всеволод, Светозар) и их производные (Добрыня, Путята). Иногда использовались имена богов и богинь (Лада, Купала, Ярила) или чаще производные от имён богов, например, Юрий от Ярилы, Лена от Лели, Коля от Коляды.

Ещё более многообразным был выбор прозвищ (назвищ). Те из них, что давались родственниками специально для внешнего представительства, можно назвать назвищами. Зачастую они носили закреплённый на родовом уровне характер. Многие были связаны с родом занятий или с внешними признаками. Совсем другое характер носили прозвища, которые давала улица. Обычно прозвища давали по психологическим признакам или по внешнему виду. Зачастую поводом для их появления служил какой-то случай и однажды брошенное меткое слово могло накрепко привязаться к человеку. Любые протесты в этом случае лишь ещё более приклеивали прозвище к человеку. Бывали случаи когда приходилось переезжать в другую волость, чтобы избавиться от него, но и это не всегда помогало. Даже великие князья не всегда избегали прозвищ (Иван Калита, Дмитрий Шемяка, Василий Тёмный). Из истории известно, что прозвища закреплялись не только за людьми, но и за целыми краями и губерниями: брянцев звали куралесами, новгородцев - гущеедами, владимирцев - клюквенниками и так далее.

Первое имянаречение родившегося ребёнка осуществляли родители или близкие родственники. Только после этого он становился полноправным членом рода. Духовное рождение, связанное с получением имени, считалось более важным чем телесное, что нашло отражение в традиции ежегодного празднования именин. Имя к ребенку нередко переходило от одного из предков, уже умершего, но существующего "где-то вверху", таким образом дух выдающегося предка призван был оберегать человека или даже возродиться в нём. Аналогично использовались и имена известных в народе личностей, при этом отношение к ним как бы переходило и на всех носителей этого имени. Имя могло меняться в течении жизни при очередной инициации, если действующее имя по каким-то причинам не устраивало. Зачастую оно менялось, чтобы таким образом изменить судьбу. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера уже сформировались и человек вступал в более широкие общественные отношения.

Принятие христианства привело к появлению на Русской земле новых чужеродных имён. Церковные служители хорошо понимали мировоззренческую роль имени в жизни людей, так что сделали всё, чтобы присвоить себе монопольное право давать имя, придав этому религиозный характер, а имя превратив в символ принадлежности в религии. Они ввели специальный перечень допустимых имён с вытеснением всех прочих за рамки рекомендованных. Сам обряд имянаречения при крещении в целом был аналогичен существовавшим издревле традициям инициации, но имена церковь вводила уже другие, определяемые христианской мифологией в соответствии со своими богослужебными книгами. Внедрение религиозного имянаречения происходило постепенно и было введено в жёсткую норму лишь после Никоновской церковной реформы, полностью изменившей религиозную доктрину, практически полностью отойдя от православия. Однако большинство церковных имён отторгались как языком так и народом в целом. Им подбирались родные аналоги, которые наряду с прозвищами и использовались на бытовом уровне.

Введение жёсткой регламентации имен по церковным стандартам резко сократило поле выбора, что дало толчок для активного использования сначала отчеств, а затем и фамилий, ставших в рамках языческой традиции во многом наследниками прозвищ. Сами же прозвища и языческие имена с XVII века стали в основном выходить из оборота.

Русские отчества начали использоваться давно, первое упоминание об этом относится к 945 году. Но до XIII века частота употребления их была невысокой. Форма отчеств в современном русском языке восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси. Начиная с XV столетия, именование с "-вичем" считалось большой привилегией, которая даровалась лично царём. В дальнейшем отчества разделились на несколько разрядов. Холопы его вообще не имели. Родовитые люди получали полуотчества, например, Иван сын Петров (Иван Петров). А отчества на "-вич" стали знаком принадлежности к аристократической верхушке. При Екатерине II употребление разных форм отчеств было законодательно закреплено применительно к табели о рангах. Первые пять классов следовало писать с отчеством на "-вич", с шестого по восьмой - именовать полуотчествами, всех же остальных только по именам. Отмена крепостного права и выравнивание гражданских прав отразились и на отчествах, аристократическая форма стала применяться для всех слоёв общества. А ранжирование перешло в возрастную плоскость, когда лишь к взрослым и особенно при официальных отношениях принято обращаться по отчеству. В практике использования отчеств сегодня прослеживаются их обережные свойства. Стоит в общении перейти на обращение по имени-отчеству, как сразу же чувствуется дистанция, обережный круг вокруг человека.

