Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 3. РОД

КРУГ ЖИЗНИ

Ведом мне мой отец да дед,

Да немного ближайший прадед,

А меж тем с изначальных лет

Даль времён моей жизнью правит.

Кто разведает, кто поймет,

Сколь глубоки веков секреты?

Даже самый незнатный род

Вдаль уходит - к корням планеты.

/И.И. Кобзев/

В русском языке слово "род", как одно из священных базовых понятий, породило целую группу однокоренных понятий: "родина", "народ", "природа", "род" (как семья, племя, династия), "родня", "сородичи", "порода", "родник" и так далее.

И это не случайно. Каждый человек, как птенец из гнезда, выходит из какой-то семьи (рода), за каждым пирамида его предков (род). Не только генетикой, но и тысячами невидимых культурных и традиционных связей каждый связан с этим основополагающим явлением. В народе верят и в то, что души предков в дальнейшем также могут участвовать в жизни живых. И это также проявление рода.

Иногда в литературе Род пытаются называть одним из языческих богов. Связано это с развитым культом предков и большим уважение в народе к этому понятию. Но всё же Род не имеет прямого отношения к кругу богов.

Род это обобщённое понятие предка, преемственность поколений, круг родственников, это генетический код, что живёт в каждой клеточке человека, где вся пирамида предков оставила свой неповторимый след.

Род даёт плоть, но без духа нет человека, без духа это всего лишь сосуд с рефлексами. Дух, поселившийся в теле, это и есть душа. И чем больше дух человека связан с божественным миром, тем больше сила этого духа, шире его возможности, тем большими талантами наделён человек.

Изображения, связанные с Родом, широко известны в наших краях. Сначала это были каменные бабы, на смену которым в дальнейшем пришли памятники. Дошедшие до нас каменные истуканы хотя и называются "бабы", но имеют зачастую явно подчёркнутую мужскую атрибутику.

В древнейшей мифологии с Родом связан образ общего гиперборейско-арийского "тысячеглавого, тысяченогого" великана Пуруши, изображения которого имеют характерный многоуровневый вид.

Наиболее же известными материальными символами, связанными с культом предков, являются чуры - деревянные столбы с человеческими ликами. Они служили оберегами границ жилищ, поселение, полей или других угодий. До сих пор сохранилось высказывание "чур меня", как обережный призыв к предкам, способный оградить от опасности.

Церковь, ведя на Руси активную борьбу с язычеством, не могла пройти и мимо весьма почитаемого в народе культа Рода. Действовали они не только запретами, но и подменой Рода на иностранного библейского Адама.

Тем не менее как язык, так и народный фольклор никогда не забывали родовую символику. Наиболее известны образы Рода в окружении двух богинь-рожаниц Лели и Лады в обережной вышивке.

Какой-то отдельный праздник, посвященный Роду, в календаре отсутствует, так как семейно-родовые элементы присутствуют практически во всех народных праздниках.

Как родники и речушки сливаются в единую реку, так и отдельные люди, семьи, рода (семьи с преемственностью) собираются в единый народ. Скрепляет их в единое целое язык, мировоззрение, традиции и общая судьба. Когда народ забывает свои традиции, то начинает хиреть, а территория его расселения уменьшается. И наоборот, в периоды подъема духа народ плодится и земли прирастают.

Истоки народной реки теряются в глубине веков. Души предков как правило безмолвно взирают с небес за делами ныне живущих, но иногда в критические моменты они напоминают о себе, помогая не заблудиться во времени. Бесспорно таким событием стало празднование Дня Победы в 2015 году, когда возникло народное движение Бессмертный полк. Уходящее поколение победителей передало эстафету ныне живущим. Это стало наглядным примером проявления русской родовой народной традиции на общенародном уровне.

Народ самым теснейшим образом связан с природной средой, в которую врос корнями. Русский язык эту родовую связь выразил ёмким словом Родина.