Если родовые прозвища стали основой для отчеств, то прозвища общественные (уличные) послужили во многом основой для появления фамилий, которые стали востребованы в связи с изменением социального устройства общества, выравниванием гражданских прав. Первыми в русских краях появились фамилии у граждан Великого Новгорода и на не знавшем крепостного права Севере от Балтики до Уральского хребта. Новгородские летописцы упоминают множество фамилий (прозвищ) уже в XIII веке. Несколько позже (в XIV - XV веках) фамилии появились у князей и бояр. Князья прозывались чаще по имени своего удела (Шуйский, Воротынский, Вяземский), а также по прозвищу (Гагарины, Лыковы, Скрябины). С XVIII века стали распространяться фамилии у служащих людей, у купечества и у духовенства. В Центральной России среди крестьянства фамилии до XIX века были относительно редки, часто вместо них в записях фигурирует родовое прозвище. Исключением может быть лишь Север, Новгородчина и казачество. Поэтому мы помним и Михаила Ломоносова, и новгородскую крестьянку няню Пушкина Арину Родионовну Яковлеву. Активное плановое внедрение фамилий началось лишь с отменой крепостного права в 1861 году. Однако окончательно у всего населения нашей страны фамилии появились только в 30-е годы XX века в эпоху массовой паспортизации.

Русский язык очень гибок, открыт для заимствований и для изменений, но при этом демонстрирует потрясающую способность сохранять свою внутреннюю сущность. Здесь пробуется очень много чего и самостийного, и привнесённого, но приживается лишь то, что органично вписывается в структуру языка, резонирует с ним. Всё это в полной мере относится и к именам. Насколько тотальным и агрессивным было вмешательство церкви в имянаречение, но язык справился и с этим, что-то напрочь отверг, что-то обкатал и переиначил на свой лад, приспособив к условиям русского произношения, словообразования, склонения. При этом каждое имя сохранило что-то своё неповторимое. Резонансные свойства языка наглядно демонстрирует, например, женское имея Светлана, которое появилось и стало широко применимым благодаря всего лишь одноименной балладе Жуковского.

Ещё в далёкие времена люди знали, что имя нечто большее чем просто набор звуков, что значение имени оказывает влияние на жизнь человека, характер и другие индивидуальные особенности. Специальная наука ономастика призвана изучать вопросы взаимосвязи имени человека и его характера. Применительно к язычеству стоит обратить внимание ещё на одно свойство имён. Ранее уже отмечалась связь некоторых русских имён с богами и богинями. Однако такие связи могут быть установлены абсолютно для всех используемых имён, в том числе и заимствованных. Пантеон богов и богинь перекрывает весь спектр смыслов, поэтому, зная смысловое значение имени, всегда можно установить и покровительствующего ему бога (богиню).

* * *

Сложившаяся в наши дни система имянаречения в виде имени, отчества, фамилии наследует традиции всего предшествующего исторического периода. Сама форма сейчас строго определена нормами записи актов гражданского состояния. А вот выбор имени полностью открыт и позволяет как родителям, так и самому человеку в полной мере реализовать свои предпочтения.

Прозвища продолжают жить и сегодня. Для взрослых в основном по деревням, в детском же возрасте в массовом порядке. Примером назвищ служат современные литературные псевдонимы. С развитием информационных сетей с их виртуальным общением назвища стали возвращаться в совершенно новом качестве сетевых ников. И здесь чётко прослеживается два способа их использования. Часть из них представляет собой псевдонимы, за которыми видны вполне реальные люди, при длительном общении участники даже могут перейти к открытому реальному общению. Другая часть сетевых ников выступают в роли личин, примерно таких же какие используются на Святках. Такие ники часто меняются (переряживаются). Поведение их носителей во многом напоминает игры злыдней, тролей. Вполне возможно, что сама форма личины и её использование побуждает носителей так себя вести. Так что стоит внимательно относиться к именам в виртуальном общении, как при выборе собственного ника, так и особенно при выборе собеседников.